УДК 796.038

Маскоты как способ продвижения спортивных команд университетов

Коваленко Алиса Юрьевна – студентка направления «Реклама и связи с общественностью» Волгоградского государственного технического университета.

Научный руководитель Ерошенко Ирина Александровна – старший преподаватель Волгоградского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается роль маскотов, или талисманов, в спорте и их воздействие на болельщиков и команды. Происхождение маскотов, их функции и важность для поддержания духа спортсменов и привлечения зрителей. Рассматривается разница в использовании маскотов в разных странах, а также то, как выбор талисмана может отражать качества команды. Также приведены примеры уже существующих маскотов.

Ключевые слова: маскот, спорт, болельщик, команда, университет.

Начиная с древности и до наших дней люди всегда верили в особую силу некоторых предметов. Это не только обереги и амулеты, но и монетка, кинутая в фонтан желаний, статуя, которой нужно потереть нос и прочие похожие вещи. Люди и сейчас верят в подобное, такие вещи может и не обладают магическими свойствами, но помогают людям быть увереннее. В спорте, где болельщики часто надеются на удачу, а спортсменам необходима поддержка, появились талисманы или, как их сейчас называют, маскоты.

Маскот – это узнаваемый персонаж, например, животное, человек или даже выдуманное существо, олицетворяющий собой определенный коллектив: школу, спортивную команду, сообщество или бренд. Сфера их применения достаточно велика, но в спорте они заняли особую роль.

Первые маскоты в спорте появились в 19 веке. Сначала это были дети и животные, а в 60-е и 70-е годы появились костюмированные маскоты, которых сейчас в основном и используют.

Не во всех университетах России есть фанатские ассоциации. Обычно появляется человек, который собирает вокруг себя инициативных студентов, готовых помочь или поддержать команду. Так появляется клуб болельщиков, они делают атрибутику, например, плакаты или значки.

Если в США наличие талисманов у команд – это само собой разумеющееся, то в России они есть не у всех. В каждом университете, как правило, есть свой вид спорта, который популярнее любого другого. Например, баскетбол, волейбол или, чаще футбол.

Маскот не просто олицетворение команды, он должен привлекать болельщиков на стадион снова и снова. Для этого нужно делать шоу. Первыми это научились делать американцы, понемногу осознание роли маскотов приходит и в Россию.

Маскот должен заводить фанатов, поддерживать победный дух в команде. Но сначала его нужно создать. Часто выбор талисмана отражает какое-нибудь качество, которое присуще определенной команде. Например, такие качества, как боевой дух, ярость, несокрушимость олицетворяются в воинах или хищниках. Талисманы могут также символизировать местные или региональные черты характера. Возможно также использование маскота самого университета, если такой есть.

Вот вопросы, ответив на которые можно создать хорошего маскота.

  1. Проанализировать целевую аудиторию. Для кого мы создаем маскота?
  2. Выбрать персонажа. Какой персонаж будет нравиться нашей целевой аудитории и отображать идеологию команды?
  3. Создать историю персонажу. Кто он, как его зовут, какого он возраста, откуда, какой у него характер?

Маскот в любом спорте – это и лицо клуба, и человек, который должен «завести» болельщиков. Очень важный момент, который некоторые упускают или уделяют ему недостаточно внимания – это человек внутри костюма. Красивый снаружи, но душный и неудобный внутри маскот, оживет только с правильным человеком внутри него. Талисман всегда должен быть в движении, взаимодействовать с болельщиками, реагировать на победы и поражения команды. Пускай он хлопает в ладоши, раздает пять, делает волну с болельщиками, размахивает руками, танцует и даже выполняет трюки. Главное, он не должен просто стоять или топтаться на месте. Спортивные состязания часто идут час или больше, и неподготовленному человеку может стать плохо. По итогу, это должен быть очень активный, выносливый и позитивный человек, который любит взаимодействовать с людьми.

Обычно люди видят маскотов на спортивных мероприятиях, но есть способ укрепить связь между болельщиками и талисманом команды вне спорта. Большим спросом пользуются товары с изображениями маскотов, например, фирменные значки, плакаты, футболки или игрушки. Это подтверждено опросом, который был проведен Институтом общественного мнения «Анкетолог». Независимая исследовательская компания опросила 2 тысячи человек в возрасте старше 18 лет. Около 60% респондентов одобряют мерч (продукция с символикой бренда) с изображением маскотов (рис. 1).

1

Рисунок 1. Результаты опроса (Источник: iom.anketolog.ru).

Пример, маскот «Зенита» – Лев. Лев – символ Петербурга. В городе много скульптур с изображением этого зверя. Также лев символизирует мощь и власть. Первый маскот в виде льва появился в 1999 году, но был только до 2005-го. Как пишут на сайте «Зенита», тогда костюм износился окончательно. Однако в фанатской среде лев продолжал жить: он был на значках, выпускавшихся фанатским движением, на эмблемах и баннерах. В итоге лев утвердился в качестве официального клубного талисмана.

Маскоты студенческих спортивных клубов:

Маскот Лаки у ССК «Орёл57» появился в результате победы в конкурсе Битва Болельщиков, а имя выбирали общим голосованием активистов.

Рысенок Шлепа – у ССК «ККСТ». Символика клуба – рысь, животное символизирует быстроту, ловкость и тактичность. Имя было выбрано на открытом голосовании в социальных сетях. В маскоте работает активист клуба, который несёт за него ответственность.

Вывод

При создании маскота следует проанализировать команду и болельщиков. Правильным будет придумать несколько вариантов образа, экспериментировать и выбирать тот, который лучше всего отражает суть и больше всех нравится болельщикам. Интересный и уникальный маскот поможет держать контакт с аудиторией и поддерживать команду.

Список литературы

  1. Команда мечты: игроки, тренер и болельщики. О культуре спортивных фанатов в вузах России URL: https://mcunic.ru/2023/05/05/komanda-mechty-igroki-trener-i-bolelshhiki-o-kulture-sportivnyh-fanatov-v-vuzah-rossii/ (дата обращения: 15.12.2023).
  2. Чем в спорте является маскот? URL: https://ru.quizzclub.com/trivia/c-hem-v-sporte-yavlyaetsya-maskot/answer/2112283/ (дата обращения: 15.12.2023).
  3. Маскоты клубов РПЛ = веселье. Танец Шмеля и майонеза, троллинг от тамбовского Волка и робот Новатор URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/multibrand/2844254.html (дата обращения: 15.12.2023).
  4. Маскот бренда: как создать запоминающийся образ URL: https://iom.anketolog.ru/2023/07/20/maskoty-v-marketinge (дата обращения: 15.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: