УДК 373.3
Педагогические условия формирования готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов
Лобойко Анастасия Витальевна – студентка Психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института
Научный руководитель Гузева Мария Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института
Аннотация: В статье рассматривается важность формирования готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов. Указывается, что именно организация определенных педагогических условий наилучшим образом способствует формированию рассматриваемой готовности. В статье приводятся педагогические условия, которые способны оказывать влияние не только на освоение определенных теоретических знаний о проблеме, но и будут практико-ориентированными, то есть будут способствовать формированию той самой готовности применить имеющиеся знания и умения в реальной ситуации конфликта.
Ключевые слова: конфликт, младший школьник, готовность, продуктивное разрешение, педагогические условия.
В настоящее время проблема конфликта является актуальной и в повседневной жизни, и в педагогическом процессе. В условиях общеобразовательной школы, как и в любой другой социальной среде, дети младшего школьного возраста сталкиваются с неоднозначными ситуациями, которые могут привести к конфликтам, к продуктивному разрешению которых они не готовы и только учатся из них выходить.
Педагог Ю.В. Васильев объясняет конфликт, как форму проявления обострившихся противоречий, возникающую в ходе профессионального и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также вызывающую у них негативные эмоции в общении и предполагающая конструктивный переход противоречий в устранение их причин обеими сторонами [3].
В рамках ФГОС НОО выделяются так называемые коммуникативные универсальные учебные действия, которые являются основой взаимодействия младших школьников друг с другом.
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» к коммуникативным УУД в сфере общения относятся следующие умения:
- умение воспринимать и выражать суждения и эмоции в соответствии с контекстом общения в привычной среде;
- проявление уважения к собеседнику и соблюдение правил общения в ходе диалога и дискуссии;
- признание наличия разных точек зрения;
- аргументированная и корректная выраженность собственного мнения [6].
Исходя из этих положений, можно отметить, что перечисленные коммуникативные УУД выступают предпосылкой для дальнейшего формирования готовности младших школьников к разрешению конфликтов.
Готовность к продуктивному разрешению конфликтов — это готовность прийти к компромиссу, поиск взаимоприемлемых решений и стремление к мирному урегулированию споров и разногласий. Она включает в себя открытость к диалогу, умение слушать других, а также умение выражать свои мысли и чувства таким образом, чтобы не вызывать агрессии или враждебности. Готовность к продуктивному разрешению конфликтов также включает в себя способность контролировать свои эмоции и вырабатывать рациональные решения вместо эмоциональных взрывов [4].
Разрешение конфликтов должно обязательно носить продуктивный характер, то есть положительным образом влиять на участников конфликта, укрепляя их взаимоотношения и развивая коммуникативные навыки.
Выделим некоторые положения, которые содержательно отражают сформированность готовности к продуктивному разрешению конфликтов:
- Эмоциональная осведомленность и навыки управления эмоциями. Младшие школьники, которые осознают свои эмоции и умеют контролировать и выражать их в корректной форме, в большей степени готовы к поиску конструктивных решений в конфликтах.
- Наличие знаний о том, что такое конфликт и какие бывают пути выхода из него с положительным результатом для обеих сторон.
- Умение прислушиваться к мнению других. Младшие школьники, которые умеют слушать других и учитывать их мнения и потребности, лучше справляются с разрешением конфликтов.
- Умение сотрудничать. Младшие школьники, которые способны работать в команде и участвовать в совместной деятельности, склонны искать способы сотрудничества в случае конфликта.
- Эмпатия. Младшие школьники, которые способны взглянуть на ситуацию с точки зрения других людей и учитывать их интересы, будут более готовы к поиску взаимоприемлемых решений в конфликте [5].
Чтобы минимизировать последствия конфликтов, педагогу необходимо продумывать и организовывать определённые педагогические условия, при которых все возникающие конфликты носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию, а значит способствовали бы продуктивному разрешению.
Педагог В.И. Андреев под педагогическими условиями понимает совокупность мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания [1].
Нам представляются следующие педагогические условия, способствующие формированию готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов:
- Учёт возрастных особенностей. Данное условие предполагает необходимость отбора материала (форм взаимодействия, методов, приёмов и т. п.) с учетом особенностей младшего школьного возраста.
- Развитие коммуникативных УУД. Должна быть организована целенаправленная работа (проведение игр, упражнений) по развитию таких коммуникативных умений, которые будут позволяют детям не только общаться между собой, но и продуктивно выходить из конфликтов, корректно выражать своё мнение, слушать и принимать точку зрения другого человека.
- Систематическая работа общеобразовательного учреждения по формированию знаний у младших школьников о сущности конфликтов и способах их разрешения. Она включает в себя разработку соответствующей программы по работе с младшими школьниками, которая подразумевает проведение внеклассных мероприятий, ролевых игр, просмотр видеофильмов, моделирование ситуаций конфликтов и другие виды деятельности, которые направлены на то, чтобы ознакомить младших школьников с понятием конфликта и продуктивными способами его разрешения.
- Организация взаимодействия школы и семьи. В этом случае родителям младших школьников могут быть предложены методические рекомендации, которые помогут им также развивать в своих детях определённые коммуникативные навыки, которые будут являться основой для готовности младших школьников продуктивно выходить из конфликтов [2].
Таким образом, школьная жизнь – не является исключением в вопросе возникновения конфликтов. Именно поэтому важно сформировать в младших школьниках готовность к продуктивному разрешению конфликтов. И в этом могут помочь определенные педагогические условия, которые будут оказывать влияние не только на освоение определенных теоретических знаний о проблеме, но и будут практико-ориентированными, то есть будут способствовать формированию той самой готовности применить имеющиеся знания и умения в реальной ситуации конфликта.
Список литературы
- Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2015 – 67 с.
- Бодалев, А.А. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / А.А Бодалев. – М.: Аграф, 2016 – 126 с.
- Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М.: Омега, 2012 – 201 с.
- Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова// Вопросы психологии. – 2012 – № 2 – С.14-20.
- Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин. – М.: Просвещение, 2016 – 114 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказа от 31.05.2021 г. № 286).