УДК 75

Краткая характеристика биографии и творческого пути Чен Пейсюня

Ли Чэнь – магистр Аньхойского инженерного университета (Китай, Уху).

Аннотация: Исследование посвящено краткой характеристике биографии и творческого пути Чен Пейсюня, выдающегося китайского художника и каллиграфа. Целью работы является освещение ключевых этапов жизни и творчества Чен Пейсюня, а также анализ влияния его работ на развитие китайского искусства. В исследовании рассматриваются основные моменты биографии художника, его художественный стиль, методы работы и вклад в культурное наследие Китая. Особое внимание уделяется анализу отдельных произведений Чен Пейсюня и их роли в развитии традиционной китайской каллиграфии и живописи.

Ключевые слова: Чен Пейсюнь, китайское искусство, живопись, каллиграфия, биография, творческий путь, культурное наследие, традиционное искусство, искусствоведение.

Цели исследования:

  1. Изучить и представить биографию Чен Пейсюня, подчеркивая важные моменты его жизни и карьеры.
  2. Проанализировать творческий путь и стиль Чен Пейсюня, освещая его вклад в китайскую живопись и каллиграфию.

Задачи исследования:

  1. Собрать и систематизировать информацию о жизни и творчестве Чен Пейсюня.
  2. Определить ключевые характеристики и особенности стиля художника.

Чен Пейсюнь (1922-2006), уроженец Хэпу, Гуанси, родился в Гонконге. Он с детства учился игре на фортепиано со своим дядей, а затем изучал орган и композицию в Гонконге и Шанхае. Во время войны сопротивления он путешествовал по стране. В 1939 году он поступил в Шанхайский национальный музыкальный колледж и изучал под руководством Тань Сяолиня технику композиции Синдемиттера. После начала антияпонской войны преподавал в художественных школах Гонконга, Цюйцзяна, Чунцина, Шанхая и других мест. После образования Китайской Народной Республики долгое время был доцентом, профессором, директором отдела обучения и исследований оркестровки композиционного факультета Центральной консерватории.

 В 1980-х годах он преподавал на факультете художественного образования Гонконгского баптистского колледжа. Учился оркестровке у советских специалистов Ярапова и Гунова, а затем вернулся жить в Гонконг. В этот период им было написано много малоизвестных в Китае музыкальных произведений: малая симфония «Добро пожаловать к весне» (1982); Концерт Гаоху «Тема кантонской музыки» (1983); «Увертюра ко Дню защиты детей» (1984); Симфониетта «Молодежь» (1986) и др. Умер в Гонконге в феврале 2006 года.

Основные произведения Чен Пейсюня включают фортепианные пьесы «Продажа бакалеи», «Си Чун», «Двойные вариации летящей бабочки», симфонические поэмы «Двигаясь по волнам», «Идя с начала», звуко- и живопись «Текущая вода», фантастическая увертюра «Ван Чжаоцзюнь», симфония «Я» «Родина», «Фестиваль Цинмин» и так далее. За произведение «С нуля» Чен Пейсюнь получил первую премию на конкурсе, посвященном 30-летию Национального дня. На «Фестивале Цинмин» Чен Пейсюнь был удостоен первой Национальной премии за выдающиеся достижения в области симфонических произведений.

Далее более подробно остановимся на некоторых значимых сочинениях Чен Пейсюня. Музыкальные произведения композитора включают в себя две области: симфоническую и фортепианную. Чэнь Пейсюнь внес важный вклад в китайскую симфоническую музыку 20-го века. Его наследие насчитывает три симфонии, симфонические поэмы. Его симфонические произведения известны своими философским подтекстом и мощным звучанием. Эти произведения наполнены утонченными и торжественными темами, с совершенным полифоническим развертыванием и великолепными оркестровыми красками, демонстрирующими близость композитора к социальной жизни и потустороннему духовному миру.

Первая симфония «Моя Родина» состоит из трех симфонических поэм, первоначально написанных в 1960-1964 годах. Партитура была утеряна во время «Культурной революции». Первая и вторая части были переписаны в 1976 году, а третья часть была переписана в 1989 году. 

