УДК 747.012

Эволюция устойчивого дизайна: инновации, материалы и практические примеры

Кун Цзэян – студент Чжэцзянского института связи (Китай, Тунсян).

Аннотация: Эта статья освещает развивающееся направление устойчивого дизайна, фокусируясь на новых тенденциях и материалах, которые способствуют созданию экологичной и социально ответственной среды. Автор исследует, как дизайнеры по всему миру принимают вызовы устойчивости, интегрируя инновационные, перерабатываемые и экологически безопасные материалы в свои проекты. В статье рассматриваются практические примеры устойчивого дизайна в различных областях, от архитектуры и интерьеров до моды и упаковки, подчеркивается их значимость и влияние на сохранение окружающей среды. Внимание также уделяется новым технологиям и методам, которые делают устойчивый дизайн не только экологически, но и экономически выгодным выбором.

Ключевые слова: устойчивый дизайн, экологические материалы, инновации в дизайне, переработка в дизайне, экологичный дизайн.

Устойчивый дизайн - это подход к разработке продуктов, одежды, интерьеров, архитектуры, который ставит во главу угла экологическую ответственность, то есть максимальное снижение воздействия на природную среду. Эта задача может решаться разными путями: производители используют экологически безопасные вещества и материалы, заботятся об эффективном распределении ресурсов, перерабатывают продукты труда в другие полезные изделия тогда, когда они выходят из строя. Идея устойчивого дизайна состоит в стремлении разрабатывать изделия и продукцию, снижающие негативное влияние человека на природную среду, с целью сбережения и восстановления ее естественных ресурсов.

В течение последних лет устойчивый дизайн начал активно проникать во многие производственные отрасли:

  • Строительство и архитектура: проектирование больших зеленых растительных территорий, применение энергоэффективных строительных материалов:
  • Интерьерный дизайн: использование перерабатываемой основы для изделий;
  • Промышленный дизайн: разработка более стойких, надежных, долговечных продуктов, которые без труда утилизируются по окончании срока эксплуатации;
  • Модный дизайн: пользование качественными синтетическими и натуральными тканями и другими материалами по безотходной технологии;
  • Графический дизайн и упаковка: применение экологически безопасных способов печати, а также материалов, рассчитанных на несколько циклов переработки.

В рамках устойчивого дизайна создаются продукты и территории, поддерживающие экологический баланс, то есть с минимальным воздействием на экологию. Выделен даже новый тип экономики – так называемая циркулярная экономика, когда подавляющая часть продукции разработана с расчетом на будущие циклы переработки либо восстановления, уменьшается доля отходов производства и потребления, производится все больше экологически безопасных товаров, пристальное внимание уделяется энергоэффективности. Понятие соцответственности работодателя перед работниками тоже составляет элемент устойчивого дизайна, поскольку обеспечивает справедливость, полезность и безопасность всех процессов на производстве.

Архитектор и один из основателей движения «живого будущего» Джейсон Ф. МакЛеннан в своей книге «Философия устойчивого дизайна» писал, что производители товаров должны стремиться «полностью устранить негативное воздействие на окружающую среду посредством умелого и деликатного дизайна». Реализация данного принципа на практике зависит от направления дизайна (архитектура, городская планировка, разработка изделий, ландшафтный дизайн, создание моделей одежды и т. д.), имея все же некие общие черты:

  • Применение нетоксичных, экологически безопасных перерабатываемых веществ и материалов;
  • Проектирование более энергоэффективных процессов производства;
  • Создание надежных, прочных, долговечных и хорошо функционирующих товаров, снижающих уровень потребления за счет того, что их не нужно будет часто менять;
  • Разработка продукции, которую можно перерабатывать и использовать повторно, либо брать ее элементы для новых продуктов;
  • Разработка инновационных руководств по устойчивым дизайн-проектам, их стандартизация;
  • Учет и анализ цикла жизнеспособности продукта;
  • Переход на новый уровень снижения потребления за счет частичного отказа от личной собственности в пользу оказываемых в этой сфере услуг. В качестве примера можно привести некоторые компании, которые уже сделали шаг к такому переходу: Xerox (аренда, а не владение копировальной техникой), Interface Carpets (ковровая плитка), Zipcar (совместное пользование автотранспортом).
  • Поступление сырья из близкорасположенных возобновляемых источников.

Устойчивый дизайн получил такое название, потому что опирается на 3 главных принципа: экологическая устойчивость, экономическая устойчивость, социальная устойчивость. То есть такой дизайн учитывает все три перечисленных аспекта и работает одновременно во всех трех направлениях. Например, новый дизайн парка может принести пользу району, предоставив людям территорию для встреч, общения и отдыха (социальный аспект). Одновременное в парке может расположиться фермерский рынок (экономический аспект), где продают продукцию близлежащих ферм. Парк может быть спроектирован так, чтобы там были высажены в основном местные виды кустарников и деревьев для создания или восстановления местной среды обитания животных (экологический аспект). В описываемом случае все принципы прямо и косвенно учитываются при проектировании.

Стратегии устойчивого дизайна часто возникают в результате реакции на нерегулируемый рост пригородов за пределами городской застройки. Загородные проекты характеризуются низкой плотностью жилой застройки, основным вариантом которой является индивидуальное жилье. Услуги, магазины и предприятия также планируются отдельно, с небольшим смешением жилых и коммерческих помещений. В сочетании с низкой транспортной доступностью через тупики и протяженные грязные грунтовые дороги возникает зависимость от наличия автомобиля, а длинные пешие и велосипедные прогулки становятся менее доступны.

Несмотря на более низкую стоимость земли для жилой и коммерческой застройки за городом, высокая зависимость от наличия автомобиля и экспансивное использование земли наносят вред окружающей среде и способствуют изменению климата. Когда находишься длительное время в пути из пригорода в город или из пригорода в пригород, ощущается повышенное загрязнение воздуха, поскольку транспортные средства выбрасывают углекислый газ (CO2) и другие твердые частицы. Из-за отсутствия общественного транспорта, недостатка пешеходных или велосипедных возможностей передвижения неконтролируемая пригородная застройка не является устойчивой моделью дизайн-проектирования.

Устойчивый дизайн стремится к «устранению негативного воздействия на окружающую среду посредством умелого деликатного дизайна». Для этого применяются различные инновационные технологии, основанные на возобновляемых ресурсах, делающие людей ближе к природе и минимально на нее воздействующие.

В своей книге The Upcycle, вышедшей в 2013 году, Уильям Макдоноу и Майкл Браунгарт писали «У людей нет проблемы загрязнения; у них проблема с дизайном. Если бы люди с самого начала более разумно разрабатывали продукты, инструменты, мебель, дома, фабрики и города, им даже не нужно было бы думать об отходах, загрязнении или дефиците. Хороший дизайн обеспечит изобилие, бесконечное повторное использование и удовольствие».

Дизайн продуктов потребления, ориентированный на «устойчивое развитие» экономики и общества, всегда принимает во внимание будущее планеты, которое вполне поддается проектированию. Понятие «дизайн» в таком ракурсе обозначает способы и условия инновационных стратегий бизнеса, направленных на производство услуг, товаров, продуктов, гарантирующих устойчивое развитие и продолжительное существование.

В любой новый проект должна быть заложена необходимость ответственных решений по экономичному использованию сырья и переработке отходов, предохраняющих экологическую систему от невосстановимого ущерба.

К примеру, статистика показывает, что на территории Великобритании каждый год образуется примерно восемьдесят миллионов тонн промышленных и бытовых отходов. Только с 1991 по 2008 годы каждый англичанин производил около 1,35 фунта бытового мусора за сутки.

Однако совсем не нарушающего природный баланс способа переработки отходов еще не изобрели. Любой метод их утилизации в той или иной степени влияет негативно на природную среду, что плохо и для экономической ситуации на местах. Свалки загрязняют воду для питья, предприятия по сжиганию мусора отравляют не только воздух, но также почвенный слой и водные ресурсы. Септики, очищающие воду, изменяют местный экобаланс.

Подавляющее число товаров, используемых в быту, содержат токсические компоненты, угрожающие состоянию здоровья и усугубляющие проблему роста объемов отходов. В США тонна бытового мусора в среднем содержит примерно семи фунтов токсичных веществ двух основных групп:

  • тяжелые металлы (свинец, ртуть, никель, кадмий и другие);
  • органические соединения, выделяющиеся из удобрений и товаров бытовой химии (чистящие средства, лаки, спреи-освежители и т.д.).

Если материалы, содержащие токсические вещества, сжигать или закапывать под землю, они все равно продолжают нести угрозу здоровью людей и состоянию земли и воздуха. Ее можно избежать только одним способом – предотвращать образование отходов, то есть изменить способ ведения хоздеятельности в сторону развития безотходных технологий. Это принципиальный подход, который означает не отрицание чего-либо, а поиск других путей к этому. К примеру, одноразовые пластиковые бутылки для напитков дают огромный объем отходов, но чтобы сокращать его, не надо отказываться от напитков, надо просто использовать многоразовые бутылки.

Промышленный дизайнер-теоретик из Америки Виктор Папанек заявлял, что дизайну уделяют явно недостаточно внимания, когда проектируют и производят товары, которые затем выбрасываются. Во избежание этого требуется система стратегического проектирования вещей, предусматривающая минимизацию образования твердого неорганического мусора. В идеале, все производимые продукты должны перерабатываться для последующего пользования или возвращаться в природную среду при помощи процесса биологического разложения, что означает необходимость пользоваться натуральным сырьем или веществами и материалами, совместимыми с природным окружением.

Перечислим те стратегии, которые эффективно снижают образование мусора и отходов:

  • использование нетоксичных материалов, подходящих для дальнейшей переработки;
  • применение компостирования или анаэробного разложения для биологических отходов;
  • повторное использование продуктов после их возобновления или переработки;
  • снижение уровня потребления.

Мы приходим к выводу, что реализация принципов устойчивого дизайна снижает отрицательное действие социума на природное окружение, способствует созданию более здоровых и инклюзивных обществ, то есть гармонично включенных в окружающую действительность. Экологические вызовы современности укрепляют и развивают идеи устойчивого развития и дизайна, которые крайне важны для планирования будущего.

Список литературы

  1. Агранович-Пономарева Е. С. Интерьеры и предметный дизайн жилых зданий / Е. С. Агранович-Пономарева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352 с.
  2. Акишин А. Экологическое образование - ключ к решению экологических проблем России / А. Акишин // Проблемы региональной экологии. - 1999. - №3. - С. 124-127.
  3. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании / Т. Алексеева // Колористика города (материалы международного семинара). Т. II - М., 1990. - 164 с.
  4. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: Серия «Классики теории архитектуры»; 1 т. / Баттиста Леон Альберти; пер. Ф. А. Петровского. -М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - 392 с.
  5. Аронов В. Р. Дизайн в культуре XX века. 1945-1990 / В. Р. Аронов. -М.: Издатель Д. Аронов, 2013. - 406 с.
  6. Аронов В. Р. Дизайн и искусство / В. Р. Аронов. - М.: Знание, 1984. -64 с.
  7. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. 1 / В. Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
  8. Архитектура: краткий справочник / Гл. ред. М. В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2004. - 624 с.
  9. Баженов А. В. Архитектура и экология: о влиянии экологических проблем на архитектуру и критериях экологичности архитектурных и градостроительных объектов, основных направлениях развития экологического стиля в архитектуре / А. В. Баженов // Технологии строительства. - 2013. - № 1/2. - С. 122-132.
  10. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. -СПб.: Речь, 2007. - 205 с. : ил.
  11. Белов В. Очерки о народной эстетике / В. Белов. - Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1985. - 74 с.
  12. Бегенау З. Г. Функция, форма, качество / З. Г. Бегенау - М.: Мир, 1969.- 168 с. : ил.
  13. Бобылев С. Н. Экологизация экономического развития / С. И. Бобылев.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 1994. - 148 с.
  14. Бобылев С. Н. Экономика устойчивого развития / С. Н. Бобылев, Э. В. Гирусов, Р. А. Перелет. - М.: Ступени, 2004. - 303 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: