УДК 75
Творчество перуанского художника Игнасио Мерино
Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Аннотация: Огромная слава, которой добился художник Игнасио Мерино, как в пределах страны, так и за ее пределами, породила в целом причудливые биографические очерки, в которых достоверная информация, как правило, перемежалась с некоторыми клише, выработанными романтическим чувством вокруг личности художника как уникального индивидуума, наделенного достоинствами "творческого гения".
Ключевые слова: художник, Перу, живопись.
Игнасио Мерино (1817-1876) был одним из первых латиноамериканских художников, чье имя, как и имя его страны происхождения, стало известно в престижных официальных салонах Парижа. В то время столица Франции считалась бесспорным центром искусств, в разгар растущего процесса глобализации культуры. В этом смысле можно разоблачить некоторые из этих мифов и представить художника в его истинном историческом измерении. Благодаря прекрасному знанию документальных источников, а также художественного творчества художника из Пьюры, Рикардо Кусуноки Родригес строит плавное повествование, легко доступное для неспециалистов, которое, несомненно, поможет объяснить сложную творческую траекторию и вписать художника из Пьюры во временной контекст больших перемен, таких как первые десятилетия республиканской истории.
Кусуноки рассматривает малоизвестные и до сих пор не опубликованные аспекты карьеры Мерино, которые оставались на втором плане и даже отсутствовали в предыдущих биографиях. Примечательно, например, как тщательно он показывает роль молодого Мерино в качестве первого директора Академии рисунка и живописи. Академии рисунка и живописи в Лиме или его решающий вклад в иконографию креольского костюмизма, благодаря установлению отношений с известным акварелистом Панчо Фьерро и с некоторыми путешественниками-романтиками, такими как немец Хуан Маурисио Ругендас.
Важно и то, как постепенно Мерино отказывается от этой национальной темы, окончательно обосновавшись в Париже, чтобы полностью включиться в динамику официальных салонов. Мерино прошел через этапы становления как художника исторического жанра, сочетающего мотивы европейского прошлого с историческим стилем, проистекающим из его восхищения великими мастерами XVII века, от Веласкеса до Рембрандта.
Считающийся основателем академической живописи в Перу и мастером целого поколения, Игнасио Мерино был также первым перуанцем, полностью вышедшим на международную художественную сцену. Как никто другой из его соотечественников, он эмигрировал в Европу в очень молодом возрасте, чтобы в середине XIX века сделать карьеру художника в Париже, который в то время был центром мирового искусства. Таким образом, Мерино стал ключевой фигурой в понимании тех преобразований, которым подверглась наша страна после обретения независимости. Его позиция в действительности отражала желание, которое разделяла перуанская элита в первые десятилетия Республики: окончательно преодолеть вице-королевское прошлое, культурные проявления которого стали считаться провинциальными и устаревшими. Покончив с прежней зависимостью от Испании, Перу выходило из относительной изоляции от остального мира, чтобы принять вызов интеграции с государствами Запада. В области искусства, как быстро заметил Мерино, казалось, был только один способ добиться международного уважения: перенять модели, которые уже давно распространялись великими европейскими академиями.
Отказаться от колониального наследия и перенять самые престижные образцы европейской культуры означало преодолеть не только огромные географические, но и ментальные расстояния. Не стоит забывать, что до поколения, предшествующего Мерино, живопись, производимая в стране, выполняла разные функции. В целом она задумывалась как ремесленное занятие, служившее религии или политической власти. Искусство вице-королей также сильно отличалось от того, что пропагандировали европейские академии. Наместнических живописцев никогда не интересовало научное изучение перспективы и анатомии человека - двух центральных тем европейского высокого искусства; в этом смысле их работы могли показаться космополитическому взгляду несовершенными и даже неуклюжими. Став изысканным художником-интеллектуалом, признанным во французских салонах, Пьюрано воплотил в себе радикальный разрыв с прошлым. Его современники ясно осознавали, что "великая живопись" в Перу родилась вместе с ним и что она обретет преемственность через поколение местных художников, последовавших его примеру.
Список литературы
- Juan Manuel Ugarte Eléspuru, «Ignacio Merino», Volume 33 of Biblioteca Hombres del Perú, Editorial Universitaria, 1966.