УДК 004

Предпосылки и история развития системы социального кредита в Китае как попытки цифровизации государства

Салина Анна Сергеевна – студент Российского Университета Транспорта.

Аннотация: в данной статье была рассмотрены предпосылки и историческое развитие Системы социального рейтинга. В данной работе нашли отражение вопросы внедрения цифровых технологий на государственном уровне на примере Китая.

Ключевые слова: цифровизация, рейтинг, проблема, влияние, цифровое общество, списки, правовое регулирование.

В современном обществе на данный момент ярко выражено развитие цифровых технологий, в том числе на уровне государства. Это связано с тем, что они позволяют упростить разные сферы жизнедеятельности и способствуют развитию многих отраслей. Таким образом цифровизация становится свойственной не только IT-отрасли, но и многим другим.

На сегодняшний день внедрение новых технологий является неотъемлемой частью развития, оказывая положительное влияние как на само государство, так и на взаимодействие его с людьми. В контексте социального кредита в Китае оно направлено на формирование добросовестного поведения и соблюдение законов, а также на наказание за нарушения. Вышесказанное подчеркивает необходимость исследования основ становления и развития цифрового государства, результаты которого окажут положительное влияние на различные сферы общества.

Китай (Китайская Народная Республика (КНР)), как одна из наиболее технологически развитых стран, имела все возможности для создания, тестирования и развития такой отрасли, как цифровизация государства, более известной в России под термином «цифровой трансформации», означающим процесс преобразования экономики и общества с помощью цифровых технологий[3].

В 2021 в Китае была официально закреплена законодательном уровне система социального кредита (社会信用体系 – система социального рейтинга, система общественного доверия), которая оценивает поведение граждан и компаний на основе их социальной ответственности, добросовестности и соблюдения законов. Это один из ярчайших примеров применения геймификации на государственном уровне[2]. Китай взаимодействует с людьми в контексте социального кредита путем наказания или поощрения в зависимости от их оценки, используя различные инструменты, чтобы стимулировать граждан и компании к соблюдению законов и норм общественной морали. К примеру, люди с высоким рейтингом социального кредита могут получать льготы при получении кредитов, аренде жилья, путешествиях и других сферах. Государство также использует систему социального кредита для наказания граждан и компаний за нарушения законов и моральных норм, люди с низким рейтингом могут сталкиваться с ограничениями в получении кредитов, путешествиях за границу и других привилегиях. Например, люди с низким рейтингом могут быть ограничены в праве на работу в государственных учреждениях, а компании с низким рейтингом могут лишаться различных привилегий и льгот.

Предпосылками и причиной создания данной системы было наличие большого количества как государственных, так и негосударственных списков и рейтингов. Важно отметить, что система социального рейтинга есть не только у частных лиц - рейтинг есть у коммерческих организаций, а также у городов.

В первую очередь социальный рейтинг касается коммерческих организаций. Уместно обратить внимание, что для организаций просят указать именно «унифицированный номер» регистрации в системе рейтинга[4]. Основная идея заключается в том, чтобы, начав работать с организацией, проверить репутацию контрагента, принадлежность организации к мошенническим схемам, участите в судебных делах и другую информацию, которая известна системе. Изначально, когда нынешний председатель КНР предложил ввести систему рейтинга, он полагался на данные частных компаний. Alibaba (владелец платежной системы Alipay), Tencent Holdings Limited (владелец WeChat и системы WeChatPay), а так же Центральный Банк Китая стали основой для упорядоченной кредитной истории в общегосударственном масштабе. Так же существует несколько рейтинговых аналитических агентств, которые составляют рейтинги частных компаний. Одним из таких агентств является China Chengxin International Credit Rating Co. Ltd., которое занимается оценкой кредитоспособности компаний и составлением рейтингов национальной и международной кредитной способности. Аналогично действует агентство Dagong Global Credit Rating Co. Ltd., которое проводит оценку финансового состояния компаний и выставляет им кредитные рейтинги. Эти компании проводят исследования и анализ финансовых показателей частных компаний и составляют рейтинги их деятельности. Таким образом, появились «частные» социальные рейтинги отдельных организаций. Крупнейшие корпорации определяют на основании алгоритмов ИИ (искусственного интеллекта) платежеспособность и кредитную историю граждан. Данные частные рейтинги выражаются в числовом эквиваленте, они предоставляют и преимущества, и ограничения. В действительности, несмотря на указанное выше, государство в итоге отказалось официально признавать в качестве метода оценки граждан системы частных компаний. Не менее важно отметить, что частные системы кредитного рейтинга существуют и работают, а также указаны на официальном сайте социального рейтинга.

