УДК 373.24

Дошкольное образование в Казахстане: проблемы и перспективы

Жиенбаева Сайра Нагашыбаевна – доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Исаева Жибек Кайруллиновна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Адамова Манара Елекеновна – магистр педагогических наук, директор Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматривается система дошкольного образования, вопросы модернизации, проблемы и перспективы дальнейшего развития одного из важнейших направлений образования в целом.  На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качественных показателей, которые предусмотрены в реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения. Современная концепция дошкольного образования в Казахстане, а также общая система и условия образовательной политики Казахстана в системе дошкольного воспитания и обучения направлены на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения. Статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021-2023 гг., Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина).

Ключевые слова: система дошкольного образования, вопросы модернизации, проблемы и перспективы, качественные показатели, модель развития дошкольного воспитания и обучения.

Проблемы и перспективы модернизации концепции дошкольного образования в Казахстане определены и структурированы в разработанной Модели, в которой полностью показаны пути и задачи обновления и дальнейшего развития дошкольного образования [1], [2].

Прогноз динамики роста населения страны до 2025 года предполагает увеличение контингента детей 2-6 лет на 132 572 детей и 3-6 лет на 97 114 детей. Данные факты указывают на дополнительную потребность мест в организациях дошкольного образования еще на 50%. Согласно данным ОЭСР, возврат инвестиций в раннее развитие детей составляет 7–10% ежегодно, за счет экономии средств на последующее корректирующее образование, повышение производительности труда, рост налоговых платежей и снижение преступности. Более того, результаты международного исследования PISA, проведенного в Казахстане в 2018 году, подтверждают, что получение дошкольного образования положительно влияет на дальнейшие успехи детей [3], [4].

В мировой системе оценки используются три компонента качества,  большинство показателей которого не учитываются в казахстанской системе дошкольного образования, поэтому необходима дальнейшая модернизация всей структуры дошкольного образования.

Первым шагом на пути к трансформации дошкольного образования было принятие в 2021 году Модели, являющейся концептуальной основой, определяющей направление дальнейшей трансформации предшкольного направления.

Реализация модели предусматривает создание условий для изменения содержания дошкольного воспитания и обучения, включая инклюзивное образование, нормативную и правовую поддержку, определение измеримых критериев, обеспечение целостности процесса раннего развития ребенка, внедрение гибких развивающих программ, обеспечение преемственности профессионального роста педагога и удовлетворенность родителей образовательной деятельностью организации дошкольного образования.

В 2021 году начато масштабное исследование по оценке качества дошкольного воспитания и обучения на территории нашей страны. Ранее таких масштабных исследовательских работ в дошкольном образовании не проводилось [5]. В рамках исследования ведется наблюдение за педагогическим процессом во всех регионах, включая разные виды дошкольных организаций: частные и государственные, городские и сельские. Промежуточные результаты исследования показывают низкие баллы по индикаторам безопасности среды, организации развивающего пространства и  взаимодействия педагогов с дошкольниками. Чтобы оценить качество процесса, была выбрана шкала ECERS-3 включающее  6 подшкал, в 35 показателях шкалы содержатся 468 индикаторов. Они охватывают: физическую, социальную, эмоциональную, познавательную, также безопасность и здоровье детей. Каждый показатель предусматривает максимально 7-балльное оценивание. 

В основном, дошкольные организации получали баллы по 35 показателям не выше 3 баллов, что соответствует неудовлетворительному качеству. На основе рандомной выборки были определены 64 детских садов, которых посетили эксперты. Параллельно с проведением исследования, командой экспертов разрабатываются критерии оценки качества дошкольного образования, которые к 2025 году будут заложены в основу Национальной системы оценки качества. Формирование такой системы требует фундаментального научно-обоснованного подхода, с использованием лучших мировых научных практик и подходов [4]. Большинство компонентов качества,  используемые в мировой практике, не учитываются в инструментах самооценки дошкольных организации, что влияет на дисбаланс ключевых навыков и компетенций, получаемых на разных уровнях образования, что может препятствовать формированию системы непрерывного обучения. В этом направлении идет работа по обновлению и обеспечению преемственности образовательных программ от дошкольного до послевузовского образования, где качество и результативность педагогического процесса в первую очередь будут определены через критерий воспитательного компонента. В этом направлении Модель развития предусматривает формирование личности дошкольника на фундаменте ценностных качеств через расширение гармоничного взаимодействия с семьей.

Кардинальные меры по модернизации дошкольного направления образования обозначены в Концепции, на основе которого будут реализованы основные задачи Национального проекта «Білімді Ұлт» [6]. На основе нормативных документов и обновлений в структуре и содержании учебно-методических комплексов будут разработаны УМК нового поколения [7].

Модернизация системы управления дошкольной организацией ориентирована на достижение главной цели – развитие личностного потенциала ребенка. В данном направлении создается развивающее образовательное пространство с ресурсными данными, соответствующими возрастным и уровневым характеристикам ребёнка, прорабатываются механизмы интеграции и совместного доступа к информационным системам сфер образования, здравоохранения и социальной защиты с целью создания механизма раннего выявления и коррекции особых образовательных потребностей на основе данных скрининга ребенка, его психолого-медико-педагогической диагностики и наблюдения специалистами медицинских и дошкольных организаций.

По итогам исследования качества, проводимого в рамках модернизации системы дошкольного образования, определены «точки роста» для распространения лучшего опыта. «Точками роста» стали центры компетенций для повышения квалификации управленцев и педагогов дошкольного образования на их базе. Управленческая инновация обеспечивает переход от прямого администрирования к формированию систем мотивационного направления, к развитию творческой инициативы педагогов. Создание корпуса лидеров-управленцев в данной сфере помогает распространению лучшего опыта по управлению качеством с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на качество образовательных услуг. Работа, направленная на достижение качественного уровня в дошкольном образовании, осуществляется поэтапно через обеспечение доступности путем совершенствования нормативных документов, подготовки педагогического резерва, повышения квалификации педагогических кадров.

Таким образом, дошкольное образование в Казахстане стало предметом серьезного внимания с целью улучшения качества образования и подготовки детей к следующему уровню, что подчеркивает необходимость комплексных усилий для улучшения системы образования для самых маленьких граждан страны. Вопросы доступности, качества образования, подготовки педагогов, финансирования и нормативного регулирования требуют внимания и системных решений. Несмотря на имеющиеся проблемы, в сфере дошкольного образования Казахстана также присутствуют перспективы. Развитие инфраструктуры, повышение квалификации педагогов, интеграция инноваций и использование современных подходов, а также государственная поддержка и партнерство с родителями являются ключевыми аспектами для улучшения образовательной среды для детей дошкольного возраста.

Создание эффективной и доступной системы дошкольного образования важно не только для обеспечения успешной адаптации детей к школе, но и для формирования их навыков, способностей и основ для будущего развития как активных и осознанных членов общества.

Список литературы

  1. Модель развития дошкольного воспитания и обучения, ПП РК от 15 марта 2021 года, №137 https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000137
  2. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III. – https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
  3. Ибрагимова, Г.К., ЧесноковаН.П., Мирза, Н.В., Шкутина, Л.А. Возможности оценки качества дошкольного образования с помощью методики ECERS-R в Казахстане // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Том 8. – № 5. – http://sciforedu.ru/article/2965
  4. Хармс Т., Ричард М., Клиффорд Д., Крайер Д. Шкалы комлексной оценки качества в дошкольной организации образования. – М., 2017. – 136 с. – http://det-sadic.narod.ru/ct_ctar_vocpit/metod_kopilka/ECERS-R.pdf
  5. Исаева Ж.К., Жиенбаева С.Н., Адамова М.Е. Критерии оценки качества дошкольного воспитания и обучения // Сборник материалов форума «Научные основы модернизации системы образования и науки». – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2023. – С. 165–171. - https://drive.google.com/file/d/1-Z2mP1cSp63I4cZ646ZXc_wEJn6Co2rI/view?usp=sharing
  6. «Білімді ұлт» сапалы білім беру» Ұлттық жобасын бекіту туралы ҚР Үкіметінің 2021 жылғы 12 қазандағы № 726 қаулысы. – https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000726
  7. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Профессиональная этика воспитателя детского сада // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 3–2 (47). – С. 1245–1249. – https://drive.google.com/file/d/1B1HPqZ35EpXxwIdmPA0VyzHWkgcMBByO/view.

Интересная статья? Поделись ей с другими: