УДК 37.013

Проектная деятельность как способ повышения внутренней мотивации к обучению и раскрытия личностного потенциала обучающихся в системе СПО

Гордеева Ирина Викторовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Физики и химии Уральского государственного экономического университета

Аннотация: В статье рассматривается роль дисциплины «Основы проектной деятельности» в процессе получения обучающимися колледжа основных навыков работы с проектами, включая анализ причин неудач проектов и выработку собственной стратегии реализации последних. Отмечается, что при изучении данной дисциплины студенты получают необходимые коммуникативные навыки, обучаются умению работать в команде и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также представлять информацию в доступной для понимания форме. Все это способствует повышению внутренней мотивации к процессу обучения в колледже и раскрытию личностного потенциала обучающихся.

Ключевые слова: студенты колледжа, процесс обучения, внутренняя мотивация, проектная деятельность, анализ проекта.

В современной преподавательской практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда студенты учреждений системы профессионального образования высказывают претензии в отношении включения курсов тех или иных дисциплин в программу обучения, так как любые изучаемые темы оцениваются с точки зрения прагматической ценности для конкретного вида будущей деятельности. Очевидно, что интенсификация процесса обучения невозможна без повышения заинтересованности обучаемого контингента в освоении материала, что определяет внутреннюю мотивацию к получению знаний. В этом плане дисциплина «Основы проектной деятельности», включенная в перечень обязательных для изучения студентами первых курсов учреждений системы среднего профессионального образования, представляет собой наглядный пример предмета, позволяющего не только привлечь обучающихся к научно-исследовательскому процессу в выбранной сфере, но и дать возможность последним проявить инициативу, умение работать в команде, согласовывая свои действия, приобрести навыки работы с информацией, анализируя ее и выбирая необходимые сведения, что подтверждается многими исследователями [4, 5]. К сожалению, значительная часть доступной педагогической литературы посвящена описанию либо проектной деятельности студентов в высших учебных заведениях [3, 6], либо констатации факта уже сформированных компетенций студентов СПО, востребованных в процессе работы над курсовыми или дипломными проектами (подразумевается, что навыки проектной деятельности у обучающихся a priori наличествуют) [2, 7].

Вместе с тем не следует забывать, что прежде чем ставить вопрос о работе над серьезными научными или информационными проектами, необходимо донести до обучающихся сведения о видах, структуре, источниках финансирования, технологиях защиты и многих других элементах проектной деятельности как таковой, поскольку, как показывает опыт преподавательской деятельности, у 40-60% студентов первого курса подобные знания отсутствуют, несмотря на наличие некоторого опыта выполнения проектов в период обучения в средней школе. Подобный диссонанс может быть отчасти обусловлен тем, что в последнем случае проекты выполнялись под руководством конкретных преподавателей при изучении определенных предметов (истории, литературы, биологии и пр.) школьной программы; личная заинтересованность учащихся могла при этом учитываться, но нередко не имела отношения к их персональным планам в отношении дальнейшей самореализации, что отчасти превращало подобный вид деятельности в формальный процесс [1].

Что касается проектной деятельности в системе среднего профессионального образования, то в данном случае подразумевается, что обучающиеся выбирают темы самостоятельно (из списка, составленного преподавателем, или предлагая свою собственную), соотнеся их со своей специализацией, интересами и возможностями. В колледже Уральского государственного экономического университета присутствуют такие направления подготовки как «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция», «Правовое и системное администрирование» (будущие юристы), «Земельно-имущественные отношения» и «Информационные системы и программирование». Как мы видим, спектр направлений подготовки достаточно широк, аналогичным образом обучающиеся различаются по кругу интересов, уровню подготовленности в области гуманитарных и математических дисциплин, а также наличию реальных представлений о будущей профессиональной деятельности (и даже присутствию некоторого опыта работы в данной сфере). В то же время педагогический опыт показывает, что даже столь разнородный контингент в подавляющем большинстве заинтересован в процессе обучения как таковом, поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы с самого начала занятий по основам проектной деятельности добиться проявления внутренней мотивации аудитории к получению знаний. Поскольку представителей современного молодого поколения (т.н. поколения Z) нередко обвиняют в наличии «клипового мышления», проявляющегося, в том числе, в неспособности усваивать большие объемы текстовой информации, то данные особенности обучающихся необходимо учитывать при проведении как лекционных, так и практических занятий: схемы и иллюстрации воспринимаются лучше, чем перегруженные текстом слайды, а чужой негативный опыт — лучше, чем поучительные рекомендации.

Именно поэтому уже на первых занятиях производится анализ неудач и провалов конкретных проектов, которые реализовывались как на территории Свердловской области, так и за ее пределами. Цель подобного анализа — не только поиск причин несостоятельности планов и программ, но и выдвижение собственных идей о том, каким образом можно было бы исправить ситуацию, какие технологии, средства и специалисты требуются для корректировки проектов (если такое вообще возможно). Аналогичным образом для оценки вновь запускаемых региональных или местных проектов используется технология «шести шляп мышления», позволяющая обучающимся проанализировать одну и ту же идею (или ситуацию) с разных точек зрения, учитывая как позитивные, так и негативные моменты, эмоциональную и фактологическую составляющие любой программы, безотносительно от целей и сроков ее реализации. Поскольку технология «шести шляп» организуется в игровой и командной форме (каждой шляпе соответствует определенная команда участников), при этом представители команд-соперников имеют возможность задавать друг другу дополнительные вопросы, то подобная форма проведения занятий способствует формированию у обучающихся коммуникативных навыков, умения излагать информацию в доступной для понимания форме и аргументированно отстаивать свое мнение, – т.е. тех самых качеств, которые востребованы современными работодателями.

Аналогичным образом проводятся занятия, посвященные изучению участия в конкурсах проектов, проведения опросов, технологий устного выступления и пр. Обучающимся предлагается в произвольной форме проинформировать студенческую аудиторию о своих достижениях (в любых сферах деятельности – спорте, искусстве, бизнесе, волонтерстве, блогерстве), увлечениях, причинах выбора места учебы (вопреки распространенному мнению, многие студенты выбирают колледж и будущую профессию вполне осознанно). Таким образом представители студенческой молодежи получают возможность не только познакомить окружение и преподавателя со своими способностями и талантами, но и научиться свободно излагать свои мысли, поскольку в подобных случаях при представлении информации студенты чувствуют себя гораздо увереннее, чем при выступлениях с докладами на темы, предложенные преподавателем. При этом основная часть студенческой аудитории выслушивает выступающих с пониманием, поддержкой и вниманием, демонстрируя эмпатию, такую важную в период адаптации к новым условиям обучения.

Получив подобные навыки коммуникации, устных выступлений, умения разбираться в причинах неудач проектов и аргументированно излагать свою точку зрения, студенты достаточно успешно работают в дальнейшем над темами выбранных проектов и представляют их аудитории в период защиты, уже имея отчетливые представления о реальной проектной деятельности. Таким образом, организация занятий по основам проектной деятельности в удобной для усвоения информации форме способствует повышению внутренней мотивации не только к изучению данной дисциплины, но и процессу обучения в целом, а полученный опыт реализуется уже при работе над курсовыми и дипломными проектами. Полезность дисциплины «Основы проектной деятельности» отмечается и самими студентами: при проведении анкетирования на анонимной основе около 82% опрошенных указали, что изучение тем предмета позитивным образом повлияло на процесс обучения в колледже.

Список литературы

  1. Везетиу Е.В. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в процессе обучения // Медиаvектор. 2022. № 6. С.23-27.
  2. Корякина И.В. Организация проектной деятельности студента техникума // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 86-88.
  3. Никейцева О.Н. Проектно-ориентированный метод обучения будущих специалистов сферы туризма в социокультурной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 276-279.
  4. Петрухина М.Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 113-116.
  5. Попова А.С. Развитие проектной деятельности студентов как инструмент формирования профессиональных компетенций // Профессиональная ориентация. 2019. № 2. С. 31-36.
  6. Сидоров А.Н., Захарова Э.А., Ваганова О.И., Абросимова М.А. Стартапы как инструмент развития студенческого бизнеса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 7 (65). С. 38-44.
  7. Чаплыгина А.В. Реализация проектной деятельности обучающихся образовательного кластера как условие их профессионального самоопределения // Известия ВГПУ. 2023. С. 61-67.

{social]