Первая часть «Прелюдия «Юн Сюэ» и вторая часть «Поэма героя» «Перевал Лушань» превосходно выражают стихи Мао «Весенний снег Цинюань» и «Вспоминая перевал Циньэ Лоушань». Третья часть «Вспоминая балет, глядя вперед и двигаясь вперед» имеет более возвышенное видение и мудрый подтекст, чтобы дорожить историей, смотреть в будущее и стремиться вперед. Марш в середине цитирует массовую песню «Вперед, под знаменем Победы».

«Моя родина» - это тема, которую не может не использовать в своем творчестве ни один китайский композитор. Глубочайшее духовное наследие страны могут воплотить в музыке только ее собственные дети. Чэнь Пейсюнь полон глубокой привязанности к родине и музыкально воплощает землю Китая, культуру, историю и духовную целостность китайского народа в первой симфонии «Моя Родина».

Много фортепианных произведений создано китайскими композиторами на основе «гохуа» - уникального стиля живописи, обладающего особой китайской спецификой. Под стилем «гохуа», также известном как «гуйхуа», подразумевается такая живопись, где используется традиционный китайский изобразительный язык, инструменты и материалы, которые демонстрируют дух национальной живописи и таят в себе скрытый смысл традиционной культуры. Китайская живопись в пространственном выражении значительно отличается от западной и обладает яркими национальными характеристиками. Ее составляют три компонента - портретная живопись, пейзажная живопись, живопись цветов и птиц. Влияние китайской живописи на фортепианную музыку проявляется в двух аспектах. Во-первых, важное место занимает декоративный подход, и многие считают, что китайская живопись - это «декоративная живопись». Например, фортепианное произведение Чен Пейсюня «Луна над гладью озера в осеннюю ночь» посредством множества изобразительных приемов описывает завывание ветра в осеннюю ночь, луну над озером, то есть типичную картину в восточном стиле. Во-вторых, в китайской живописи часто встречаются пейзажи, где изображен верхом на буйволе пастушок, играющий на флейте. Этот стиль в «гохуа» является воплощением концепции китайской цивилизации «единство Неба и Человека». Например, для фортепианного произведения Хэ Лютина «Пикколо пастушка» творческим импульсом послужила картина с изображением пастушка, играющего на флейте.

Данную симфонию можно назвать обобщением исторического опыта китайского народа ХХ века. В описании музыки, написанном самим композитором, последняя фраза звучит так: «Пусть моя Родина всегда будет стабильной и благополучной!» Это самое искреннее пожелание, написанное китайцем, пришедшим через тяжелые годы.

Вторая симфония «Фестиваль Цинмин» была написана в 1980 году. Произведение основано на трех стихотворениях «Стихотворений Тяньаньмэнь» 1976 года, посвященных воинам, отдавшим свои жизни за правду во время «Культурной революции», выражающих память о героической преданности китайского народа истине и отражающих любовь к мученикам. Это непреходящая память. Произведение написано в форме одночастной сонаты, все произведение разделено на три раздела, и эти три раздела исполняются непрерывно. Пьеса получила награду за выдающиеся достижения на Первом национальном конкурсе симфонических композиций в 1981 году, а в 1993 году была признана классикой китайской музыки 20-го века.

 Содержание трех частей, сыгранных подряд, все из «Стихотворений Тяньаньмэнь», это: первая часть перед памятником мученику «Холод ранней весны силен, а в сердце скорбь». В сердце отражаются горы и реки, а голубая кровь окрашивает флаг в красный цвет. Вторая часть: «Верный танец души»: печальный ветер поднимается от земли, а с неба обрушивается ураган. Герои покидают родину, и их сердца сияют на горах и реках. Третья часть: возвышающиеся зеленые горы, возвышающиеся сосны, кипарисы и зеленый лук. Последнее желание несбыточно, а мечты бесконечны.

 Музыка уходит своими корнями в самую глубину национального духа и объединяет страдания, идеалы и силу китайского народа. Каждая часть начинается с адажио, и настроение постепенно прогрессирует до кульминации в середине, а затем переходит в спокойствие и созерцание. Структура плотная, а мелодия красивая. Вторая часть «Верный танец души» особенно трогательна. Вся симфония величественна, освежает и вдохновляет. 

В целом, Вторая симфония «Культурная революция» — тяжелейшая страница в истории китайского народа. Можно сказать, что на сегодняшний день она является лучшим музыкальным произведением, отражающим «культурную революцию».

Третья симфония называется "Мэй Сон Зан" ("Ода сливам и соснам"). Первая часть написана в стиле небольшой сонаты. Главная тема «早李子» сообщает о том, что весна пришла, а весна приносит новую яркую атмосферу. Вторая тема восхваляет дух цветения природы, приветствует весну, противостоящую ветру и холоду, а также смелому и предприимчивому духу человека. Очевидно, главный герой сравнивает себя с Мэй - трудолюбивый и позитивный, поэтому музыка продолжает идти вверх, а в кульминации утверждается оптимистическое начало. Впрочем, судьба тоже подобна цветению дерева, но не всегда человек заботится о том, чтобы это увидеть, поэтому эмоциональное состояние постепенно тускнеет...

Вторая часть, «Вспоминая Мэй», является грустной песней, но в ней есть сильный дух сопротивления. Тема изображает нежность и красочность цветения природы, но с созерцательным тоном. Тематический фрагмент из древней песни «梅花三弄» появился посередине, показывая, что цветы сливы выдерживают холод и дождь и соревнуются за цветение, усиливая образ цветущих слив силы духа. Музыка заканчивается созерцательным воспоминанием.

Третья часть, «红梅绿松», начинается с танцевальной темы, где указано: «Когда расцветают горные цветы, она смеется». Музыка рисует оптимистичный, позитивный и живой образ. Далее в музыке появляются элементы борьбы, а в финале звучит грандиозный эпилог - ода-восхваление природе.

Фортепианные произведения Чень Пейсюня очень популярны среди китайских пианистов. Часто исполняются Ханьтянь Лей («Гром в пустыне») и Май Захуо («Уличный торговец»), аранжированные на основе кантонских народных мелодий.

«平湖秋月» — тоже известная кантонская музыкальная пьеса, которая возникла на основе мелодии «Пьяный тайпин». Кантонский музыкант Лу Вэньчэн широко известен в кантонской опере. Он лиричен по стилю, с ярко выраженными образными характеристиками. Мелодия яркая и плавная. Она изображает прекрасные, поэтично-живописные пейзажи озера и луны на юге Китая. В ней неземная художественная концепция, выражающая чувства автора и любовь к природным пейзажам, стала шедевром кантонской музыки. В 1975 году Чэнь Пейсюнь аранжировал ее в сольную фортепианную пьесу, сделав ее широко известной.

"干天雷" - классическая работа, оказавшая большое влияние на музыку провинции Гуандун. Музыка впервые была опубликована в «Музыкальных чтениях песен для струнных», составленных Цю Хэцю в 1921 году. Первоначально это была пьеса янцинь, адаптированная народным музыкантом Яном Лаоли на основе частушки «Три цзиланг», а затем постепенно превратилась в музыкальное произведение «Гуандун». Пьеса выражает радость людей от «поиска нектара после долгой засухи». В мелодии используется большое количество октавных скачков, а между ними чередуются плотные и быстрые шестнадцатые. Она не только изображает сцену гонгов и барабанов, но и изображает внутреннее описание счастья и радости. В начале произведения звучит живой и ликующий звук гонга и барабана, бас имитирует звук большого гонга, звук подобен тарелке, а шестнадцатые ноты — большому барабану

В целом, фортепианные произведения по мотивам кантонской музыки, полны южных национальных мелодий, изысканных и нежных, очаровательных и сердечных, которые ценятся всеми, являются вершиной китайской фортепианной музыки.

Список литературы

  1. Сюнь-цзы. О музыке. Пер. В. Феоктистова.— «Восточный альманах». Вып. III. М.. 1960.
  2. Таскин В. С. Материалы по истории сюнну. М., 1968.
  3. Традиции в истории культуры. М., 1978.
  4. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1. М., 1936.
  5. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958.
  6. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
  7. Цюй Юань. Пер. А. Ахматовой. М., 1954.
  8. Чжу Кэ-чжэн. О китайской астрономии.— «Природа». 1953, № 10.
  9. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
  10. Шицзин. Издание подготовили А. А. Штукин и Н. Т. Федоренко. М, 1957.

Интересная статья? Поделись ей с другими: