УДК 796

Развитие координационных способностях на занятиях физической культурой в вузе

 

Рожкова Елена Игоревна – студентка Сургутского государственного педагогического университета.

Фомина Елена Валериевна – преподаватель Сургутского государственного педагогического университета.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассматривается понятие «координационные способности», и их роль в развитие студента. Также был изучен вопрос формирования координационных способностей учащихся на занятиях физической культурой. Приведены ответы на вопросы, что является основной задачей координации для улучшения физической подготовки. Описываются виды (специальные и специфические), и перечисляются преимущества развития координационных способностей. Помимо этого, автор подготовил перечень упражнений в рамках проведенного исследования.

Ключевые слова: координационные способности, развитие, ловкость, координация, виды координационных способностей, упражнения, эффективность, физическая культура и спорт, занятия, тренировки.

В первую очередь стоит отметить, что координация является важным компонентом физической подготовки спортсменов и всех людей, выполняющих упражнения малой, средней степени сложности. Этот «навык» позволяет человеку эффективно, точно и быстро двигаться, то есть осуществляться конкретный вид активности. Сейчас понятие «координационные способности» рассматривается с разных точек зрения. По результатам последних исследований его не относят к ловкости несмотря на то, что этот термин активно используется в отечественной литературе по физическому воспитанию [49]. Важно понимать, что координационные способности представляют собой совокупность возможностей человека правильно создавать условия для верной двигательной активности. То есть происходит формирование целостного тренировочного акта.

Координационные способности – это одновременно и знания о правилах выполнения упражнений, и врожденные навыки, индивидуальные возможности человека. Это то, насколько хорошо спортсмен может трансформировать выбранную форму действий или переключаться с осуществления одного вида деятельности к другому (с учетом постоянной меняющихся условий). Координация играет важную роль в развитии многих физических способностей у студентов. Учащиеся приобретают навыки по контролю движений тела, сохранению равновесия, точности и естественности выполнения упражнений с задействованием разных частей тела.

Есть два основных вида координационных способностей:

  1. Специальные:
  • в циклической и ациклической двигательной активности;
  • при разных движениях тела в пространстве;
  • при выполнении движений манипулирования в пространстве (например, удары и уколы);
  • при перемещении предметов в пространстве (подъем или перенос);
  • при выполнении баллистических движений (метание мяча, диска или ядра);
  • при выполнении нападающих и защитных действий;
  • при выполнении атакующих действий;
  • осуществление метательных упражнений на меткость [1].
  1. Специфические:
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • способность дифференцировать параметры движений;
  • навык быстрого реагирования;
  • способность перестраивать двигательную активность;
  • навык согласования двигательной активности;
  • способность сохранять равновесие;
  • способность придерживаться определенного ритма [1].

Развитие координационных способностей на занятиях физической культурой имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, улучшенная координация помогает улучшить двигательные навыки. Хорошая координация позволяет более точно выполнять двигательные приемы и быстро реагировать на изменения внешних условий.
  • Во-вторых, развитие координационных способностей способствует развитию моторики и пространственного восприятия. Это помогает детям и взрослым лучше ориентироваться в окружающем пространстве и выполнять разнообразные двигательные задачи.
  • В-третьих, тренировка координации способствует развитию нервной системы. Улучшение связи между мышцами и нервами повышает эффективность движений и реакцию организма на различные сигналы.

На занятиях физической культурой можно применять разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие координационных навыков. Это могут быть упражнения на равновесие, точность и гибкость, игры с мячом, прыжки, танцевальные движения и другие виды деятельности, стимулирующие нервную систему мышцы. Важно отметить, что развитие координационных способностей требует систематической тренировки и постепенного увеличения нагрузки. Постоянная практика позволяет улучшить контроль над своим телом и достичь более высокого уровня координации.

Исследование

Нами были проведены исследования студентов 3 курсов неспортивных факультетов Сургутского государственного педагогического университета, на выявление уровня их координационных способностей, а также их дальнейшего развития.

При выборе упражнений для исследования, мы руководствовались “Учебно - методическое пособие по физической культуре” В. И. Ляха.

В работе мы представили результаты группы Б-1111 специального (дефектологического) направления обучения. Нами использовались определенные упражнения на координацию движений и работу мышц:

  1. “Каракатица” (9 метров):

- перемещение вперед лицом в упоре сзади

- перемещение вперед спиной в упоре сзади

  1. Упор лежа - одновременно оттолкнуться от пола рука­ми и хлопнуть в ладоши
  2. Два мяча: ведение двух мячей через препятствия
  3. Прыжок в длину с места спиной вперед [3]

Таблица 1. Результаты

Испытуемые

Упражнение 1 “Каракатица” (9 метров):

- перемещение в упоре сзади лицом вперед

- перемещение в упоре сзади спиной вперед

(сек.)

Упражнение 2

Упор лежа - одновременно оттолкнуться от пола рука­ми и хлопнуть в ладоши ( за 1 минуту) (кол-во раз)

Упражнение 3

Два мяча: ведение двух мячей через препятствия (сек)

Упражнение 4

Прыжок в длину с места спиной вперед

(см)

сентябрь

декабрь

итог

сентябрь

декабрь

итог

сентябрь

декабрь

итог

сентябрь

декабрь

итог

А.Л.

15,05

12,17

2,88

5

7

+2

15

10,01

4,99

50

70

+20

А.А.

15

13,05

1,95

3

5

+2

15,03

11,13

3,9

55

75

+20

Б.Д.

14,11

12,11

2

3

5

+2

14,29

12,07

2,22

55

65

+10

В.А.

15,01

13,10

1,91

4

7

+3

14,05

10,14

3,91

45

65

+20

К.А.

14,18

12,17

2,01

6

10

+4

13,06

9,01

4,05

60

75

+15

М.К.

15,11

13,18

1,93

3

5

+2

15

11,15

3,85

40

60

+20

С.А.

14,16

12,05

2,11

5

8

+3

13,14

9

4,14

60

80

+20

Т.А.

15,07

13,18

1,89

4

6

+2

14,50

12

2,5

40

55

+15

Х.Э.

14,18

12,07

2,11

5

8

+3

13,03

11,09

1,94

55

75

+20

Х.Р.

15,01

13

2,01

3

6

+3

14.14

11,18

2,96

45

60

+15

Ш.А.

15,15

13,05

2,1

6

9

+3

13

10,02

2,98

50

75

+25

Подводя итог можно сказать, что развитие координационных способностей на занятиях Элективными дисциплинами по физической культуре и спорту является важным фактором для достижения успеха в спорте, повышения общей физической подготовки обучающихся и улучшения качества жизни.

Список литературы

  1. Анкудимова И.А. Координационные способности и методика их развития / И.А. Анкудимова [Электронный ресурс] // multiurok : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru (дата обращения: 17.11.2023).
  2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
  3. Лях В. И. “Учебно - методическое пособие по физической культуре” [Текст] / В. И. Лях — Москва : Просвещение, — 
  4. Марчук В.А. Развитие координационных способностей у студентов на занятиях физической культурой / В.А. Марчук [Электронный ресурс] // Российский государственный профессионально-педагогический университет : [сайт]. — URL: https://elar.rsvpu.ru (дата обращения: 17.11.2023).
  5. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Степанюк В.И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений мвд россии / В.С. Макеева , С.Н. Баркалов , В.И. Степанюк [Электронный ресурс] // Studfile : [сайт]. — URL: https://studfile.net (дата обращения: 17.11.2023).