УДК 766

Стилизация и реализм в детских книжных иллюстрациях Бориса Александровича Дехтерёва

Лебедева Алена Викторовна – доцент кафедры Дизайна и искусствоведения Уфимского государственного нефтяного технического университета

Исмагилова Ирина Леонидовна – магистрант Уфимского государственного нефтяного технического университета

Аннотация: В статье рассказывается об уникальном «творческом почерке» знаменитого иллюстратора Советского Союза середины XX века Бориса Александровича Дехтерёва. Работы  художника, выполненные акварелью и гуашью, носят не только развлекательный характер, они воспитывают эстетический и художественный вкус, заставляют думать, анализировать, сопереживать героям книги. Б. Дехтерёв умело совмещает в своих рисунках стилизацию и реализм. Его иллюстрации в точности отображают, жанр, сюжетное содержание, основную идею литературного произведения, а подчас и скрытый замысел автора. Работам  Б.Дехтерёва присуща театральность, детализация, выразительность контурной линии.

Ключевые слова: иллюстрация, иллюстратор, реалистичный рисунок, стилизация в рисунке, оформление книг для детей.

Что такое иллюстрация? Это не просто рисунок, где основной задачей художника является самовыражение его внутреннего мира. Суть иллюстрации визуализировать яркие моменты литературного текста, помочь читателю глубже погрузиться в описание происходящих событий, подчеркнуть ту или иную атмосферу с помощью изображений, цвета и линий.

Иллюстрации появились несколько веков назад. Сначала - это были гравюры, чуть позже литогравюры. Со временем техник и материалов иллюстраций становилось всё больше. У каждого художника, работающего в данном направлении, утверждался собственный стиль, уникальное видение, авторский, творческий "почерк". В России можно отметить очень узнаваемые работы иллюстраторов Советского периода середины XX века: Б. Дехтерёва, Е. Мигунова, Ю. Коровина, И. Билибина, И. Семёнова, Л. Владимирского,  Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, И. Кабакова, В. Чижикова, Г. Огородникова, В. Конашевича, В. Сутеева и многих других [1, с. 5-19].

image001

Рисунок 1. Фото Б. Дехтерёва, обложка книг «Сказки»,  «Дюймовочка».

Одним из знаменитых мастеров книжной графики России является Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993) (рисунок 1), народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени в 1947 году. Он  32 года работал главным художником в издательстве «Детская литература», с 1948 года заведующим кафедрой графики МГАХИ им. Сурикова. Многие из его студентов стали прекрасными  профессионалами, опираясь на крепкую базу обучения «Школы Дехтерёва». Иллюстрации художника, носят не только развлекательный характер, они воспитывают эстетический и художественный вкус, заставляют думать, анализировать, сопереживать героям книги. Даже не умея читать, по иллюстрациям Б. Дехтерёва, ребёнок без подсказок может разобраться в основной сюжетной линии произведения.

image002

Рисунок 2. Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

Работы Бориса Дехтерёва очень реалистичны, они напоминают слайды из киноленты, где обстановка, детали – всё имеет значение, и каждый из героев  «проживает» свою собственную жизнь (рисунок 2) [2]. Вот, на иллюстрации кот в сапогах, не ожидавший такого быстрого перевоплощения людоеда во льва, обескуражен, и ему, отважному зверьку, если он, конечно, не хочет превратиться в жаркое, изображённое на переднем плане, необходимо срочно спасаться, ведь стул, на котором он балансирует, уже начал падать. Рассматривая рисунок, «слышится» рык свирепого льва. Он велик и силён, готов напасть но, тем не менее, является ведомым. Художник поместил злодея на дальний план, подчеркнув, что, несмотря на свою мощь, громила уступает в проворности изворотливому коту, который всегда на несколько шагов впереди. Иллюстрация не перегружена детальностью, но обстановка очень полно передаёт личность и привычки хозяина дома. Гостиная принадлежит обеспеченному владельцу: дорогая, добротная мебель, серебряная посуда, скатерть и обивка стульев с бахромой.  Мраморный камин, также указывает на любовь к роскоши своей богатой отделкой и огромными размерами, необходимыми для обогрева отнюдь не маленького помещения. Бросается в глаза обилие ярко - красного цвета в центре композиции, и не случайно, ведь это кульминационный момент произведения. Красный – цвет опасности и агрессии, цвет крови, крупными струйками, растекающимися от слабо прожаренного мяса. Доминирующий тёплый  колорит рисунка даёт возможность «прочувствовать» жар натопленного очага, всплеск эмоций бушующего льва, накал страстей, а также помогает с акцентировать внимание зрителя на главном герое, изображённого в противовес в холодной гамме. Маленький серый кот в сером плаще, вполне может олицетворять «серого  кардинала», умело управляющего окружением. Во всём его образе: блестящем плаще, щегольской  шляпе с модными перьями, красном ремне, подчёркивающем тонкую талию – прочитываются утончённость, хитрость, гибкость, умение подстраиваться под обстоятельства, изворотливость и стремление к хорошей жизни. В одной иллюстрации Б. Дехтерёву  удалось рассказать целую историю, по которой можно понять, что происходило несколько минут назад, что герои делают сейчас, почему ситуация сложилась подобным образом и какие действия персонажи предполагают совершить в дальнейшем.

image003

Рисунок 3. Иллюстрации.  Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица».

Иллюстрациям Бориса Дехтерёва присуща театральность и стилизованность. Действия словно происходят на сцене. Мягкий заполняющий свет в сочетании с направленным, рисующим (иногда даже рембрандтовским) создают ощущение присутствия театральных софитов, например в иллюстрациях к сказкам Ш. Перро (рисунок 3) [2]. В рисунке к произведению «Спящая красавица» подобный ход определяет чёткую светотень и помогает  выгодно подчеркнуть форму складок на праздничной одежде персонажей. Девушка, освящённая тёплым лучом, будто озарённая солнцем, «светится от счастья». В иллюстрации с камином к сказке «Золушка» действие происходит в тёмном помещении, здесь главная героиня вынуждена исполнять тяжёлую работу по хозяйству. Она находится в тени, хоть и на переднем плане, а алые отблески огня из очага освещают недовольные лица злой мачехи и её дочерей, усиливая эффект опасности, исходящий от отрицательных  персонажей. Работа с потоком света, присутствует во многих, почти во всех иллюстрациях художника.

В рисунках Б. Дехтерёва лаконично стилизованы костюмы (рисунок 4) [3]. На обложке книги «Волшебные Сказки», на которой изображён Ш. Перро в окружении детей, очень точно передана атмосфера Франции XVIII века, соответствующая эпохе жизни автора. Французский колорит создаёт подробная проработка одежды по моде того времени, славящаяся обилием кружев, лент, украшений, вышивок, непривычных для нас элементов: сюртуков, чепчиков, лосин и жабо. Но в иллюстрации нет нагромождённости, композиция  грамотно разобрана по цветовым и тоновым пятнам, фигуры имеют чёткий силуэт, отсутствует аляповатость, при этом все персонажи в одежде разных цветов. Декор нарядов крупный, ярко читаемый, но не перетягивает на себя внимание. И взглянув на рисунок, первое, что бросается в глаза – это не сюртуки, парик и бальные платья,  непривычные взору современника, а уютная атмосфера, где дети с интересом слушают очередную историю, которую им повествует Шарль Перро.

Работы Бориса Александровича поражают своей органичностью и наполненностью, в них нет ничего случайного: эмоции передаются при помощи жестов, мимики, поз героев; характеры персонажей помогают раскрыть не только костюм и аксессуары, но и общее  цвето-тоновое решение композиции, передача материальности в рисунке, плановость.

image004

Рисунок 4. Х.К. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Волшебные сказки», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

В одной из иллюстраций к сказке А.С. Пушкина [4], в простом, казалось бы сюжете, где царевна спускается с крыльца русского терема, мы наблюдаем несколько не значительных, на первый взгляд нюансов, но именно они формируют наше представление о сути главной героини. Перед домом растёт куст с розовыми цветами, олицетворяющих юность и романтизм. Героиню окружают белые голуби – символы чистоты, нежности, кроткого нрава, любви и доброты. Девушка залита солнечным светом, её костюм светится золотом, и это не оставляет никаких сомнений, что перед нами положительный персонаж с прекрасным ликом и возвышенной душой.

В своих работах Борис Дехтерёв использовал различные техники и материалы: акварель, гуашь, темперу, уголь, карандаш, но в оформлении детской литературы предпочитал цветную графику. Он считал, что во многих  иллюстрациях огромная роль принадлежит тонкой, выразительной линии карандашом, а цвет лишь выступает заполняющим пятном. Очень ярко данный приём стилизации прослеживается в рисунках к сказке Х. К. Андерсена «Дюймовочка» (рисунок 4) [5].  Однако эта техника здесь выбрана не случайно. Использование контурной линии помогает добиться эффекта проработанности рисунка, сильной детализации, что имеет большое значение для передачи мировосприятия крошки- героини ростом в один дюйм.

Основой уникального, авторского «почерка» Бориса Александровича Дехтерёва в иллюстрации является гармоничное сочетание реализма и стилизации, зависящее от жанра, характера и смысла литературного произведения. За свою яркую, творческую жизнь художник оформил множество книг и внёс неоценимый вклад в развитие искусства иллюстрации в нашей стране. Он воспитал плеяду талантливых художников, которые продолжили его школу по созданию благородного облика книги.

Список литературы

  1. Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики // Искусство. 2015. С. 5-19.
  2. Перро Ш. Сказки // Издательский Дом Мещерякова. 2010.
  3. Перро Ш. Волшебные сказки // Детгиз. 1960.
  4. Пушкин А.С. Сказки // Речь. Серия - Образ речи. 2022.
  5. Андерсен Х.К. Дюймовочка // Детская литература. 1985.

Интересная статья? Поделись ей с другими: