УДК 004

Разработка веб-приложения по учету заявок на предприятии

Попов Данил Андреевич – магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: Данная научная статья посвящена разработке веб-приложения для учета заявок на предприятии. В современном бизнесе эффективный учет заявок играет важную роль, поскольку позволяет управлять процессом обработки заявок, оптимизировать рабочий процесс и повысить уровень клиентского обслуживания. В статье представлено описание бизнес-процессов предприятия, моделей базы данных, архитектуры разработанного веб-приложения, включающее функциональные модули для ввода и вывода данных. Также в статье рассматриваются вопросы безопасности веб-приложения. В качестве основы разработки использовался язык программирования С# и популярный фреймворк ASP.NET MVC. Результаты работы представляют практическую ценность для предприятий, которые хотят улучшить свой учет заявок и повысить эффективность своей деятельности.

Ключевые слова: веб-приложение, бизнес-процессы, база данных, учет заявок, разработка.

Введение

Отличительной чертой современного человечества является: производство, накопление, распределение и обработка имеющейся и получаемой информации. Наш век смело можно было бы назвать веком компьютерных технологий.

В связи с ростом спроса на товары и услуги, появляются организации, способные удовлетворить потребность в том или ином, соответственно, и с каждым днем подобных организаций становиться все больше и больше. У каждого человека в мире есть определенные потребности в услугах или определенном товаре. Будь то средство для уборки в доме или бухгалтерские услуги.

Владельцы бизнеса стараются подобрать инструменты торговли, способные привлечь внимание самой разносторонней аудитории. Как и другие маркетинговые инструменты, основанные на принципе непосредственного отклика, программное обеспечение помогает автоматизировать определенные процессы на предприятии для дальнейшего роста оборота, путем автоматизированной обработкой информации по заказу или услуге. Быстрое и автоматизированное оформление заказов со стороны предприятия приведет к увеличению количества заявок в день, что приведет к повышению прибыли.

Например, компания, которая занимается оптовой продажей товара по всей России. На предприятии присутствует проблема с регистрацией заявок клиентов менеджерами. Данный процесс не автоматизирован на уровне оформления. Менеджерам необходимо вручную собирать заявку по звонку или письму на электронную почту от клиента. В случае упразднения данного узкого места произойдет сокращение времени работы менеджера, что увеличит частоту оформленных накладных, а также сократит рутинную работу персонала.

Цель исследования: проектирование и разработка веб-приложения для учета заявок на предприятии.

Методы и методология

Основанием для разработки является необходимость предприятия повысить работоспособность и облегчить труд сотрудников, то есть создать веб-приложение, которое позволит клиентам и сотрудникам удобно и оперативно оформлять заказы.

Один из важных и не оптимизированных процессов на предприятии – это получение и проверка заявки. Получив и обработав заявку, менеджер переходит к ручному созданию накладной в 1С, затем отправляет её на склад. Проведенный анализ показал, что оптимизация данного процесса поможет предприятию повысить работоспособность менеджеров, в следствии чего и самого предприятия.

Рассмотрим процессы на предприятии с помощью методологии IDEF0 (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Контекстная диаграмма по продаже товара на предприятии.

Процесс, который стоит подвергнуть оптимизации входит в декомпозицию контекстной диаграммы, этот процесс – «Получение и проверка заявки», декомпозиция которого изображена на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Декомпозиция блока «Получение и проверка заявки» AS-IS.

Данный процесс изменит свой вид, в следствие того, что будет добавлена информационная система, которая демонстрируется на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Декомпозиция блока «Получение и проверка заявки» TO-BE.

В результате исследования предметной области и проведенного анализа процессов к информационной системе по оптовой продаже товара на предприятии была разработана логическая схема базы данных (рисунок 4).

image004

Рисунок 4. Логическая модель базы данных.

Результаты

Для работы с СУБД на платформе .net core существует инструмент Entity Framework Core, который представляет собой объектно-ориентированную, легковесную и расширяемую технологию от компании Microsoft для доступа к данным. EF Core является ORM-инструментом (object-relational mapping – отображения данных на реальные объекты).

При написании статьи был использован codefirst подход, это позволяет быстрее адаптировать базу данных под нужды проекта и развивать ее совместно с функционалом проекта при помощи миграции. Процесс использования миграций выглядит следующим образом: вначале программист вносит изменения, в сущности, затем при помощи команды Add-Migration генерирует план перехода базы в новое состояние, далее командой Update-Database происходит обновление сущностей базы данных. Большим преимуществом Entity Framework Core является то, что файлы миграции она генерирует сама, в отличии от своих предшественников.

Физическая модель базы данных построенная на основе логической выглядит следующим образом (рисунок 5).

image005

Рисунок 5. Физическая модель данных.

Для разработки приложения был выбран архитектурный подход «Onion», согласно которому рассматриваются слои, нарастающие от центра. Центральным звеном являются модели данных и интерфейсы взаимодействия, определяющие как структуру базы данных в первом случае, так и взаимодействие между модулями во втором.

Следующим уровнем является уровень доступа к базе данных. Данный уровень реализован на основе паттерна IRepository.

Следующим слоем является бизнес уровень. Так же справедливо назвать этот уровень основным, реализующим основную логику приложения, в ней объединена работа некоторых сущностей работы с базой данных и представляет собой реализацию конечных или почти конечных задач для бизнеса.

Уровень взаимодействия построен на базе подхода MVC. Концепция паттерна MVC (Model – View – Controller) предполагает разделение приложения на три компонента.

Отдельным блоком стоит вопрос безопасности приложения. Для обеспечения безопасности, а также реализации механизмов авторизации, идентификации и аутентификации был взят за основу Asp.NetIdentity, реализующий указанные механизмы при помощи файлов cookie.

Данная система позволяет пользователям создавать учетные записи, аутентифицироваться, управлять учетными записями или использовать для входа на сайт. Пример представлен на рисунке 6.

image006

Рисунок 6. Страница авторизации.

Для разработки средств ввода данных был выбран HTML фреймворк Bootstrap и технология Razorpages. Каждая страница Razor представляет файл с расширением cshtml и содержит смесь кода html и конструкций C#. По сути, это те же самые представления, что используются в MVC. Но, в отличие от MVC, с каждой страницей Razor связан файл отделенного кода логики на C#.

Страницы, сгенерированные по данной технологии, отражают пользовательский интерфейс. Для ввода данных в приложения были использованы специальные поля, представленные на рисунке ниже (рисунок 7).

image007

Рисунок 7. Страница добавления нового товара.

На данном этапе демонстрируется формирование отчетности по каждому пользователю. Внешний вид пользовательского интерфейса страниц истории покупок пользователя с функцией генерации отчёта и сам отчет предоставлен ниже на рисунках 8 – 9.

image008

Рисунок 8. Страница истории покупок конкретного пользователя

image009

Рисунок 9. Файл отчета в excel-формате.

В приложении реализовано большое количество страниц и предусмотрен основной функционал веб-приложения по учету заявок на предприятии.

Главная страница приложения выглядит следующим образом (рис. 10).

image010

Рисунок 10. Главная страница веб-приложения.

Также в веб-приложении реализовано разделение на роли для пользователей и их управление.

На рисунке 11 представлен алгоритм работы со стороны администратора в веб-приложении, чтобы продемонстрировать весь функционал приложения.

image011

Рисунок 11. Алгоритм работы приложения.

Выводы. В связи с развитием компьютерных технологий в мире многие предприятия стремятся усовершенствовать деятельность своей компании и повысить работоспособность сотрудников путем внедрения информационных технологий.

Данное приложение интуитивно понятно при эксплуатации, не требует специального обучения, руководства пользователя достаточно.

Информационная система реализует следующие функции:

  • хранение и накопление автозапчастей, поступающих на склад;
  • учет пользователей приложения;
  • учет сотрудников предприятия;
  • учет движения товара по предприятию;
  • учет суммы по выбранному товару для заявки;
  • автоматизированное формирование отчетной информации по выбранной заявке клиента.

Данное решение является унифицированным решением и может быть внедрено на любых предприятиях, ведущих предпринимательскую деятельность в сфере продажи товара.

Список литературы

  1. Боковой Ю.В. Особенности методологии проектирования информационных систем для малого и среднего бизнеса / Ю.В. Боковой. – Москва, 2021. – 254 c.
  2. Гордеев С.И. Организация баз данных. Часть 1: учебник для вузов / С. И. Гордеев, В.Н. Волошина. – Москва, 2022. – 310 с.
  3. Гордеев С.И. Организация баз данных. Часть 2: учебник для вузов / С. И. Гордеев, В.Н. Волошина. – Москва, 2022. – 513 с.
  4. Джесс Чедвик, Тодд Снадер, Хришикеш Панда. ASP.NETMVC 4. Разработка реальных веб-приложений с помощью ASP.NETMVC. Учебник // Д. Чедвик, Т. Снайдер, Х. Панда. – Зарубежная литература, 2012. – 432 с
  5. Информационные системы в экономике: учебник для вузов / В.Н. Волкова, В.Н. Юрьев, С.В. Широкова, А.В. Логинова; под редакцией В.Н. Волковой, В.Н. Юрьева . – Москва, 2022. – 402 с.

{ssocial}