УДК 78

Романтический музыкальный стиль XIX века

У Нань – студент Северо-Западного педагогического университета (Китай, Ланьчжоу).

Аннотация: Данное исследование затрагивает один из самых выразительных и эмоционально насыщенных периодов в истории музыки. В работе анализируется, как романтизм, возникший как художественное и интеллектуальное движение, повлиял на музыкальное искусство XIX века. Авторы исследуют ключевые особенности романтической музыки, включая экспрессивность, индивидуализм и глубокую эмоциональность. Особое внимание уделяется влиянию романтизма на развитие музыкальных форм, таких как симфония, опера и камерная музыка, а также на творчество выдающихся композиторов того времени, включая Шопена, Шумана, Вагнера и Брамса. Анализируются их инновационные подходы к мелодии, гармонии и оркестровке. Также рассматривается социально-культурный контекст, в котором развивалась романтическая музыка, и её влияние на последующие поколения музыкантов и слушателей. Исследование демонстрирует, как романтический музыкальный стиль отражал широкие изменения в обществе и культуре того времени, оставаясь важной частью мирового музыкального наследия.

Ключевые слова: романтизм, музыкальный стиль, XIX век, экспрессивность, индивидуализм, эмоциональность, симфония, опера, камерная музыка, Шопен, Шуман, Вагнер, Брамс, мелодия, гармония, оркестровка, социокультурный контекст.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы и развивалось в течение всего ХIХ века. Композиторы-романтики стремились через музыку выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено несколькими причинами. Главная – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтики испытывали ностальгию по прошлому, идеализировали Античность и Средневековье.

Романтическое мировоззрение характеризует резкий конфликт между реальностью и мечтой. Действительность – низка и бездуховна, достойна только отрицания. Мечта – нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Романтики считали, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум.

Романтикам принадлежит идея синтеза всех искусств. Особенно тесна связь музыки, литературы и живописи. Отсюда – программная музыка, которая связывает эти виды искусств в одном произведении (специфические средства выражения музыки).

Именно музыка, в силу своей специфики, назвалась идеальным видом искусства как наиболее полно и точно выражающая движения души. В эпоху романтизма она заняла ведущее положение в системе искусств. Лирика становится главным жанром (тема одиночества, образы любви, тема природы, тема фантастики/ сказочно-фантастические образы). Получают развитие песенные жанры, в том числе баллады.

Основная проблема романтической музыки – проблема Личности, причем в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – самая популярная в романтическом искусстве. Очень часто герой – творческая личность (поэт, музыкант, артист), например, «Любовь поэта» Шумана.

Романтические идеи в музыке воплощали австриец Ф. Шуберт, немцы К.М. Вебер, Р. Вагнер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, итальянцы Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Верди, французы Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер, Дж. Мейербер, поляк Ф. Шопен и венгр Ф. Лист.

При всем богатстве и неповторимости индивидуальных и национальных стилей и направлений, романтическое музыкальное искусство внутри себя содержало достаточно четкую эстетическую, стилевую и образную систему:

  • богатство музыкального языка, свобода высказывания, особая задушевность;
  • повышенная эмоциональная выразительность (первенство чувства над разумом – аксиома теории романтизма);
  • интерес к глубине и многообразию душевных переживаний в форме «лирической исповеди», раскрывающей внутренний мир героя;
  • использование фантастического вымысла, как бы возвышающего художника над неприглядной действительностью;
  • тяготение к детализации, конкретности подчеркиванием характерных подробностей образа;
  • проявление тенденции к монотематизму, к непрерывности развития, вариационное трансформирование тем;
  • обогащение ладогармонической красочности: альтерированные гармонии, тональные сопоставления, аккордика побочных ступеней;
  • частая смена лада и частая смена тональности – необычайно выразительные гармонические последовательности;
  • разнообразный ритмический рисунок;
  • обновление интонаций за счет обращения к национальному фольклору;
  • усиление роли принципа программности вследствие новизны и сложности романтических образов;
  • романтическая мелодика, свободно развертываемая, более неопределенна, с интонациями незавершенности;
  • необычные индивидуальные музыкальные формы.

В нашем исследовании камерного творчества Шуберта мы обратимся лишь к нескольким, наиболее важным для нас чертам романтизма – к характеристике образной сферы рассматриваемых произведений, их музыкального языка и жанровой принадлежности.

В ранней романтической музыке Германии и Австрии композиторы настаивали на традиционной мысли, представленной Глюком в его творчестве, и полагали, что музыкальные произведения должны основываться на музыке, а поэзия может занимать только вспомогательную позицию.

Три мастера Венской классической школы Гайдн, Моцарт и Бетховен, также написали значительные произведения в области романтической музыки. Романтические песни Гайдна часто гармонически и ритмически просты, мелодии красивы и плавны. Романтические песни Моцарта имеют более структурно строгие мелодии, богатую гармонию и тональные изменения, например, его «Фиалка» на стихи Гете, которую можно считать самым совершенным творением в его ранних романтических песнях. В творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты романтизма. Его романтические песни более глубоко и широко выражают богатый духовный мир людей, композитор хорошо обыгрывает торжественные и философские темы. Композитор стал экспериментировать с формой вокальной музыки, например, в его «К далекой возлюбленной» (цикл из 6 песен на стихи Ейтелеса, ор. 98), он использовал фортепианную интерлюдию, чтобы соединить разные песни вместе, также «К музыке» (1817) еще одна его успешная работа в этом направлении.

Можно видеть, что ранняя немецкая романтическая музыка избавилась от влияния зарубежной музыкальной культуры и сформировала форму искусства с немецкими национальными особенностями. Гайдну удалось выразить художественную концепцию поэзии, Моцарт пытался использовать ее для передачи характеров персонажей и сюжетов, хотя Бетховен уже коснулся духовного царства людей, это был только процесс поисков. Но на этом этапе эти композиторы определили направление романтической музыки. «Появление любого рода мыслей в истории имеет корни социальной истории и интеллектуальной истории». Появление романтических литературных мыслей – это бунт против классического литературного направления мышления, которое является слишком подавляющим и сдерживающим эмоции. С конца XVIII до начала ХIХ века романтические литературные мысли постепенно развивались. Музыка в этот период находилась под сильным влиянием романтической литературы и поэзии, и постепенно сформировался романтический стиль. Стихи немецких поэтов Гете, Шиллера и Гейне стали образцами романтической поэзии и дали богатый и яркий материал для романтической музыки, а ее творческие методы и образ мышления вдохновляют музыку. Они учатся друг у друга и объединяются друг с другом, чтобы совместно описать источник романтики.

Статус первого венского романтика и основоположника романтизма по праву принадлежит Францу Шуберту – ученику Сальери и современнику великого Бетховена, последователю венского классицизма. Именно в произведениях Шуберта впервые романтизм заявил о себе как о направлении в музыке. «Органическое соединение романтических и классических черт свойственно всему творчеству Шуберта».

За свою короткую жизнь (31 год) Шуберт написал очень много сочинений, большинство из которых – шедевры: симфонии, камерные сочинения, сонаты, духовная музыка (в т.ч., мессы). Всего им написано 1500 сочинений. Из них песен – около 600 (на стихи немецких поэтов). Одним из самых ярких произведений в мировой симфонической музыке является его Неоконченная симфония – №8 (1822), всего их девять.

Шуберт является создателем новых музыкальных жанров:

  • фортепианной миниатюры;
  • лирико-романтической песни;
  • романтической симфонии.

Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано. Темы его песен: любовная лирика, трагическое одиночество и природа. Шуберт реформировал жанр песни, наделив ее глубоким содержанием.

В 17 лет Шуберт написал такие известнейшие произведения как «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка». Большой популярностью пользуются его вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827).

«Прекрасная мельничиха» – первый романтический вокальный цикл, состоящий из 20-ти песен (посвящен другу композитора Карлу фон Шенштейну). Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

В песнях Шуберта использованы стихи около 100 поэтов. На стихи Гете им написано около 70-ти песен, на стихи Ф. Шиллера – свыше 40-ка, поэзия В. Мюллера легла в основу циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», а стихи великого В. Шекспира увековечены в «Утренней серенаде».

Кстати, когда Шуберт, преодолевая стеснительность, прислал Гете песни на его стихи – «Лесного царя» и «Маргарита за прялкой», – тот не проявил к ним никакого интереса и даже не ответил на письмо. А ведь песни Шуберта, по мнению ведущих музыковедов, – это лучшее из того, что вообще было написано на слова Гете когда бы то ни было.

Обогатив прежние песенные формы – простую и строфическую, репризную, многочастную – Шуберт создал новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла.

Ведущее место в его песне принадлежит мелодии. Он сумел заставить мелодию не петься, а «говорить», тонко соединив речевые интонации с распевностью, тем самым создав новый вид мелодики, который стал главенствующим в музыке ХIХ века. Вокальные песни Шуберта не только объединялись в циклы, но и становились основой сонат, симфоний, фортепианных миниатюр.

В произведениях Шуберта – проявления народного искусства соединены с наилучшими чертами человеческой души. Известный российский музыковед Б.В. Асафьев писал: «Шуберт обладал редкой способностью ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».

Музыка Шуберта сочинялась в современном литературном направлении мысли, его музыка и различные виды искусства в области литературы и искусства взаимодействуют и влияют друг на друга, формируя его собственную уникальную музыкальную мысль и художественный стиль. Влияя на развитие европейской музыкальной культуры, он вписал славную страницу в историю мировой музыки.

Романтизм в музыке отличается от романтизма в литературной поэзии, ему не хватает четкой творческой программы и эстетики литературной поэзии. Тем не менее, есть четыре основные жанровые особенности романтической песни, которые мы сформулировали в виде, своего рода, задач:

  1. Обратить внимание на выражение личных субъективных эмоций.

Композиторы XVIII-го века имели постоянный источник дохода, каждое их творение служило аристократическому классу. В ХIХ-м веке произошла социальная революция, и композитор больше не получал заказы от дворянства, а полагался на зрителей городского концерта. Содержание произведения стало свободным и богатым по своему внутреннему наполнению, его персонажи часто были полны фантазий, ревности и тоски.

Нередко композитор использовал свою собственную судьбу и эмоциональный опыт в качестве сценарной основы для своего творения. Из-за неудовлетворенности реальностью композитор рассматривает благородную духовную жизнь как мощное оружие против вульгарной материальной жизни. Поэтому сочинения рождаются не в соответствии с реальностью объективного существования, а в соответствии с чувствами внутреннего мира их творца. Композитор уделяет внимание выражению личных чувств и переживаний для выражения субъективных идеалов. Выраженные мысли иногда бывают несвоевременными, иногда вдохновляющими, иногда находятся в ловушке сентиментальности и разочарования, а порой обращаются в образы самоуважения и цинизма.

  1. Воспевать красоту природы и свою любовь к ней.

Одним из результатов развития капиталистической материальной цивилизации является индустриализация городов. Это явление делает романтизм очень печальным. В сочетании с долгосрочным проживанием в правящей среде им скучно в темной, смущающей и вульгарной социальной среде. В то же время, в ответ на предложение Руссо о «возвращении к природе», сравниваются фактическое «уродливое» и «красота» природы, и воспевается магия и красота природы. Кроме того, природа также является убежищем для души композитора, поэтому она часто выступает в качестве символа духа, несущего проклятие романтического композитора жестокой реальности и показывающего его стремление к свободе. Он использует создание музыки, чтобы погрузиться в другой мир – мир спокойствия, умиротворения и свежести, объединяющий его субъективный дух с объективной природой, через фантазию обнаруживающий то, что трудно найти в реальной жизни, чтобы он в полной мере мог выразить свои сильные субъективные чувства. Например, «Песнь над водой» (Баркарола) и «Песня среди зеленых лугов и лесов» Шуберта.

  1. Любить и ценить национальную народную музыку.

В течение романтического периода многие композиторы будут опираться на народные песни и получать признание народа. Авторы считают, что народная литература не загрязнена городской цивилизацией и наследует культурные традиции различных этнических групп, обладает богатым воображением и искренними чувствами, а ее язык прост, легок для понимания и свободен в форме. Его любят в массах, что также способствует пробуждению угнетенных людей, поэтому они проявляют большой интерес к народным песням и фольклору и заимствовали контент и форму, что также сыграло положительную роль в пропаганде романтической музыки.

В творчестве композиторов важную роль стали играть материалы народной музыки, такие как народные легенды и рассказы о народности или других этнических группах, благодаря чему их музыка приобрела свежий, простой темперамент и стиль. По сравнению с классицизмом, стремление к романтической музыке в этом отношении более осознанное, и это явление, очевидно, связано с растущим национальным самосознанием некоторых стран Европы.

  1. Музыкальный жанр разнообразен и имеет свои особенности

Вокально-романтическая песня стала самым романтичным жанром этого периода, она нарушила границы различных художественных категорий и полностью отразила романтические эстетические принципы и идеалы музыкальных требований в сочетании с поэзией. Шиллер верил, что «высочайший уровень музыки неизбежно станет формой, когда на нас будет влиять статика классического искусства; совершенство изобразительного искусства неизбежно станет музыкой и коснется нас прямой чувственной реальностью. Поэзия развивается до совершенства, царство мира должно быть таким же сильным, как и звуковое искусство». Таким образом, объединение двух художественных начал и их интеграция, стали высшим достижением романтического искусства. Композиторы-романтики объединяют относительно независимую фортепианную и вокальную работу в единое органическое целое под общей концепцией заглавного контента и музыкального материала, образуя роман и уникальный вокальный набор – уникальный продукт романтической музыки.

Именно Шуберт первым заявил о новых отношениях между поэтами и музыкантами, о гениальности сочетания инструментального сопровождения и вокала. Именно он привел романтическую музыку в новую эру. В то же время он поднял жанр романтической музыки до уровня оперы и фортепиано.

Список литературы

  1. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. – М., «Музыка», 1981. – 216 с.
  2. Богомолов С.Н. Песни Франца Шуберта как высокий жанр: автореф. дис. … канд. иск: 17.00.02 / Богомолов Сергей Николаевич. – СПб, 2000. – 22 с.
  3. Бородин Б. Б. Заметки о стиле Шуберта: Метод. рекомендации. – Свердловск, 1990. – 173 с.
  4. Браудо Е. Франц Шуберт. – М., 1929. – 20 с.
  5. Васильева К. Франц Шуберт. 1797–1828: Краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества. – Л., 1969. – 57 с.
  6. Венок Шуберту: 1828–1928. Этюды. Материалы / Под ред. К. Кузнецова М., 1928. – 152 с.
  7. Воспоминания о Шуберте / Сост., пер., предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. – М.: Музыка, 1964. – 185 с.
  8. Вудфорд П. Шуберт / Пер. с англ. Е. А. Розовской. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 97 с.
  9. Вульфиус П. Клиссические и романтические тенденции в творчестве Шуберта: На материале инструментальных ансамблей. – М., 1974. –244 с.
  10. Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерк жизни и творчества. – М., 1983. – 164 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: