УДК 796

Изучение координационных способностей у детей младшего школьного возраста при занятиях каратэ на начальном этапе обучения

Орлова Ольга Викторовна – студентка кафедры Адаптивной физической культуры, спорта и туризма Института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета.

Демешев Игорь Григорьевич – старший преподаватель кафедры Физического воспитания Института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета.

Горелик Виктор Владимирович – кандидат биологических наук доцент кафедры Адаптивной физической культуры, спорта и туризма Института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются особенности развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ. Раскрыто, что обучение каратэ включают в себя основную и дополнительную программу на начальном этапе обучения учебно-тренировочного процесса. Это содействует воспитанию новым сложным двигательным элементам и действиям.

Ключевые слова: каратэ, дети, двигательная активность, координационные способности.

Актуальность. В последние десятилетия в России произошло стабильное становление восточных единоборств, и при этом получили официальные статусы как виды спорта (каратэ, тхэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, смешанные единоборства и др.). На сегодняшний день восточные единоборства пользуются широкой популярностью и востребованностью среди населения, в особенности у детей школьного возраста. Восточные единоборства классифицируются по направлениям, видам, стилям и делятся на три условные категории. Каратэ - это японское боевое искусство, один из восточных единоборств, который относится к ударным дисциплинам [1][2].

Главное отличие этого вида спорта - минимальный контакт между соперниками. Одна из главных задач спортсмена-каратиста, это во время поединка нанести точные и сильные удары руками и ногами в строго определенные участки тела своего противника [3][4].

Каратэ, вид спорта восточных единоборств, где требуется высокая физическая подготовка, характеризующаяся определенным уровнем развития основных физических качеств. Ведущим физическим качеством спортсмена-каратиста является ловкость или более правильно и точно, координационная способность. Координационные способности обеспечивают устойчивость тела спортсмена для выполнения ударов руками, ногами и блоков. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ, включают в основную и дополнительную программу на начальном этапе обучения учебно-тренировочного процесса, что содействует воспитанию новым сложным двигательным элементам и действиям. Изучив специальную литературу, авторы отмечают, что координационные способности решают двигательные задачи, в особенности сложные и возникающие неожиданно, что характерно для каратэ. При этом необходимо тренеру постоянно контролировать состояние регуляторных систем детей. Это позволит эффективно проводить учебно-тренировочные занятия и не переутомлять юных спортсменов. Во время выявленные состояние переутомления, дезрегуляторные проявление негативно в дальнейшем скажутся на здоровье юного поколения [5][6].

По наблюдениям специалистов физической культуры, можно сказать, что во время учебного периода обучения, у школьников начиная с начальных классов, двигательная активность снижается и всё это прослеживается, из перехода одного класса в другой.

Поэтому есть необходимость в обеспечение детей достаточным объемом суточной двигательной активности, учитывая возраст и состояние здоровья. К главным средствам подготовки юных каратистов на начальном этапе обучения можно отнести: ОРУ, подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения, бег и беговые упражнения, метание легких снарядов, легкие силовые упражнения и специальные упражнения каратэ, т.е. ката. На этапе начальной подготовке по программе объём средств по ОФП у юных каратистов должно составлять 45-50%, СФП входит 5-10%, техническая подготовка - 35-40% от учебного процесса и тактическая подготовка - 1-5%. На первом и втором годах обучения в ГНП рекомендуется заниматься три раза в неделю по 90 минут [7][8].

Проанализировав специальную литературу по подготовке каратистов, можно отметить, что первоначальным фактором обучения юных каратистов является ката, которую можно разделить на две группы. К первой группе относиться физическое развитие и обучение блокам, ударам руками и ногами, а ко второй группе - быстрота и координационные способности [9].

Первоначальным фактором обучения юных каратистов является ката, которая делится на две группы [10]. К первой группе относиться физическое развитие и обучение блокам, ударам руками и ногами, а ко второй группе - быстрота и координационные способности. На этапе начальной подготовке по программе объём средств по ОФП у юных каратистов должно составлять 45-50%, СФП входит 5-10%, техническая подготовка - 35-40% от учебного процесса и тактическая подготовка - 1-5%. На первом и втором годах обучения в ГНП рекомендуется заниматься три раза в неделю по 90 минут. Это позволит оптимизировать учебно-тренировочные занятия [1].

Физические упражнения подбираются с учетом квалификации юного спортсмена для развития координационных способностей . При выявлении недостатков в физическом развитии также подбираются упражнения для улучшения физической подготовленности занимающихся спортсменов каратистов [2].

 В подготовке спортсменов большое значение также имеет развитие быстроты в учебно-тренировочном процессе. Это физическое качество позволяет развить юному спортсмену преимущество в соревновательной деятельности в сравнение с другими спортсменами. Для развития этого физического качества в арсенале тренерской работы применяют спортивные игры, ускорения различной длины [2].

При выполнении упражнений для развития быстроты необходимо акцентировать внимание на выполняемых ускорениях. Какое их количество, какой необходимо выполнять интервал отдыха между пробеганием отрезков.

Сразу акцентируется внимание на длине пробегаемого отрезка. Особое внимание уделяется интенсивности пробегания отрезка, в зависимости от поставленной задачи тренерского состава. При подготовке каратистов важное значение имеет развитие ловкости. Упражнения необходимо постоянно совершенствовать для того чтобы добиться наиболее высоких показателей координации движений юных спортсменов [6].

Тренировочный процесс должен соответствовать индивидуальным возможностям юных спортсменов. Методические ошибки, являются основной причиной получения спортивных травм каратистов. Необходимо юному спортсмену внимательно относится к подготовке к занятию каратэ. Особое значение нужно уделить соблюдения принципов физического воспитания постепенности, последовательности и систематичности. Они послужат основой правильного построения учебно-тренировочного процесса в различные периоды тренировок. Как на подготовительном этапе, соревновательном этапе, переходном этапе [1]. Спортивный тренер для получения наиболее высокого результата своих воспитанников доложен обязательно учитывать, физическую подготовленность каратистов, освоение техники каратэ.

Список литературы

  1. Бахарев Ю.А. Восточные единоборства. Учебное пособие. / Ю.А. Бахарев, В.П. Тупицын, С.Б. Панкратов, А.М. Морозов, А.С. Лобанов, И.А. Сорокин. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. - 124 с.
  2. Бельц В.Э. Восточные единоборства как средство социализации детей в учреждениях дополнительного образования : монография / В.Э. Бельц, Ю.Т. Ревякин. – Томск : Изд-во ТГАСУ, 2015. – 200 с.
  3. Белый К.В. Маневрирование в киокусинкай / К.В. Белый. – М.: Спорт, 2020. – 200 с.
  4. Белый К.В. Система многолетней подготовки в киокусинкай: спорт и традиции : монография. / К.В. Белый. – М.: Спорт, 2023. – 226 с.
  5. Воронов И.А. Секретные боевые искусства старого Китая / И.А. Воронов. - СПб. : Б&К, 2000. - 241 с.
  6. Горелик В.В. Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных режимов двигательной активносмти на занятии физической культурой/ В.В.Горелик – Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 31-35.
  7. Городничев Р.М., Шляхтов В.Н. Физиология координационных способностей спортсменов : монография / Р.М. Городничев, В.Н. Шляхтов. – М.: Спорт, 2022. – 152 с.
  8. Губа В.П. Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография / В.П. Губа, Г.И. Попов, В.В. Пресняков, М.С. Леонтьева – М.: «Спорт», 2021. – 324 с.
  9. Дащинский В.Э. Секреты каратэ-до / В.Э. Дащинский. – Москва : ГРАНД-ФАИР, 2009. – 480 с.
  10. Двейрина О.А. Координационная подготовка спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта: концепция и программирование : монография / О.А. Двейрина : НГУ ФКСЗ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : Политех-пресс, 2019. – 430 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: