УДК 78

Американский период в творчестве А.Дворжака. Струнный квинтет №3 Es-dur, op. 97. Сонатина для скрипки и фортепиано g-moll, op.100.

Чжэн Цзиньнуо – магистр кафедры Струнных Инструментов Оркестрового факультета Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки.

Аннотация: Творчество Антонина Дворжака является немалозначимым для струнников, так как его концерты для скрипки и виолончели являются заслуженными образцами мирового искусства. Помимо того, что Дворжак был композитором, он отлично владел фортепиано, альтом, скрипкой, органом. Знание струнной специфики и особый узнаваемый стиль делает его произведения важной составляющей в репертуаре музыкантов-струнников.

В этой работе мы рассмотрим несколько произведений (Сонатина для скрипки и фортепиано соль мажор (1893), op.100 и Струнный квинтет №3 ми-бемоль мажор (1893), op. 97,) Антонина Дворжака, написанных в Америке (1892-1895). Выявим черты этого творческого периода, так как эта земля принесла ему поток творческого вдохновения, свежего и особенного. Он открыто говорил о своем желании изучать простые мелодии баллад и песен о плуге: "Эти прекрасные и разнообразные темы - продукт земли, они принадлежат Америке, это уникальная американская музыка. Вы должны обратиться к ним. В негритянских спиричуэлс Америки я нахожу все черты, которыми должна обладать великая и благородная музыкальная школа" [6].

Ключевые слова: Дворжак, Америка, сонаты, струнные квинтеты, камерно-инструментальное творчество.

Весной 1891 года Дворжак был приглашен в США, стал директором Национальной консерватории Нью-Йорка. Здесь он написал множество знаменитых музыкальных произведений. Это Струнный квартет ор. 96, Струнный квинтет ор. 97, Сонатина для скрипки и фортепиано op.100 и симфония «Из Нового света».

Струнный квинтет №3 ми-бемоль мажор (1893), op. 97 для двух скрипок, двух альтов и виолончели. Дворжак написал в Спилвилле на летних каникулах, вместе со струнным квартетом №12.

Первая часть (Allegro non tanto). «Раскачивание» на мотивах индейской пентатоники во вступлении подготавливают главную партию. Переклички инструментов на PP, с ходом на терцию и с пунктирным ритмом, создается впечатление, будто бы перед нами открывается занавес с интригующей историей. Главная партия состоит из двух тематических элементов. Первая основана на синкопах и пентатонических оборотах, сопровождение и рождение мелодии на рр. При прослушивании возникает ощущение, что композитор хотел передать пасторальность на индейский манер. В начале квинтет звучит мягко благодаря плавному мелодическому рисунку. Далее появляется еще один тематический элемент. По звучанию больше походит на европейскую музыку, с чертами народного танца. Бодрые синкопы и пунктиры окутывая всю часть, объединяют все ее разделы, сохраняя характер единым. Побочная партия — опора в мелодии на пентатонный лад и натуральный соль минор. В ней сочетаются мягкость мелодии с острым и настойчивым пунктирным ритмом, который играет важную роль в разработке. Разработка пронизанна пунктирами и приводит к ликующему звучанию второго элемента главной темы в начале репризы. Закрепление главенства главной темы в коде. На структуру и драматургию части влияет двухэлементность главной партии. Реприза начинается со второго элемента главной партии, а первый возвращается в начале коды. Все инструменты играют в начале коды в унисон на forte и из лирической песни она превращается в самый настоящий гимн. Последние такты части необычны для Дворжака — это «истаивание» в тихой динамике.

Вторая часть (Allegrovivo), — скерцо, написано в сложной трехчастной форме с трио. Тональность ее — H-dur — составляет красочный большетерцовый контраст к основной тональности квинтета. Тональный план квинтета довольно свободный. Главная тема части навеяна индейскими мелодиями. В первых тактах имитируется бой барабана.

Средний раздел первой части продолжает «чешскую» линию в квинтете, начатую в первой части цикла. Своей славянской напевностью тема напоминает чешскую песню. Ее изложение характерно для вокальной музыки: это дуэт скрипок в терцию. Тональность D-dur — еще один пример романтически-красочных тональных соотношений квинтета. В репризе тема будет излагаться уже в основной тональности скерцо. H-dur, что придает форме скерцо черты сонатности. Трио контрастно по характеру и звучит в Си-миноре, тема имеет славянские истоки. У первого альта звучит проникновенная мелодия, напоминающая протяжную песню, на фоне сдержанных пиццикато, напоминающих народные инструменты. Можно сказать, в этом сочинении альт — «лирический голос» автора. Так как играя на альте, он провел несколько лет в оркестре, этот инструмент был особо любим и близок ему.

Третья часть — Larghetto — вариации. В этой части есть оттенок грусти и эпичность, славянский колорит бесспорен. Поначалу тема звучит сдержанно, в хоральной фактуре и неторопливом движении. В теме заложена возможность ладового движения: ее тональность ля-бемоль минор, но ее окончание в одноименном мажоре, благодаря этому композитор добивается просветленности в звучании темы. Дворжак строит форму по классической модели, не создает жанрово-характерные вариаций, а развивает вариации фигуративно.

Первая вариация выдерживает форму темы, не сокращая ее. Во второй вариации на фоне тремоло происходят переклички инструментов. В третьей — унисон скрипок в терцию. В четвертой вариации солирует виолончель на фоне мелодического тремоло.

Решительный характер пятой вариации составляет значительный контраст с предыдущими вариациями. Тема здесь звучит мощно, гимнически. Как и в коде первой части, здесь возникают унисоны, придающие теме собранность звучания и эпичность. После полнозвучного утверждения темы экспрессия постепенно спадает, и третья часть заканчивается очень тихо и строго на рр.

Четвертая часть. Allegro giusto — танцевальный и бойкий финал написан в форме рондо. Тема Рондо свойственна австрийской народной музыке благодаря песенной теме в пунктирном ритме, простоте и повторности гармонических оборотов, но в финале встречаются реминисценции американских мотивов. Так, первый же эпизод звучит в натуральном соль миноре и интонационно происходит из побочной партии первой части. Повторное проведение этой темы в ми-бемоль миноре придает финалу черты рондо-сонаты. Находится в финале место и лирике. Второй эпизод звучит светло и задушевно, являясь несомненным продолжением линии, начатой в трио второй части и продолженной в третьей. Как и тема первого эпизода, эта тема также дважды проводится в финале. Таким образом, лирика занимает в цикле в целом значительное место.

Сонатина для скрипки и фортепиано соль минор написана в Нью-Йорке в 1893 году под юбилейным, сотым опусом. Является последним камерным произведением, написанным в Америке. Дворжак посвятил сонатину своим детям ― дочери Отили, играющей на фортепиано, и сыну Тонику, играющему на скрипке.

Состоит из четырех частей: Allegro risoluto, Larghetto, Scherzo, Finale.

Первая часть — бодрая, решительная, но изящная часть. Написана в сонатном allegro. Главная партия начинается с мотива из четырех тактов, который имеет важную роль ― задает энергичный тон сонатины и развивается на протяжении всей разработки по ступеням тонического трезвучия. Лиричная и нежная, Побочная партия проводится в параллельной тональности ― ми миноре. Переклички у фортепиано и скрипки на фоне волнительных триолей в левой руке на пианиссимо.

Вторая часть написана в Соль миноре, по звучанию родственна индейскому фольклору. Единственная медленная часть в этом произведении. Основная тема задумчивая, меланхолическая. Часть издавалась и как отдельное произведение под названиями «Индейская колыбельная», «Индейский плач».

Третья часть Molto vivace — грациозное, танцевальное скерцо, написано в размере 3/4. В крайних разделах узнаваемый энергичный темп с острой шестнадцатой к третьей доле. В трио мелодия более мягкая, но тоже танцевальная. Она сопоставляется с решительными и даже суровыми

интонациями, излагаемыми в октаву обоими инструментами.

Четвертая часть написана в сонатном аллегро. Обилие синкоп и пунктирных ритмов. Главная партия бодрая и танцевальная. Побочная партия имеет воинственный характер благодаря мелодии в пунктирном ритме и бурлящим триолям.

Эта сонатина написана для детей Дворжака, можно сказать, это произведение нацелено на юношеское музицирование. Вся соната невелика по объему, но оригинальна по содержанию. Поэтому она имеет определенную исследовательскую и исполнительскую ценность, красоту звучания, а значит, заслуживает внимания людей.

Сложностью в ансамблевом плане составляют синкопы и полиритмы, музыкантам нужно объединять короткие фразировочные лиги в одну большую музыкальную ткань, не позволить ей оборваться. Важно также выстроить «переклички» в партиях.

Американский период выдался плодотворным и значительно улучшил материальное состояние композитора. Кроме того, ему удалось соединить в своем творчестве европейское, индейское и африканское, что стало базой для других молодых композиторов и отличным примером создания собственного, оригинального языка, основанного на мотивах разных народов. Для получения этой оригинальности звучания он использовал «блюзовый» лад, пентатонику, гексатонику, эолийский лад, претворяет в своей музыке ритмические и интонационные особенности негритянского спиричуэла, острые синкопированные ритмы и плагальные гармонические обороты. Кроме смешения культур, композитор так же и соединяет в творчестве романтизм и классицизм.

«Дворжак не теряет цельности и оригинальности собственного стиля, успешно соединяя их с выработанными методами композиции. Мотивы спиричуэлов, характерные синкопированные и пунктированные ритмы и специфические лады органично входят в сонатные и трехчастные формы, развиваясь по законам европейской академической музыки — с помощью мотивного вычленения, секвенций, а также с использованием полифонических приемов. Пожалуй, именно в «американских» сочинениях Дворжака наиболее ярко проявились универсализм и цельность личности выдающегося музыканта» ‎ [5, с.208].

Американские традиции, человеческая среда и народная музыка для творчества А. Дворжака дали свежие чувства и идеи, и под влиянием этих факторов творчество композитора стало более полным и универсальным.

Список литературы

  1. Барановская Р.И. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 1972. 391 с.
  2. Гарифова Л. А. Камерные ансамбли в творчестве Антонина Дворжака // Наука, образование и культура. 2021. №5 (60). С. 47-54.
  3. Гулинская З.К. Антонин Дворжак. М.: Музыка, 1973. 239 с.
  4. Королева Е. В. Мелодическая самобытность и фольклорная интеграция в камерном творчестве А. Дворжака (на примере Сонатины для скрипки и фортепиано, ор. 100) / Фортепианное наследие композиторов венской школы: история, педагогика, интерпретация : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. С. 165-168.
  5. Сударева М. А. Камерно-инструментальное творчество Антонина Дворжака: диссертация канд. иск., 17.00.02 // Сударева Мария Александровна. Москва, 2012. 24 с.
  6. Чэнь Сяоли. Из Нового Света - более пристальный взгляд на Дворжака, который любит свою родину. Шанхай, 2016. URL: http://www.chinawriter.com.cn