В контексте государственной оценке граждан необходимо обстоятельного рассмотреть черный и красный списки. Существует отдельный чёрный список, в котором указаны граждане КНР, которым запрещено пользоваться поездами и/или самолетами. Условием попадания в данный реестр является нарушение списка правил при пользовании данными видами транспорта. Сущность этих требований сводится к отсутствию нарушений общественного порядка на вокзалах, в аэропортах, в самих поездах и самолетах. Это курение в неположенном месте, драка, дебош, повреждение общественного имущества и прочие. Необходимо обратить внимание, что четко указано за что конкретно гражданин получил нахождение в черном списке. Также запрет на поездку в поездах и самолетах может быть наложен на основании решения суда. В список попадают должники, судимые за кражу, грабеж, убийство. Ограничение на поездки накладывается от нескольких месяцев до 5 лет. В противовес этому есть красный список (из-за отличия в значении цветов, в России значение будет близко к «белому» списку).В него попадают почетные граждане городов, кавалеры различных орденов, медалей, меценаты, известные общественные деятели. Красные списки доступны как на государственном сайте, так и на сайтах отдельных провинций. Это не предоставляет конкретных льгот, однако может помочь, к примеру, при устройстве на работу.

На основе перечисленного выше, была сформирована концепция единого рейтинга всех граждан Китая. Основные положения, вошедшие в основу и регулирующие современной системы социального кредита, содержатся в "Planning Outline for the Construction of a Social Credit System (2014-2020)"[1] - это документ, в котором описывается план по созданию системы социального кредита в Китае на период с 2014 по 2020 год. В данном источнике отражены шаги по установлению механизмов надзора, предупреждения и наказания в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, государственные закупки и деятельность предприятий. Документ также содержит рекомендации по созданию и совершенствованию системы личной кредитной информации. Это стратегический план, который направлен на улучшение доверия и надежности в различных сферах общества через систему социального кредита.

Согласно документу, в 2018 году национальная комиссия по развитию и реформам и Народный банк Китая объявили о первой партии из 12 экспериментальных городов для создания системы социального кредита, куда вошли: Ханчжоу, Нанкин и Сямэнь, Чэнду, Сучжоу, Суцянь, Хуйчжоу, Вэньчжоу, Вэйхай, Вэйфан, Иу, Жунчэн. В 2019 к проекту по созданию национальной кредитной системы присоединились еще 16 городов. Например, в провинции Чжэцзян максимальный рейтинг - 110 баллов, а в городе Тяньцзин - 1050 баллов максимум. Системы разные, а также учитывают разные параметры. В том же году была запущена система социального кредита для молодежи от 18 до 45 лет в приложении под названием «UnicТown», с потенциальным охватом 460 млн пользователей. Разработчиком стала компания CY Credit, в то время как заказчиком - компартия КНР. По условиям программы, участникам присваивают от 350 до 800 баллов на основе различных факторов (например, степени образования или участия в волонтерской деятельности)[5]. Для тех, кто набрал свыше 650 баллов, становятся доступны некоторые привилегии. Программа не предусматривает наказаний, но гарантирует определенные преимущества (например, при поступлении в вуз или на работу) за высокий рейтинг. Для получения детальной информации, нужно знать ФИО человека и номер его паспорта (ID)

Таким образом, взаимодействие государства с людьми в контексте социального кредита в Китае направлено на формирование добросовестного поведения и соблюдение законов, а также на наказание за нарушения, однако единой системы, действующей на территории всей страны в настоящее время не существует. Вместе с тем следует подчеркнуть, что отдельные части системы довольно успешно функционируют и являются хорошей основой для дальнейшего развития и внедрения системы социального рейтинга повсеместно.

Список литературы

  1. 国务院关于印发社会信⽤体系建设规划纲要(2014—2020 年)/"Planning Outline for the Construction of a Social Credit System (2014-2020)" (Уведомление Государственного Совета КНР об издании Плана построения системы социального кредита на 2014 – 2020 гг.) GF No. (2014)21
  2. О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Гринчар Н.Н., Салина А.С. Научный аспект. 2023. Т. 5. № 1. С. 506-509.
  3. Цифровое государство как новый этап развития общества Золаев Э.А. Креативная экономика - Том 15, Номер 5 (Май 2021)
  4. Chapuis N. (2018/1). "Digital China", ou comment la révolution numérique redistribue la puissance à béchelle globale ["Цифровой Китай", или как цифровая революция перераспределяет власть в глобальном масштабе] // Le Carnets du CAPS. No. 26. 75-88.
  5. Materials of the V International Scientific-Practical Conference «Integration of the Scientific Community to the Global Challenges of Our Time». In three volumes. Volume I – Tokyo, Japan: Regional Academy of Management, 2020 – 543 p. Е.А. Романенко, А.В. Мусиенко Система социального кредита в Китае70¬-75
  6. социального кредита на 2014 – 2020 гг.)