УДК 7.036:004.8

Применение технологий искусственного интеллекта в художественной сфере деятельности

Лысенко Алёна Олеговна – студент-магистр кафедры математического обеспечения и стандартизации информационных технологий Института информационных технологий.

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы и угрозы использования технологий искусственного интеллекта в творческой деятельности человека. Оцениваются возможности вытеснения сгенерированными нейросетями работами авторского творчества в трёх сферах художественной деятельности: литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, генерация текстов, генерация изображений, генерация музыки, ИИ, AI, искусственный интеллект и искусство.

Тема исследования. Границы применения технологий искусственного интеллекта в творческой сфере – реальные, потенциальные и этически допустимые.

Цель исследования. Определение задач, которые можно решать в художественной сфере деятельности с использованием искусственного интеллекта.

Проблема исследования. Рост популярности различных нейросетей приводит к тому, что в обществе складывается мнение, что искусственный интеллект в силах заменить человеческое творчество. При этом возможности ИИ даже в перспективе не дотягивают до человеческих – и понимание их границ позволит определить рамки применимости искусственного интеллекта в художественной сфере.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Использование искусственного интеллекта в самых различных сферах деятельности человека становится трендом – в данном случае речь идёт как о его имиджевом применении (следование моде), так и о практическом внедрении взамен процессов, выполнявшихся «по старинке».

Однако если в сфере обработки больших данных (Big Data) искусственный интеллект имеет гораздо больший потенциал, чем человеческий мозг или стандартные вычислительные алгоритмы, то в сфере творчества ситуация выглядит не так однозначно.

Человеческий талант, в крайнем своём проявлении именуемый гениальностью, превосходит любую известную на данный момент нейросеть, поскольку задействует не только анализ имеющейся информации и создание новых произведений по образу и подобию имеющихся моделей, но и генерацию абсолютно нового, ранее не существовавшего продукта интеллектуальной деятельности.

  1. Искусственный интеллект и литература.

Структура и логика построения текстов наиболее близка машинному «мышлению», поскольку по сути своей родственна логике языков программирования, на которых и пишутся все программы. Вероятно, поэтому, а также потому, что обучение нейросети в данном случае более структурированно, а результат поддаётся логической оценке, именно текстовые нейросети на основе модели GPT-3 получили в наше время максимально широкое распространение. [1]

Очевидно, что генерация текстов самообучающимся на основе технологии Deep Learning искусственным интеллектом может быть достаточно качественной и иметь практическое применение. Однако под сомнением остаётся художественный уровень текстов, созданных на основе машинного изучения большого массива текстов, написанных людьми. Вероятнее всего, их уровень не превысит планку среднего графомана или литературного работника ремесленного типа, который пишет подражательные тексты, хотя по характеристике технической уникальности они могут приближаться к показателю 100%.

Если говорить о художественной литературе, то позволим себе предположить, что создание художественных образов, характерных для наиболее выдающихся литературных произведений, является результатом не только анализа уже написанных текстов, но и личного опыта, ассоциативного мышления, фантазии и сложных нейрофизиологических процессов, недоступных машинному интеллекту (в частности, видение сновидений и способность к латеральному сдвигу в мышлении). Таким образом, текстовые нейросети не способны обслуживать потребности читателей в качественно новых художественных текстах. При этом нельзя исключать их использование для создание базовых сценариев массового медиапродукта – сериалов, подкастов, телешоу и т.д. На сегодняшний день уровень диалогов в телесериалах немногим выше искусственно сгенерированных, причём даже не специально разработанными нейросетями, а ИИ на уровне голосового помощника или «умной колонки».

  1. Искусственный интеллект и изобразительное искусство.

Распознавание графических образов искусственным интеллектом легло в основу развития этого направления ещё в 1940-е годы, когда был создан первый «умный компьютер», получивший имя «Марк-1». [2] При этом даже речи о том, чтобы он что-то создавал сам не шло – разработчики учили его «узнавать» различные объекты по их внешнему виду. На тот момент ресурсных мощностей для обработки данных было недостаточно и исследования признали неудачными и надолго потеряли к ним интерес. Однако уже в 1990-е годы искусственный интеллект начали использовать для реставрации изображений, например, старых фотографий или повреждённых живописных полотен. С этого момента из «распознавателя» ИИ перешёл в сфере графического творчества в категорию «создателя». Нейросети дорисовывали нехватающие фрагменты, опираясь на хранящиеся в их электронной памяти образцы. То же самое касается киноплёнок и цифровых видеоматериалов, получивших повреждения или имеющих изначально низкий уровень качества. Цифровая реставрация видеоматериалов значительно упрощает этот процесс, поскольку раньше кинореставраторам приходилось вручную работать с каждым кадром, поэтому скорость обработки плёнки была крайне низкой. В случае с человеческими лицами, изображениями животных, зданий, мебели этот подход позволяет получать первоначальные изображения с высокой долей достоверности. Однако даже в этом случае говорить о 100% результате нельзя – у человека, запечатлённого на фото, может быть шрам или родинка, о которой реставрирующая изображение нейросеть «не догадывается», ещё больше вероятность неожиданных для ИИ фрагментов изображения может быть на живописном полотне или графическом рисунке.

В 2020-е годы начался бум графических нейросетей, который создают изображение по описанию или по «референсу» – предложенному образцу. Такие изображения становятся время от времени предметом бурного обсуждения в онлайн-пространстве, однако они также, как сгенерированные ИИ тексты, далеки до уровня талантливых художников. Хотя, нельзя не признать, могут напоминать работы авангардистов и постмодернистов – в отличие от текстовых нейросетей, которые, напротив, тяготеют к «подражанию» классике.

На данный момент искусственный интеллект в живописи, графике и даже компьютерном дизайне способен выполнять базовые задачи серийного характера: создание изображений на основе шаблона, генерация лиц для анимационных видео и т.д.

  1. Искусственный интеллект и музыка.

Ещё одна сфера художественной деятельности, в которой использование искусственного интеллекта также вышло на уровень практического применения – это композиторская деятельность. Генерация музыкальных произведений на основании заложенных в компьютер программ построения гармонии была опробована ещё в середине XX века – первая мелодия, «сочинённая» компьютером, появилась в 1957 году. [3]

Так как сама по себе сфера музыкального творчества в современном мире относится, чаще всего, к категории развлекательной, шоу-бизнеса, а тенденция к упрощению как песенных текстов, так и мелодий прослеживается уже не первое десятилетие, то можно предположить, что в данном направлении ИИ может сравняться и даже превзойти авторов, пишущих музыкальные треки и джинглы «на потоке». Конечно, речь не идёт о создании великих музыкальный произведений, но «обслуживать индустрию» музыкальные нейросети уже в состоянии.

Заключение

Несмотря на то, что XXI век считается веком высоких технологий, говорить о примате искусственного интеллекта над естественным в области творческой (художественной) деятельности пока очень рано. Но использование искусственного интеллекта в сферах, традиционно находящихся на стыке творчества и ремесла – уже возможно. Приведём несколько примеров:

  • создание обложек для книг, дисков, афиш, особенно – при серийном оформлении;
  • создание сценариев сериалов, телепередач, лекций и т.д.;
  • создание фоновых музыкальных треков, джинглов для рекламы или презентаций;
  • создание технических текстов – описаний товаров для каталогов и сайтов, инструкций и т.д.
  • реставрация фотографических, графических, живописных, кинематографических и видеоматериалов, «раскрашивание» чёрно-белых фото- и киноплёнок.

При этом следует понимать, что в тех случаях, когда не требуется высокий художественный уровень, уникальность и оригинальность итогового результата, технологии искусственного интеллекта даже имеют ряд преимуществ перед использованием «живой рабочей силы». Среди них: нейросети не нужно платить за работу, также к ней неприменимы требования, связанные с авторским правом. Использование искусственного интеллекта не ограничивается трудовым кодексом – он может работать круглосуточно и без выходных. Кроме того, созданные нейросетями «произведения» могут без каких-либо юридических последствий быть обработаны и отредактированы человеком.

Вопрос этичности замены человека-творца генерирующей машиной лежит в философской плоскости. Есть мнение, что преимущественное потребление интеллектуального продукта, созданного искусственным интеллектом, приведёт к снижению интеллектуального уровня публики, на которую он рассчитан. Ещё одна потенциальная опасность кроется в том, что нейросети не обладают эмоциональным интеллектом, эмпатией, следовательно, сгенерированные ими тексты, изображения, звукоряды также лишены эмоциональной составляющей, что может негативно сказаться на процессе эмоционального и психического развития их потребителей.

Можно предположить с высокой долей вероятности, что технологии искусственного интеллекта будут развиваться и далее и внедряться во все сферы деятельности человека, в том числе – создание художественных произведений. Но границей применения нейросетей всегда будут оставаться та черта, которая разделяет креативные индустрии как ремесло и высшую творческую деятельность как художественный дар, присущий только человеку. К сожалению, для многих людей определение этой границы является предметом споров и сомнений, однако то, что она в принципе существует – сомнению не подлежит.

Не следует воспринимать искусственный интеллект как потенциальную замену человеческому, особенно в тех сферах, генез и природа которых недостаточно изучены и не поддаются на сегодняшний день подробному анализу и имитации. А художественное творчество относится именно к такой сфере.

Список литературы

  1. Герцен А. Очень краткая история нейросетей: от разработок 20-го века до ChatGPT. — URL: https://vc.ru/future/606777-ochen-kratkaya-istoriya-neyrosetey-ot-razrabotok-20-go-veka-do-chatgpt (дата обращения: 17.11.2023).
  2. Нейросети: начало или что было до ChatGPT. – URL: chatgpt (дата обращения: 18.11.2023).
  3. Перепёлкина О. Нейронная соната: как искусственный интеллект генерирует музыку. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f84b49e9a794729fefb4c88 (дата обращения: 17.11.2023).