УДК 78, 791
Воздействие звукового оформления фильма на эмоциональное состояние и восприятие зрителя
Хваталь Екатерина Карловна – старший преподаватель кафедры "Теория и история культуры" Института кино и телевидения (ГИТР)
Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, связанная с воздействием звукового оформления фильма на эмоциональное состояние и восприятие зрителя. Автор подчеркивает, что звуковое оформление играет особую роль в повествовании, вовлекая и погружая зрителей в историю и преображая зрительский опыт. В завершении автор приходит к выводу о том, что звуковое оформление – это обрамление для визуальных смыслов, которое служит для формирования настроения произведения, привлечения и удержания внимания, передачи культурных и нарративных смыслов.
Ключевые слова: звуковое оформление, голос, музыка, зритель, восприятие, эмоциональное состояние.
Появление звукового кинематографа, прошедшего долгий путь от ранних экспериментов Эдисона до становления целой индустрии и создания многоканальных технологий объемного звучания, произвело настоящую революцию в киноиндустрии. Звук стал неотъемлемой частью современного мира и используется повсеместно в таких сферах, как кино и телевидение, анимация, видеоигры, реклама, музыкальные клипы и видеоарт, образовательные и развлекательные ресурсы, виртуальная и дополненная реальность.
Достаточно посмотреть любимый фильм без звука, чтобы понять, насколько иначе он воспринимается благодаря использованию языка и особенно метафор, физических характеристик звука и речи, звуковых эффектов, музыки и даже тишины. Талантливо подобранное звуковое оформление способно значительно усилить воздействие произведения, управляя ощущениями зрителя и вызывая у него широчайший спектр сильных, порой даже полярных эмоций, от отвращения до эйфории. Плохой звук, в свою очередь, может испортить любую, даже самую увлекательную историю, навсегда оттолкнув от нее зрителя.
Звуковое оформление включает человеческие голоса, музыку и звуковые эффекты, которые влияют на восприятие и интерпретацию сюжета, образов, героев и событий и, следовательно, могут считаться полноценным инструментом невербальной коммуникации. Синхронизированные с изображением диалоги и реалистичные звуки, например, характерные для определенной местности, делают происходящее более правдоподобным и убедительным. Асинхронные звуковые эффекты, в частности, фоновые звуки или музыка, не коррелирующие с действием напрямую, создают определенную атмосферу и способствуют возникновению индивидуальных ассоциаций. И вот уже треск поленьев относит нас к уютному вечеру у камина, свист чайника и тихий скрип стульев или дверцы возвращают к минутам, проведенным в доме у бабушки, делящейся мудростями и воспоминаниями. Шум птичьих крыльев будит мысли об осенней меланхолии и первых заморозках. Стук лошадиных копыт и хруст снега погружают в предвкушение новогодних праздников. Кукареканье напоминает о рассвете, а крики чаек – о морском побережье.
Самым очевидным элементом звукового оформления является человеческий голос, который может использоваться для комментирования происходящего за кадром, присутствовать в произведении в форме монолога или диалога или озвучивать мысли героя [1].
Каждая характеристика звука, будь то тембр, высота, громкость, интенсивность или скорость, может быть отдельным повествовательным элементом. Например, тиканье часов подчеркивает течение времени или неопределенность. Одновременное использование движений в музыке и кино (например, арки или всплески, основанные на музыкальных параметрах) увлекает и направляет внимание зрителя. В фильме «Сияние» ценность звука и музыки хорошо заметна в сцене, где сумасшедший муж протаскивает героиню через приемную отеля и поднимается по лестнице. Высокая частота голоса Венди и диссонирующие звуки музыки контрастируют с медленными движениями двух персонажей, повышая уровень саспенса и создавая ощущение угрозы. Таким образом, звук передает страх и панику Венди по двум каналам: через музыку и голос. Известным примером использования специфического музыкального тембра является приглушенный звук струнного оркестра в черно-белом фильме Хичкока «Психо», в котором сознательное ограничение цветового и звукового спектров усиливает выразительность образов.
Музыка может формировать определенное отношение к героям, влиять на понимание их характеров, действий и отношений, даже если она звучит не одновременно с их появлением на экране. В частности, использование мужских и женских музыкальных клише способно управлять гендерным восприятием героев. Поднимающая настроение музыка влияет на интерпретацию даже самых неоднозначных поступков героев, а выбор грустной или веселой мелодии в фильме об уходе за пожилыми родственниками определяет ощущение показанной ответственности как блага или бремени. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что музыка играет большую роль в передаче чувств героев и приписывании им положительных или отрицательных эмоций и черт. В ходе одного эксперимента было установлено, что мелодраматическая музыка снижает страх и тревогу и вызывает ностальгические и эмпатические чувства. При прослушивании напряженной музыки, напротив, возникает настороженность, беспокойство, пессимистическое настроение и недоверие к герою, становящемуся в глазах зрителя грустным, испуганным, отчужденным, неуверенным в себе, агрессивным и даже зловещим [4].
Музыка может изменить представление аудитории о том, как будет развиваться сюжет фильма, что подтверждается результатами исследования, в рамках которого участникам демонстрировалось изображение молодой пары, катающейся в лодке по реке. Использование спокойной фоновой музыки способствовало тому, что зрители фокусировали свой взгляд на происходящем в лодке, предполагая спокойное продолжение действия, в то время как при проигрывании музыки из фильмов ужасов они настороженно исследовали пространство и концентрировались на темном пятне в воде в левом углу экрана, вероятно, в поиске возможных опасностей [2].
По результатам другого исследования было обнаружено, что напряженная музыка с диссонирующими интервалами и резкими обрывами, в отличие от расслабляющей мелодии или ее отсутствия, оказывает сильное воздействие на физиологические реакции зрителя, такие как частота сердечных сокращений, пульс и дыхание, вызывая чувство тревоги и неизвестности [3]. Именно это свойство музыки часто используется режиссерами и композиторами для создания, усиления или разрешения саспенса.
Музыкальный материал, в дополнение к своему внутреннему посланию и смыслу, может использоваться для передачи контекста, например, исторической эпохи, географии или социального содержания. Таким образом работает использование определенных инструментов или инструментальных тембров для характеристики определенных стран и регионов, ландшафтов, жанров кино и музыки и даже пола. Музыка разных жанров часто порождает надындивидуальные ассоциации. Так, например, аккордеон ассоциируется с Парижем, атмосферой гавани или народной музыкой и фольклором.
Особой формой музыкальной цитаты является лейтмотивный прием, создающий музыкальную сеть ассоциаций внутри фильма. Лейтмотив — это легко узнаваемая музыкальная тема, система выразительных средств и кодов, вводимая параллельно главному герою, ситуации или внемузыкальной идее фильма. Тема может иметь разный смысл в разных контекстах или в зависимости от аранжировки и нюансов означать одно и то же, но для разных персонажей. Лейтмотив активизирует чувства, переживания и личные воспоминания, ранее связанные с цитатой, и влияет на интерпретацию происходящего на экране. Использование характерного произведения в немузыкальном фильме, например, знаменитой и узнаваемой темы из фильмов о Джеймсе Бонде или сериала «Миссия невыполнима», становится подсказкой, рождающей ассоциацию и напоминающей зрителям о конкретной сцене или фильме в целом.
Таким образом, звуковое оформление является обрамлением для визуальных смыслов, служит для формирования настроения произведения, привлечения и удержания внимания, передачи культурных и нарративных смыслов, повышает вовлеченность зрителя и вызывает у него эмоциональный отклик и широкий спектр телесных и когнитивных ассоциаций, апеллируя к подсознанию и опыту зрителя и помогая ему распознавать состояния и намерения героев.
Список литературы
- Васильева М. В., Кадагидзе А. Г., Хваталь Е. К. English for Students of Visual Arts, 2019. 366 с.
- Auer K., Vitouch O., Koreimann S., Pesjak G., Leitner G., Hitz M. (2012). When music drives vision. Influences of film music on viewers’ eye movements // Proceeding of the 12th International Conference on Music Perception and Cognition and the 8th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music. Vol. 1. РР. 73-76.
- Bente G., Kryston K., Jahn N.T. et al. (2022) Building blocks of suspense: subjective and physiological effects of narrative content and film music // Humanit Soc Sci Commun. Vol. 1 (9). РР. 1-13.
- Hoeckner B., Wyatt E. W., Decety J., and Nusbaum, H. (2011). Film music influences how viewers relate to movie characters // Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. Vol. 5 (2). РР. 146-