УДК 796

Подвижные и спортивные игры как одно из средств профессионально-прикладной физической подготовки для специалистов таможенных служб РФ

Бусыгина Екатерина Ивановна – студент кафедры Физической подготовки Санкт-Петербургского филиала имени В. Б. Бобкова Российской таможенной академии.

Научный руководитель Бакешин Константин Петрович – кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского филиала имени В. Б. Бобкова Российской таможенной академии.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль подвижных и спортивных игр для будущих специалистов и уже опытных сотрудников таможенной службы РФ. Описываются основные спортивные и подвижные игры.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, подвижные игры, спортивные игры, волейбол, физическая подготовка, специалисты таможенных служб, студенты.

Введение

Каждый год в России появляется множество научных работ, посвященных различным аспектам профессионально-прикладной физической подготовки специалистов разных сфер деятельности и повышению их профессионального уровня. Однако составление обобщенной характеристики профессий в контексте профессионально-прикладной физической подготовки является сложной задачей, требующей тщательного изучения документации, регламентов и других материалов. Специалисты таможенных служб тоже сталкиваются с этой проблемой.

Сотрудники таможенной службы РФ ставят перед собой задачи, связанные с физической подготовкой. Например, это повышение спортивной квалификации, применение современных и эффективных методов физической культуры. Особое внимание уделяется последней задаче, поскольку подвижные игры являются наиболее актуальным и эффективным способом физической подготовки.

Существуют упражнения, которые помогают формированию и развитию необходимых физических качеств для специалистов таможенных служб. Например, прыжки (над барьерами разной высоты, вверх, в длину, с места), эстафеты, бег с препятствиями и т.д. Кроме этого, также важным является плавание, силовые тренировки, рукопашный бой, легкая атлетика и, конечно же, подвижные и спортивные игры.

Чтобы понять важность этих игр, необходимо уяснить, во-первых, что такое спортивные и подвижные игры, а во-вторых, какая существует между ними разница.

Подвижные игры – это одно из самых важных средств воспитания и всестороннего развития как школьников, студентов, так и специалистов разных профессий. Данные игры характеризуются ярко выраженной ролью движений в их содержании, например, бега, бросков, ловли меча и т.д. К тому же, эти движения мотивированы игровым сюжетом, например, в игре «лапта».

Подвижные игры занимают важное место в профессионально-прикладной подготовке специалистов таможенных служб РФ и студентов. Почему? Ответ достаточно прост: игры развивают целый комплекс качеств будущих сотрудников. Это не только физические качества, как координация, быстрота и выносливость, гибкость, но и командные качества: умение работать в группе, продумывать групповую стратегию, быть готовым к принятию мгновенных решений, поднятие командного духа и т.д.

Организованные спортивные игры, такие как футбол, баскетбол, волейбол, занимают важное место в воспитании и развитии школьников, студентов и профессионалов в разных областях. Они представляют собой особую категорию подвижных игр, характеризующихся строгими правилами и требованиями к участникам.

Спортивные игры требуют специальных площадок и инвентаря, а также специальной физической подготовки участников. Они предполагают строгое соблюдение правил и регламента, что обеспечивает справедливость и соревновательный характер игры. Перед началом игры игроки должны правильно разминаться, чтобы избежать травм и готовить свое тело к физической активности.

В спортивных играх особое внимание уделяется не только физическим качествам, таким как координация, быстрота, выносливость и гибкость, но и развитию командных навыков. Участники должны уметь работать в команде, разрабатывать стратегии и принимать совместные решения в быстро изменяющейся ситуации. Также спортивные игры способствуют поднятию командного духа и развитию лидерских качеств.

В целом, спортивные игры и другие подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития человека, независимо от его профессиональной сферы. Они развивают физические, интеллектуальные и социальные навыки, помогают формированию здорового образа жизни и способствуют общему благополучию. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что подвижные и спортивные игры взаимосвязаны, одно является элементом другого. Именно поэтому в данной статье будет рассматриваться влияние спортивных игр, а именно волейбол, баскетбол и футбол, на профессионально-прикладную физическую подготовку сотрудников таможенной службы.

По результатам научных исследований, было выявлено, что специфика деятельности должностных лиц таможенных органов отличается в психологическом плане, в их физиологическом состоянии. Сотрудники таможенных органов выполняют следующий ряд функций:

  1. Проведение оперативно-розыскной деятельности;
  2. Контрольные функции на конкретных объектах таможенных органов;
  3. Контакты с различными видами оружия и спецсредствами и т.д. [7]

Для качественного выполнения данных функций требуется всестороннее развитие физических и психических качеств личности.

Рассмотрим, как влияет волейбол на подготовку специалистов таможенных служб.

Волейбол

Волейбол способствует улучшению реакции на ситуации, развитию гибкости, улучшению равновесия и укреплению мышц сердца. Волейбол является интенсивным видом спорта, в котором требуется постоянное движение, ускорения, прыжки и быстрые реакции на движение мяча и партнеров по команде.

Регулярные тренировки волейболом помогают специалистам таможенных служб поддерживать хорошую физическую форму и повышать свою профессиональную эффективность. Волейбол развивает физические и психологические навыки, которые могут быть полезными при выполнении служебных обязанностей, таких как оперативное реагирование на изменяющуюся ситуацию, принятие важных решений и работа в команде.

Наконец, волейбол - это не только спорт, но и занимательный и социальный вид активного досуга. Игра в волейбол позволяет специалистам таможенных служб развлечься, расслабиться, улучшить свои социальные навыки и укрепить свои взаимоотношения с коллегами.

В целом, волейбол имеет положительное влияние на физическо-прикладную подготовку специалистов таможенных служб РФ, повышая их физическую выносливость, координацию, силу и способности к командной работе. Поэтому организация тренировок и игр в волейбол может быть хорошей идеей для поддержания физической активности и повышения профессиональной эффективности сотрудников таможенной службы. Наряду с другими видами спорта, волейбол развивает умение выполнять сочетание сложных комбинаций, а также совершенствуют мышление и зрительное восприятие действительности. Играя в волейбол, следует помнить, что в процессе на организм оказывается не только физическая, но и эмоционально-интеллектуальная нагрузка. [1] Следовательно, нельзя злоупотреблять данным видом спорта. Необходимо предоставлять организму возможность восстановиться для продолжения развития профессиональных качеств.

Волейбол является эффективным средством развития физических качеств и улучшения физическо-прикладной подготовки специалистов таможенных служб РФ. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого специалиста и при необходимости проводить адаптацию тренировочных программ для достижения максимальных результатов.

При изучении данной темы нельзя ссылаться только на научные суждения. Именно поэтому было решено провести опрос на тему «Считаете ли вы, что подвижные игры важны в профессионально-прикладной физической подготовке будущих и уже опытных специалистов таможенных служб?».

Опрос проводился среди студентов первого курса юридического факультета Санкт-Петербургского филиала имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. В опросе участвовало 98 человек.

Результаты опроса представлены на рисунке 1 и на диаграмме.

1

Рисунок 1. Опрос студентов в социальной сети «Вконтакте».

2

Рисунок 2. Диаграмма процентного соотношения ответов участников в опросе.

Большая часть опрошенных (51%) согласна с мнением учёных о том, что подвижные игры действительно влияют на физическую подготовку специалистов таможенных служб. 36% считают игры элементом, который важен в подготовке. Только 12% из всех опрошенных студентов не считают, что подвижные и спортивные игры играют большую роль. 1% затрудняются ответить на этот вопрос.

Исходя из результатов опроса, можно подтвердить важность подвижных игр для профессиональной подготовки сотрудников таможенной службы не только на научном уровне, но и на практическом.

Заключение

Таким образом, в современных условиях профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов таможенных служб становится все более актуальной задачей. Одним из эффективных средств развития и поддержания физической формы являются подвижные и спортивные игры. В данной статье были проанализированы роль и значимость этих игр в контексте профессионально-прикладной физической подготовки для специалистов таможенных служб РФ.

Однако, следует учитывать возможные риски и противопоказания в использовании подвижных и спортивных игр в физической подготовке специалистов таможенных служб. Необходимо разрабатывать программы, учитывающие индивидуальные особенности каждого специалиста, а также предусматривать методы контроля и оценки эффективности физической подготовки.

На сегодняшний день многие студенты не имеют достаточного уровня подготовки для спортивных игр. Именно поэтому в настоящее время подвижные игры, как одно из важнейших средств для физической подготовки специалистов таможенных служб, помогают не только проложить начало для развития навыков, необходимых в спортивных играх, но и оказать положительный эффект в профессионально-прикладной физической подготовке.

В целом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о положительном влиянии подвижных и спортивных игр на профессионально-прикладную физическую подготовку для специалистов таможенных служб РФ. Эти игры могут стать важным инструментом в развитии физических качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Однако, дальнейшие исследования и разработка индивидуализированных программ требуются для оптимизации процесса физической подготовки и достижения максимальных результатов.

Список литературы

  1. Альтувайни Ахмед Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Иванов Игорь Анатольевич Особенности развития физических методов на занятиях по волейболу в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2
  2. Барчуков И.С., Нестеров A.A. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. H.H. Маликова. 3-е изд. М.: Академия, 2019. 528 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44895331.
  3. Буров, А.Э. Ф50 Физическая культура и спорт в современных профессиях : учебное пособие / А. Э. Буров, И.А. Лакейкина, М.Х. Бегметова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 296 с.
  4. Караваева Татьяна Леонидовна, Караваева Олеся Олеговна Подвижные игры как одно из средств профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профильных медико-биологических классов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnye-igry-kak-odno-iz-sredstv-professionalno-prikladnoy-fizicheskoy-podgotovki-uchaschihsya-profilnyh-mediko-biologicheskih.
  5. Лучкова, И. Ю. Физическая культура специалистов таможенной службы Российской федерации / И. Ю. Лучкова, А. В. Волкова // Достижения науки и образования. – 2020. – № 18(72). – С. 50-52. – EDN RYOMNO.
  6. Нигманов, Бори Ботирович Влияние футбола на физические и умственные качества человека. // ORIENSS. 2023. №8.
  7. Катков, А. Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов таможенных органов России : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Катков Александр Евгеньевич. – Санкт-Петербург, 2013. – 24 с. – EDN ZPHNSV.
  8. Демеш, В. П. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / В. П. Демеш, К. П. Бакешин, А. Н. Дудус // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2022. – № 4(84). – С. 112-115. – EDN VSYXCK.

Интересная статья? Поделись ей с другими: