УДК 8

Философские аспекты спорта

Гутова Ксения Алексеевна – студентка Кемеровского государственного университета.

Лехер Владислав Александрович – студент Кемеровского государственного университета.

Научный руководитель Ореховская Евгения Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры Физического воспитания Кемеровского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены социально-философские аспекты спорта, проанализирована краткая история становления и развития спортивной деятельности и физической культуры, а также обозначены основные ценностные аспекты спортивной культуры и влияние спорта на становление личности.

Ключевые слова: философские аспекты спорта, философия спорта, физическая культура, личность, влияние спорта.

Актуальность исследования: Спорт является неотъемлемой частью жизни каждого человека, так как физическая активность помогает организму стабильно функционировать, также он является сферой расширения социокультурного потенциала общества. Этим и обуславливается актуальность темы исследования. Спорт способен раскрыть человека как личность, помочь погрузиться в свой внутренний мир и осознать свое место в нем. Благодаря изучению социально-философских аспектов спорта, можно обозначить его значимость в формировании личности, в эволюции мировоззрения и в созидании прекрасного. Именно по этой причине спорт следует рассматривать не только как физический аспект, но и как философскую науку.

Цель исследования: анализ спорта в современном обществе с точки зрения философских аспектов.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю и истоки возникновения философии спорта;
  2. Выявить философские и социальные аспекты спорта;
  3. Определить роль спортивной культуры в формировании характера, мировоззрения и духовных установок людей.

Спорт – это не просто физическая активность, но и ключевой фактор становления личности, способствующий духовному и физическому развитию. Он помогает комбинировать социальные и биологические аспекты личности. Раньше спорт был ориентирован лишь на физическую деятельность и рассматривался с педагогической и медицинской точки зрения, сейчас же большое внимание уделяется интеллектуальной составляющей, которая привносит социально-философские аспекты. В этой статье мы углубимся в историю появления философии спорта и рассмотрим некоторые философские аспекты спорта.

Зарождение философии спорта начинается примерно в период от 40 до 25 тысячелетия до нашей эры, когда из трудовой деятельности были выделены задатки физических упражнений и спортивных игр [1]. Именно тогда зарождается физическое воспитание личности. С периода Древней Греции спорт становится обязательным компонентом становления личности не только в эстетическом понимании, но и ментальном. Ярчайшим примером проявления философских аспектов спорта являются Олимпийские игры, зародившиеся еще в Древнем мире. Это были не просто соревнования с целью демонстрации, кто обладает большей силой или ловкостью, но и демонстрация сформировавшейся личности, показ своего мировоззрения и понимания места в мире. Таким образом, уже в тот период времени спорт стал одной из неотъемлемых частей культуры в области познания самого себя и созидания мира [8].

Философия спорта вышла из таких направлений, как: социальная философия, аксиология, гносеология, философская антропология. В древности и в средние века философы рассматривали спорт как вид искусства – «искусство движения». Одним из первых был древнегреческий философ и врач Гиппократ. Он занимался изучением здоровья и физической активности, его работы изложены в сборнике сочинений «Корпус Гиппократа». В своих трудах он акцентировал внимание на том, как спорт влияет на здоровье человека. Другим известным философом, который занимался вопросами спорта, был афинский философ, основатель платонической школы мысли и Академии Платон. В «Диалогах Платона» он обращался к вопросам физического воспитания и спорта. «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной» – цитата из его труда «Государство» [6, c. 411].

Позднее, философии спорта уделяли внимание многие философы, например, Йоганн Фридрих Гераклита, Фридриха Ницше, Жан-Поля Сартра и многих других. Они отмечали влияние спорта на физическое и духовное развитие человека, место в обществе, а также его связь с другими аспектами жизни.

Создание Олимпийского движения в 1894 году помогло рассмотреть спорт как отдельное социальное явление. Философию физической культуры как отдельную область исследования начали изучать в 1960-х годах. Это привлекло внимание специалистов по спортивной педагогике. Основатель современных Олимпийских игр, Пьер де Кубертен, характеризовал спорт так: «Спорт может возбуждать самые благородные и самые неизменные страсти. Он может вызывать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким» [1]. Таким образом, физическая культура и спорт – очень сложные социально-философские сферы. Их специфическая функция заключается в формировании способностей биосоциальной адаптации к непостоянным условиям окружающего мира и способности выживать в экстремальных случаях, прежде всего, сохраняя в себе чистоту разума и сдержанность желаний [10].

В 1972 году было основано «Философское общество по изучению спорта», а в 1974 году на его основе был создан «Журнал по философии», который действует до сих пор.

Многие спортсмены также известны своими философскими высказываниями. Вот, к примеру, цитата восьмикратного олимпийского чемпиона Усэйна Болта «Разница между невозможным и возможным заключается в решимости». А современный боец смешанных боевых искусств Конор Макгрегор говорил: «Ты либо проигрываешь, либо учишься».

Несмотря на позитивное влияние спорта, можно также выделить и отрицательные его стороны. Это, прежде всего, насилие и жестокость, корыстолюбие и пренебрежение моральными установками. Исходя из этого можно выделить наиболее важную ценность физической культуры и спорта – благородное состязание. Спорт – это ситуация нравственного выбора, ведь спорт – это игра, в которой возможно пренебрежение рядом нравственных норм. Что не дозволено в обычной жизни, позволено в спорте [5, c. 123-129].

Теперь рассмотрим несколько основных аспектов спорта. Первый связан с идеей соревнования, где участники стремятся превзойти друг друга. Спорт воспитывает дух соперничества, уважение к сопернику и способность принимать как победы, так и поражения. В этом смысле спорт становится платформой для развития моральных качеств, таких как честность, справедливость и терпимость.

Следующая точка зрения вытекает из первой – единый коллектив. Спорт объединяет людей независимо от их культурных, социальных и этнических различий. Это является философским заявлением о возможности единства в многообразии. Коллективная цель может служить основой для построения гармоничного коллектива.

Третий аспект рассматривается как средство для достижения физического здоровья. Крылатое латинское выражение гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Спорт помогает укрепить и поддержать здоровье, а также научиться грамотно управлять своим телом.

И последний – это философия успеха. Спорт дает возможность каждому решить, что для него означает успех. Для кого-то успех – это победа в соревновании, для кого-то – личный рекорд, а кто-то считает, что успех – это просто возможность участия. Благодаря спорту люди открывают в себе возможности для физической активности, выносливости, силы и гибкости.

Спорт помогает укрепить не только физическое здоровье, но и духовное. Многие исследования показывают, что человек часто испытывает положительные эмоции после занятий физической активностью. Без физических нагрузок трудно сохранять сдержанность и агрессию, спорт же помогает выбросить негативную энергию, заменив ее на положительные эмоции. Таким образом, можно утверждать, что физическая культура и спорт являются неотъемлемым элементом нашей стабильной жизни.

Спорт и физическая культура способствуют глобализации, они могут сплотить страны посредством спортивных игр. Таким образом, спорт и физическая культура занимают важное место в современной системе ценностей [4].

В заключении хочется сказать, что, спорт, будучи неотъемлемой частью человеческой жизни, простирает свои корни в философию. Он является философским явлением, которое охватывает множество аспектов человеческой жизни. Спорт способен раскрывать не только физический потенциал, но и ментальный, и даже творческий, развивая внутренние качества человека. Более того, физическая культура и спорт – очень важный инструмент познания самого себя, раскрытия своего внутреннего мира и духовного потенциала. Являясь составляющей частью физической культуры, спорт предстает перед людьми в качестве способа удовлетворения потребности в развитии телесного бытия.

Список литературы

  1. Алёшин С. Н. «Исследование спорта – социально-философские аспекты»; [Электронный ресурс]; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-sporta-sotsialno-filosofskie-aspekty/viewer
  2. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К.Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 15 - 25.
  3. Кузнецов В. В. Спорт – основной фактор научного познания резервных возможностей человека // Теория и практика физической культуры. 1979. № 3. С. 45–48.
  4. Лановский М. Ф. Философия спорта и философское постижение человека: опыт XX и перспективы XXI века [Электронный ресурс]. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/2957147/
  5. Меркулов А.С.Человек как предмет философского исследования // Научные труды. Ежегодник. - Омск: Сиб. ГАФК, 1996, с. 123 - 129.
  6. Платон Государство / [вступ. ст.: К. А. Сергеев, Л. С. Камнева ; пер. А. Н. Егунова]. - СПб. : Наука, 2005. – 570 с.
  7. Тонковидова А. В., Еремина Е. А., Битарова Л. Г. Философские аспекты феноменов спортивной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-aspekty-fenomenov-sportivnoy-deyatelnosti
  8. Уильям Морган. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. — 2006. №3(54). — С. 146159.
  9. Kretchmar 2005: Kretchmar R.S. Practical Philosophy of Sport / R.S.Kretchmar, 2nd ed. - Champaign, Illinois: Human Kinetics, 2005.
  10. Lenk H., Moser S., Beyer E. Philosophie des Sports. Schorndorf, 1973.

Интересная статья? Поделись ей с другими: