УДК 613.84

Исследование осознанности курения и ведения здорового образа жизни среди студентов Уральского государственного медицинского университета

Фертикова Наталья Сергеевна – старший преподаватель кафедры Биохимии Уральского государственного медицинского университета.

Гареева Алина Зуфаровна – студент Фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета.

Савин Владислав Павлович – студент Фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета.

Аннотация: В статье описываются результаты анкетирования студентов по выявлению осознанного отношения к курению, осознанности данного выбора и здорового образа жизни. Также в статье приведена статистика полученных данных. По статистике ВОЗ, в мире регулярно курят или употребляют табак в других формах около 1,3 млрд. человек. Курят примерно 47% мужчин и около 12% женщин. Относительно табакокурения в России можно сказать, что уровень табакокурения среди женщин в регионах России составляет от 13% до 40% и продолжает нарастать. В то же время статистика среди мужчин показывает от 55% до 82% и продолжает нарастать. Также в статье выясняется, мнение студентов о совместимости употребления табачных изделий и ведения здорового образа жизни.

Ключевые слова: студенты, осознанность, курение, здоровый образ жизни.

Курение – это процесс, который одним людям доставляет удовольствие, а другим – дискомфорт. Человек осознанно начинает курить,однако осознать весь вред от курения и избавиться от зависимости могут не все.

Как отмечает Бочаров С.И, что особенностью табачной зависимости, по сравнению с другими химическими зависимостями, является ярко выраженная физиологическая составляющая табачной зависимости. Ни одна другая химическая зависимость не имеет такой сильной физиологической составляющей. Причиной этого является большое число специфических действий, связанных с процессом курения. Автор отмечает, что ученые подсчитали, что курящие люди в среднем совершают 90 000 специфических движений, связанным с курением в год. Идет мощное программирование и подкрепление привычного поведения курящего, превращающегося в автоматизм.Автоматизм в курении настолько велик, что часто человек даже не осознает, сколько времени прошло между предыдущей сигаретой и новой.Поэтому решение проблемы табачной зависимости настоятельно требует существенного повышения осознанности курения.[1].

В настоящее время по данным ВОЗ, в мире регулярно курят или употребляют табак в других формах около 1,3 млрд. человек. Курят примерно 47% мужчин и около 12% женщин. [2]. В одной сигарете в среднем содержится 0,08 мг никотина, в то время, когда в 1 мл жидкости для системы VAPE содержится 1,5 мг никотина. Статистика показывает, чтовзрослый человек выкуривает примерно 10 сигарет в день, то есть в день взрослый человек потребляет около 0,8 мг никотина.[2].

Если человек курит электронные сигареты, то в среднем он выкуривает 4,5 мл жидкости, что ровняется 6,75 мг никотина в день. Не стоит забывать про состав сигарет и жидкостей для VAPE. Шахиджанян В. отмечает что, сигарета состоит: не более 40% табака, треть – обработанная жилка, оставшееся – бумага.[3]. Состав жидкости для электронной сигареты: пропиленгликоль, глицерин, никотин солевой, ароматизаторы. Пропеленгликоль и глицерин оказывают токсическое действие на организм человека. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что электронные сигареты являются более вредными,чем обычные сигареты.

Термин «осознанность» ввел еще в 1970-е годы биолог Джон Кабат-Зинн. Как утверждает Лорен Кассани Дэвис «состояние ума – акт “целенаправленного внимания” к настоящему моменту, характеризующийся “непредвзятым” отношением к нему. Но осознанность – это светская философия и набор приемов, разработанных на основе традиций буддистской медитации, которые насчитывают не одну тысячу лет [7, с, 1]. По мнению Черепахина А.Н осознанность – это внимание, направленное на то, что происходит здесь и сейчас, во внутреннем или внешнем мире, воспринимающее это безоценочно, открыто и с принятием.[4].

Королева Н.А выделяет в своих работах следующие виды осознанности: физическая осознанность, астральная (эмоциональная) осознанность, ментальная осознанность, духовная осознанность [5, с. 2]. Бьорн Меркер отмечает, что за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Таким же образом, люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. [6].

С позиции актуальности осознанного отношения к курению и здоровому образу жизни у студентов, нами было проведено анкетирование с целью выявить осознанность курения и ведения здорового образа жизни. Нами было опрошено 132 студента Уральского государственного университета (94)девушки и (38) юноши, в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты и обсуждение

Исходя из числа опрошенных нами студентов, выяснилось, что 53,3% – не курят, 46,7%-курят (38,1% ответили, что курят постоянно, 8,6% курят изредка). При этом 97,7% курящих участников анкетирования осознают, что курение – плохо,2,3% затрудняются с ответом. Ни один из студентов не ответил, что курение -хорошо. На рисунке 1 приведена диаграмма ответов на данный вопрос.

1

Рисунок 1. Ответ на вопрос: «Осознаете ли вы, что курение плохо».

Несмотря на то,что 97,7% участников относятся к курению неудовлетворительно, однако в совокупности 46,7% студентов(62 человека из 132) употребляют сигареты.

Так же 96,2% опрошенных студентов считают, что курение вредит здоровью, 3,8% затрудняются дать оценку вреда. На вопрос «Как вы думаете курение это физическая или психологическая зависимость» 59,1% ответили,что обе зависимости, 40,2% что зависимость психологическая и 0,7% считают,что зависимость физическая, диаграмма ответов представлена на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Ответ на вопрос: «Как вы думаете курение это физическая или психологическая зависимость».

 Далее мы выясняли, пытались ли курящие студенты бросить курить 55,3% студентов ответили, что не пытались бросить, 32,9% пытались, но безуспешно, 11,8% бросили курить в повседневной жизни, но изредка курят. На вопрос «В каком возрасте вы стали курить?» 56,3% ответили, что в возрасте 17-19 лет,32,8% – 14-16 лет,8,6%-12-13 лет, 1,8% – 20-24 лет и 0,5% – 25+ лет. Ответы приведены на рисунке 3

3
Рисунок 3. Ответ на вопрос: «В каком возрасте вы стали курить».

В результате анкетирования 42,1% не задумывались над эмоциями во время процесса курения,34,2% ответили, что получают позитивные эмоции от курения, 23,7% не получают никакого эмоционального окраса, а действуют машинально. Среди курящих студентов 47,7% отмечают, что их близкие родственники курят. 70,5% (90 человек) из числа курящих людей употребляют электронные сигареты, 23% сигареты,6,5% системы нагревания табака. На вопрос «Сколько раз вы курите в течение дня?»38,6% курят более 10 раз в день,26,3% 4-6 раз в день,21,1% 1-3 раз в день,14% 7-10 раз в день. На вопросы анкетирования 89,4% опрошенных отметили, что знают, что такое пассивное курение,5,3% не знают,5,3% затрудняются ответить. При этом 87,1% курящих студентов признают, что пассивное курение влияет негативно на здоровье окружающих людей,12,1% затрудняются с ответами, 0,8% считают, что не влияет. На вопрос «Может ли курящий человек вести ЗОЖ» 42,4% отмечают, что курение и ЗОЖ несовместимы,39,4%допускают совмещение курения и здорового образа жизни,18,2% затрудняются ответить. Далее мы просили всех студентов (курящих и не курящих) отметить мотивы, по которым люди, на их взгляд, начинают курить:90,9%-для снятия напряжения, 72% -за компанию, 56,1% – любопытство, 47,7% – хочу быть взрослым, 31,1% – от нечего делать, 27,3% -курение поднимает настроение, 18,2%-помогает похудеть, 4,5%-затрудняются ответить.Ответы на вопрос приведены на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Ответы на вопрос: «Отметьте мотивы по которым на ваш взгляд люди начинают курить».

Затем, мы попросили отметить системы органов, на которые, по их мнению, влияет негативно курение: 90,9% отметили дыхательную систему, 80,5%- сердечно-сосудистую систему,71,4%-нервную систему, 40,3%- пищеварительную систему, 39% – на органы чувств, однако 5,2% считают, что не вредят организму курением, что проиллюстрировано на рисунке 5.

5

Рисунок 5. Ответы на вопрос: «Как вы считаете, на какие органы курение влияет негативно».

Зная негативное влияние на организм, и вследствие курения 57,5% студентов ответили, что человечество не может отказаться от курения совсем, а 42,5% считают, что может.

Выводы

Подводя итоги анкетирования можно сделать выводы о том, что 97,7% студентов медицинского университета, действительно осознают, что курение -плохо, а 96,2% понимают, что курение вредит здоровью, 1,5% студентов осознают, что курение плохо, но не связывают его с вредом для здоровья. Студенты отмечают негативное влияние курения на такие системы органов как: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, а также на органы чувств. Большая часть студентов считают курение совмещенной зависимостью – как психологической, так и физической. Большинство студентов (56,3%) начали курить в юношеском возрасте в 17-19 лет, (32,8%) в подростковом возрасте в 14-16 лет. 120 из 132 опрошенных респондентов считают, что люди курят для снятия напряжения, а также 95 человек отмечают, что за компанию, из чего следует, что возможно они не совсем осознанно подходят к процессу курения. 42,4%(56 человек) студентов считают невозможным одновременно совмещать курение и ЗОЖ, они осознают негативное влияние табачной продукции на организм человека, но наряду с этим 39,4% (52 человека) считают, что курящий человек может вести ЗОЖ, не до конца осознавая последствия для здоровья. Из результатов анкетирования, что 89,4% (118 человек) опрошенных студентов-медиков знают, что такое пассивное курение, что оно приносит вред. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство студентов, обучающихся в медицинском ВУЗе отрицательно относятся к курению, считают, что курение и ЗОЖ несовместимы. Однако достаточно большой процент студентов курят, что позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности осознанного мышления, интерпретации ощущений и чувств, связанных с процессом курения, что создает основание полагать, что студенты обладают недостаточным осознанием своей позиции отношения к курению.

Список литературы

  1. Бочаров С. И. Как добиться осознанность в курении? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/288433 (дата обращения 13.10.2023).
  2. Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru (дата обращения 13.10.2023).
  3. Шахиджанян В. Состав сигарет: сколько химии сразу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kurilbrosil.ru/articles/facts/sostav-sigaret-skolko-himii-srazu-10?ysclid=lpf8apw383809391426 , свободный (дата обращения 13.10.2023).
  4. Черепахин А. Н. Что же такое осознанность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/459473/?ysclid=lp4cccipb7256188768https://www.b17.ru/article/459473/?ysclid=lp4cccipb7256188768 (дата обращения 25.11.2023).
  5. Королева Н. А. Виды осознанности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru/podcast/nadezhda-koroleva-32367141/vidy-osoznannosti-69359805 (дата обращения 25.11.2023). – 2023 – С. 1-2.
  6. Иванникова А. Нейрофизиология осознанности и мотивации. Как вместо энергий перейти к практике и повысить свою эффективность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.litres.ru/podcast/anna-ivannikova/8-7-neyrofiziologiya-osoznannosti-i-motivacii-kak-vmesto-e-69746148 (дата обращения 25.11.2023). – 2020. – С. 1-2.
  7. Тимоти У. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.litres.ru/book/timoti-uoker/finskaya-sistema-obucheniya-kak-ustroeny-luchshie-shkoly-v-mi-30475213 (дата обращения 25.11.2023). – 2020 – С. 1-2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: