УДК 002.304

Психическое благополучие: как физическая культура может стать профессиональным помощником

Мифтахов Алмаз Фаридович – старший преподаватель кафедры Теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассматривается влияние занятий спортом на психологическое благополучие человека (указано, что в современных условиях эта проблема становится особенно актуальной для молодого поколения); основная цель спорта заключается в помощи в снятии стресса и усталости, создании комфортных условий для внутреннего равновесия, и развитии здорового образа жизни и уважения к физическим упражнениям (чтобы предотвратить будущие психологические расстройства).

Ключевые слова: спорт, физическая культура, психическое здоровье, природа человека, организм, стресс.

Понятие «психологическое благополучие» используется повсеместно, однако многие не могут дать точного определения этому явлению, личностной оценки окружающей действительности. Термин подходит для описания интегрального системного состояния человека или группы лиц. Психологическое благополучие является совокупностью сложных, взаимосвязанных компонентов единой модели, в которую входят физические, культурные, социальные, ментальные и духовные факторы, отражающие восприятие субъектом внешних условий (а также своего внутреннего состояния). Часто исследователи связывают это понятие с необходимостью самореализации человека при достижении максимальных показателей потенциальных возможностей (знаний, навыков, способностей или накопленного жизненного опыта). В этой работе изучается воздействие физических нагрузок на уровень стресса, тревожности, эмоционального выгорания человека. При этом важным моментом является тот факт, что занятия спортом, постоянная двигательная активность напрямую влияют на гормональную систему (а при выработке определенных гормонов в организме человека происходят значимые изменения).

В условиях неустойчивой политико-экономической и социальной среды люди любого возраста, пола и материального положения испытывают стресс. Под этим понятием следует понимать совокупную психологическую, поведенческую реакцию организация на внешнее давление, состояние внутреннего беспокойства. Результаты последних исследований доказывают, что интенсивные физические нагрузки, наоборот, способствуют расслаблению, выработке эндорфинов – снижению уровня тревожности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако следует заметить, что занятия спортом дарят ощущения счастья и спокойствия на непродолжительный период времени. У человека улучшается настроение, появляется мотивация на достижение личностных и профессиональных целей. Такой эффект связан с выработкой бета-эндорфина (в СМИ его часто называют гормоном счастья). За 10 минут интенсивных физических нагрузок в крови человека концентрация этого гормона увеличивается на 42%, через 20 минут – на 110%. Доказано, что бета-эндорфин оказывает эйфорический эффект, помогает бороться с депрессией, тревожностью, паническими атаками – возвращает эмоциональное равновесие. Но нельзя забывать, что при наличии серьезных психологических или психических нарушений нужно обращаться за помощью к специалисту, пройти обследование и сдать анализы. Только комплексный подход поможет побороть депрессию, решить психологические проблемы без повторения кризисных ситуаций в будущем.

Отдельно стоит отметить, что занятия спортом являются одним из наиболее оптимальных методов борьбы с бессонницей. Это обусловлено тем, что при постоянных физических нагрузках человек начинает испытывать несильную утомленность к концу дня, и его организму требуется отдых – а значит проблем с засыпанием не будет. При этом важно правильно выбрать тип физических нагрузок, время тренировок – чтобы не допустить обратного эффекта на организм (когда человек сильно переутомлен, испытывает боли или дискомфорт в мышцах и от этого не может заснуть). Помимо этого, есть исследования, результаты которых доказывают, что физические нагрузки положительно влияют на снятие эмоционального и умственного напряжения – расслабление, снятие зажимов в теле, избавление от чувства тревоги. Улучшается концентрация, человеку становится проще заниматься одним делом в течение долгого промежутка времени. Могут быть отмечены признаки снятия стрессовых факторов, которые связаны с недостатком сна, проблемами со здоровьем и неправильным образом жизни (злоупотреблением алкоголем, курением и малой двигательной активностью на протяжении всего дня) [2].

В процессе занятий спортом происходит повышение когнитивной функции, что благоприятно сказывается на улучшении памяти. В ходе физической активности организм вырабатывает эндорфины, которые, в свою очередь, активизируют нервную систему, способствуют росту новых нейронов в мозгу, а также повышают уровень концентрации и способность сосредоточиться на определенной деятельности. Спорт, превращенный в образ жизни, способствует укреплению уверенности в себе. Постоянные тренировки становятся привычкой, которая позволяет повысить самооценку и почувствовать уверенность. Человек начинает чувствовать себя более комфортно в своем теле, а также испытывать чувство выполненного долга ежедневно. Кроме того, качество сна значительно улучшается благодаря физическим нагрузкам, которые вызывают приятную усталость и способствуют глубокому и крепкому сну. Даже небольшая физическая активность поможет вам достичь гармонии и регулярности сна.

При занятии спортом увеличивается сердечный ритм, а постоянные занятия несколько раз в неделю обеспечит вам хорошую физическую форму, увеличенную активность, физическую силу и энергию. Регулярные физические упражнения улучшают иммунную систему, уменьшают стресс, снижая секрецию кортизола (гормона стресса), который нарушает иммунный ответ организма. Спорт приучает людей к дисциплине, делает более выносливыми, развивает способность справляться с тяжелыми жизненными проблемами и непредвиденными ситуациями. В процессе тренировок совершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни [1].

Но физическая активность – это тоже некий стресс для организма человека, стоит понимать, что это относится к физиологии, а не психологии. Поэтому во время тренировок, физический стресс подменяет психологический, признаки которого вытесняются физическими процессами, управляющими организмом. В связи с этим, крайне важно вводить физическую культуру в учебную программу в образовательных учреждениях (школы, вузы и т.д.), для того чтобы помочь учащимся отвлечься от учебного напряжения и стресса, и получить эмоциональную релаксацию. В случае серьезных продолжительных психологических проблем, необходимо немедленно обратиться за консультацией к специалисту, и только затем, принимать совместное решение о коррекции психоэмоционального состояния. При начале спортивного образа жизни, не следует излишне перегружать себя интенсивными и сложными тренировками. Программа физической активности должна соответствовать реалиям и учитывать индивидуальные особенности каждого. Выбор упражнений должен основываться на предпочтениях каждого человека. Очень важно, чтобы выполнение упражнений доставляло удовольствие. Если тренировки проводятся на свежем воздухе, это может быть первым шагом к выходу из дома, возможно, сначала сделав простую вечернюю прогулку, что поможет создать режим в жизни, и со временем можно будет добавить более сложные упражнения. Однако не стоит ожидать мгновенных результатов, они приходят постепенно, с течением времени.

Когда человек начинает заниматься спортом, у него возникает неподдельное влечение, сильные и яркие эмоции. Эти эмоции глубоко охватывают его личность и отражают общую повышенную работоспособность организма, чувство успеха и уверенности в собственных силах. Ощущение своего собственного превосходства приятно: быть сильным, ловким, смелым, отважным и выносливым, способным справиться с трудными задачами, доступными не каждому. А ведь существует такая болезнь, как гиподинамия, когда образ жизни становится малоподвижным и это становится опасностью для психического здоровья. Наш организм днем выделяет большое количество адреналина, который нужно сжигать. И если мы этого не делаем, то в нашем организме начинают накапливаться эмоциональное и физическое напряжение. Со временем это может привести к различным психосоматическим заболеваниям. [4].

Физическую культуру принято рассматривать только как пользу в физиологическом ключе, но она так же и психологическая необходимость. Двигаясь, мы можем регулировать определенные психические процессы внутри человека. Снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность. Для подтверждения данного факта обратимся к исследованиям американских авторов, которые установили влияние физической нагрузки на психические процессы и внутреннее состояние человека. Также было изучено и долгосрочное влияние нагрузок на внутреннее состояние, они были направлены в своей основе на снижение усталости и депрессии в течение продолжительного времени. В эксперименте участвовали на протяжении 6-ти недель несколько групп людей, которые вели малоподвижный образ жизни и активный. После чего во второй группе было замечено снижение депрессивного состояния в отличие от остальной группы людей [3].

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что постоянная двигательная активность и занятия спортом положительно влияют на здоровье человека, на снижение уровня стресса и достижение эмоционального баланса при сложных внешних, внутренних факторах становления личности. Систематичные занятия спортом оказывают прямое воздействие на работу гормональной системы, а выработка полезных веществ ускоряет протекание всех процессов в организме. Улучшается сон, снижается тяга к сладкому и неполезным продуктам питания, повышается иммунитет. Человеку становится намного проще наладить свой режим труда и отдыха, а значит в долгосрочной перспективе он может избавиться от вредных привычек, побороть тревожность, панические атаки и избавиться от проблем, которые являются личностными факторами развития стресса.

Список литературы

  1. Баченина Е.А., Хачатурян А.Ю. Поиск новых форм и методов оптимизации преподавания физкультуры и спорта в высшей школе. В сборнике: Двигательная активность. Спорт. Личность. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2019. С. 67-7
  2. Ильин С.Н., Ишмухаметова Н.Ф. Проблемы и перспективы развития студенческого спорта. В сборнике: Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи. Сборник научных трудов XVII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 67-7
  3. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань, 200 – 102 с.
  4. Якимова Е.Н. Культура в эпоху глобализации. В книге: Социально-экономическое пространство современного мира: технологии прорывов и сохранение традиций. Материалы международной мультидисциплинарной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Кучерук; ОАНО ВО «Институт мировой экономики и финансов». 2019. С. 64-69
  5. Гаврилова Е.А. Спорт, стресс, вариабельность (определение, психотерапевтическая коррекция): Книга Е. А. Гавриловой. 2015. С. 159-170
  6. Серова Л.К Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте (временнáя структура психологической подготовки к спортивным состязаниям) Книга. 2022. С. 22-30

Интересная статья? Поделись ей с другими: