УДК 376

Занятия адаптивной физической культурой для студентов с ограниченными возможностями

Лукьяненко Алексей Александрович – студент факультета Филологии, истории и журналистики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.

Изосимов Александр Николаевич – старший преподаватель кафедры Физической культуры и туризма Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие адаптивной физической культуры и рассматривается физическое воспитание студентов с ограниченными возможностями здоровья, ее влияние на развитие личности и организма. А также различные комплексы занятий спортом и досугом. Изучаются цели адаптивного физического воспитания, и его организация. Для проверки эффективности методов было проведено исследование среди студентов ВУЗов Дальнего Востока.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физическое воспитание, студенты, ограниченные возможности здоровья, личность, организм, комплексы занятий.

Каждый год примерно 14% студентов, принятых в вузы России, оказываются включенными в медицинскую группу по результатам установленных диагнозов. Увеличение числа студентов с ограниченными возможностями здоровья связано с неблагоприятными экологическими условиями, военными конфликтами и усложнением трудовых процессов. Также многие студенты могут иметь хронические заболевания, которые сказываются на занятиях спортом. Физическая культура играет важную роль в формировании личности и процессе взросления. Она обучает движениям, развивает выносливость и предоставляет возможность усвоения знаний в области физкультуры. Значение физической культуры и спорта высоко для всех студентов вузов России, включая студентов с ограниченными физическими возможностями.

Адаптивная физическая культура представляет собой совокупность мероприятий в сфере спорта и оздоровления, направленных на реабилитацию и адаптацию людей с физическими ограничениями к социальным условиям и окружающей среде. Этот вид физической культуры охватывает как заботу о здоровье и физической поддержке инвалидов, так и их взаимодействие с обществом. Основная цель адаптивной физической культуры заключается в удовлетворении потребностей людей с физическими ограничениями, укреплении, восстановлении и поддержании их здоровья, а также развитии духовных и физических сил для улучшения качества жизни [1].

Сама по себе адаптивная физическая культура состоит из нескольких подвидов уроков, направленных на физическую реабилитацию и воспитание здорового образа жизни.

Адаптивная физическая культура, как совокупность научных знаний, объединяет несколько самостоятельных направлений, включая медицину, общую физическую культуру, коррекционную педагогику и психологию. В отличие от медицинской реабилитации, которая фокусируется на восстановлении нарушенных функций организма, оздоровительная физкультура ориентирована на общее улучшение здоровья, а лечебная направлена на восстановление конкретных функций. Согласно С.П. Евсееву, целью адаптивной физической культуры является не только улучшение физического состояния людей с особыми потребностями, но также восстановление их социальных функций и коррекция психологического состояния путем отвлечения от болезненного состояния через рекреационную или соревновательную деятельность, включающую в себя общение, активный отдых и другие аспекты обычной жизни человека. [2].

Программа, предназначенная для студентов с особыми потребностями, должна отвечать определенным требованиям и учитывать:

  1. Индивидуальные потребности студентов (двигательное и сенсорное развитие, здоровье, жизнеспособность, физические навыки или ограничения);
  2. Частоту и продолжительность программы реабилитации;
  3. Годовые и краткосрочные цели;
  4. Специальное оборудование и адаптированные устройства;
  5. Критерии оценки и графики, которым необходимо следовать, чтобы определить, выполнены ли поставленные цели и задачи.

Цели системы адаптивного физического воспитания:

  1. Развитие внутренней потребности заниматься физической культурой и спортом;
  2. Сохранить и укрепить здоровье;
  3. Развитие умения работать самостоятельно;
  4. Развитие личности;
  5. Приспособление к обществу;
  6. Улучшение психических процессов.

Главные задачи адаптированного физического воспитания:

  1. Формировка привычки к здоровому образу жизни;
  2. Обучение навыкам самообслуживания;
  3. Повышение психической устойчивости;
  4. Повышение физической устойчивости;
  5. Расширение пределов физического воспитания и развития относительно возможностей ребенка;
  6. Обучение навыкам безопасности;
  7. Формирование значимых характеристик;
  8. Компенсация утраченных навыков в ущерб функциям других органов.

С целью проверки эффективности АФК провелось небольшое исследование. Среди студентов четырёх университетов Дальнего Востока (Амурский государственный университет, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Тихоокеанский государственный университет и Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет) проводился опрос с целью узнать количество студентов, определённых в специальные медицинские группы (рис.1).

1

Рисунок 1. Опрос о занятиях физической культурой.

В результате опроса было выявлено, что половина опрошенных не занимается физической культурой или спортом. Далее среди уже этой группы студентов проводился опрос с целью выявить причины данного факта (рис. 2).

2

Рисунок 2. Причины отсутствия физических нагрузок.

В результате опроса выявлено следующее: большая часть опрошенных (75%) разделилась на два лагеря: первая половина не занимается физической культурой из-за противопоказаний врачей, другой половине лёгкие физические нагрузки разрешены, но в их университетах отсутствует должная оснащённость для проведения занятий АФК. 15% опрошенных сослались на нежелание заниматься физической культурой, здесь можно предположить об отсутствии мотивации к занятиям. 10% причины указывать отказались.

Далее среди опрошенных были выбраны по 25 студентов из каждого ВУЗа (100 в сумме) и с учётом индивидуальных особенностей каждого был составлен индивидуальный комплекс упражнений. Студентам было поручено в течении месяца ежедневно выполнять упражнения. По окончанию курса выполнения упражнений среди групп студентов был проведён опрос для обозначения результатов (рис. 3).

3

Рисунок 3. Результаты выполнения упражнений.

Превалирующее число опрошенных высказались о положительном влиянии занятий АФК на их физическое состояние. Данный факт доказывает целесообразность проведения занятий АФК в ВУЗах.

В заключение можно подчеркнуть, что занятия адаптивной физической культурой среди студентов представляют собой важный аспект поддержки здоровья и общего благосостояния. Эти занятия не только способствуют физическому оздоровлению и поддержанию активного образа жизни, но и играют ключевую роль в социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями. Результаты проведенных исследований и практический опыт позволяют утверждать, что адаптивная физическая культура эффективно способствует не только физическому, но и психосоциальному благополучию студентов, укрепляет их уверенность в собственных силах и способствует полноценному участию в образовательном процессе и социальной жизни. Внедрение и развитие программ адаптивной физической культуры в учебные практики университетов имеет перспективы для создания инклюзивной среды, где каждый студент может раскрыть свой потенциал и достичь успеха несмотря на индивидуальные особенности.

Список литературы

  1. Бегидов Т.П.. Основные аспекты адаптивной физической культуры: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 247 с.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: