УДК 796
Развитие координационных способностях на занятиях физической культурой в вузе
Рожкова Елена Игоревна – студентка Сургутского государственного педагогического университета.
Фомина Елена Валериевна – преподаватель Сургутского государственного педагогического университета.
Аннотация: В этой исследовательской работе рассматривается понятие «координационные способности», и их роль в развитие студента. Также был изучен вопрос формирования координационных способностей учащихся на занятиях физической культурой. Приведены ответы на вопросы, что является основной задачей координации для улучшения физической подготовки. Описываются виды (специальные и специфические), и перечисляются преимущества развития координационных способностей. Помимо этого, автор подготовил перечень упражнений в рамках проведенного исследования.
Ключевые слова: координационные способности, развитие, ловкость, координация, виды координационных способностей, упражнения, эффективность, физическая культура и спорт, занятия, тренировки.
В первую очередь стоит отметить, что координация является важным компонентом физической подготовки спортсменов и всех людей, выполняющих упражнения малой, средней степени сложности. Этот «навык» позволяет человеку эффективно, точно и быстро двигаться, то есть осуществляться конкретный вид активности. Сейчас понятие «координационные способности» рассматривается с разных точек зрения. По результатам последних исследований его не относят к ловкости несмотря на то, что этот термин активно используется в отечественной литературе по физическому воспитанию [49]. Важно понимать, что координационные способности представляют собой совокупность возможностей человека правильно создавать условия для верной двигательной активности. То есть происходит формирование целостного тренировочного акта.
Координационные способности – это одновременно и знания о правилах выполнения упражнений, и врожденные навыки, индивидуальные возможности человека. Это то, насколько хорошо спортсмен может трансформировать выбранную форму действий или переключаться с осуществления одного вида деятельности к другому (с учетом постоянной меняющихся условий). Координация играет важную роль в развитии многих физических способностей у студентов. Учащиеся приобретают навыки по контролю движений тела, сохранению равновесия, точности и естественности выполнения упражнений с задействованием разных частей тела.
Есть два основных вида координационных способностей:
- Специальные:
- в циклической и ациклической двигательной активности;
- при разных движениях тела в пространстве;
- при выполнении движений манипулирования в пространстве (например, удары и уколы);
- при перемещении предметов в пространстве (подъем или перенос);
- при выполнении баллистических движений (метание мяча, диска или ядра);
- при выполнении нападающих и защитных действий;
- при выполнении атакующих действий;
- осуществление метательных упражнений на меткость [1].
- Специфические:
- способность ориентироваться в пространстве;
- способность дифференцировать параметры движений;
- навык быстрого реагирования;
- способность перестраивать двигательную активность;
- навык согласования двигательной активности;
- способность сохранять равновесие;
- способность придерживаться определенного ритма [1].
Развитие координационных способностей на занятиях физической культурой имеет ряд преимуществ.
- Во-первых, улучшенная координация помогает улучшить двигательные навыки. Хорошая координация позволяет более точно выполнять двигательные приемы и быстро реагировать на изменения внешних условий.
- Во-вторых, развитие координационных способностей способствует развитию моторики и пространственного восприятия. Это помогает детям и взрослым лучше ориентироваться в окружающем пространстве и выполнять разнообразные двигательные задачи.
- В-третьих, тренировка координации способствует развитию нервной системы. Улучшение связи между мышцами и нервами повышает эффективность движений и реакцию организма на различные сигналы.
На занятиях физической культурой можно применять разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие координационных навыков. Это могут быть упражнения на равновесие, точность и гибкость, игры с мячом, прыжки, танцевальные движения и другие виды деятельности, стимулирующие нервную систему мышцы. Важно отметить, что развитие координационных способностей требует систематической тренировки и постепенного увеличения нагрузки. Постоянная практика позволяет улучшить контроль над своим телом и достичь более высокого уровня координации.
Исследование
Нами были проведены исследования студентов 3 курсов неспортивных факультетов Сургутского государственного педагогического университета, на выявление уровня их координационных способностей, а также их дальнейшего развития.
При выборе упражнений для исследования, мы руководствовались “Учебно - методическое пособие по физической культуре” В. И. Ляха.
В работе мы представили результаты группы Б-1111 специального (дефектологического) направления обучения. Нами использовались определенные упражнения на координацию движений и работу мышц:
- “Каракатица” (9 метров):
- перемещение вперед лицом в упоре сзади
- перемещение вперед спиной в упоре сзади
- Упор лежа - одновременно оттолкнуться от пола руками и хлопнуть в ладоши
- Два мяча: ведение двух мячей через препятствия
- Прыжок в длину с места спиной вперед [3]
Таблица 1. Результаты
Испытуемые |
Упражнение 1 “Каракатица” (9 метров): - перемещение в упоре сзади лицом вперед - перемещение в упоре сзади спиной вперед (сек.) |
Упражнение 2 Упор лежа - одновременно оттолкнуться от пола руками и хлопнуть в ладоши ( за 1 минуту) (кол-во раз) |
Упражнение 3 Два мяча: ведение двух мячей через препятствия (сек) |
Упражнение 4 Прыжок в длину с места спиной вперед (см) |
||||||||
сентябрь |
декабрь |
итог |
сентябрь |
декабрь |
итог |
сентябрь |
декабрь |
итог |
сентябрь |
декабрь |
итог |
|
А.Л. |
15,05 |
12,17 |
2,88 |
5 |
7 |
+2 |
15 |
10,01 |
4,99 |
50 |
70 |
+20 |
А.А. |
15 |
13,05 |
1,95 |
3 |
5 |
+2 |
15,03 |
11,13 |
3,9 |
55 |
75 |
+20 |
Б.Д. |
14,11 |
12,11 |
2 |
3 |
5 |
+2 |
14,29 |
12,07 |
2,22 |
55 |
65 |
+10 |
В.А. |
15,01 |
13,10 |
1,91 |
4 |
7 |
+3 |
14,05 |
10,14 |
3,91 |
45 |
65 |
+20 |
К.А. |
14,18 |
12,17 |
2,01 |
6 |
10 |
+4 |
13,06 |
9,01 |
4,05 |
60 |
75 |
+15 |
М.К. |
15,11 |
13,18 |
1,93 |
3 |
5 |
+2 |
15 |
11,15 |
3,85 |
40 |
60 |
+20 |
С.А. |
14,16 |
12,05 |
2,11 |
5 |
8 |
+3 |
13,14 |
9 |
4,14 |
60 |
80 |
+20 |
Т.А. |
15,07 |
13,18 |
1,89 |
4 |
6 |
+2 |
14,50 |
12 |
2,5 |
40 |
55 |
+15 |
Х.Э. |
14,18 |
12,07 |
2,11 |
5 |
8 |
+3 |
13,03 |
11,09 |
1,94 |
55 |
75 |
+20 |
Х.Р. |
15,01 |
13 |
2,01 |
3 |
6 |
+3 |
14.14 |
11,18 |
2,96 |
45 |
60 |
+15 |
Ш.А. |
15,15 |
13,05 |
2,1 |
6 |
9 |
+3 |
13 |
10,02 |
2,98 |
50 |
75 |
+25 |
Подводя итог можно сказать, что развитие координационных способностей на занятиях Элективными дисциплинами по физической культуре и спорту является важным фактором для достижения успеха в спорте, повышения общей физической подготовки обучающихся и улучшения качества жизни.
Список литературы
- Анкудимова И.А. Координационные способности и методика их развития / И.А. Анкудимова [Электронный ресурс] // multiurok : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru (дата обращения: 17.11.2023).
- Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
- Лях В. И. “Учебно - методическое пособие по физической культуре” [Текст] / В. И. Лях — Москва : Просвещение, —
- Марчук В.А. Развитие координационных способностей у студентов на занятиях физической культурой / В.А. Марчук [Электронный ресурс] // Российский государственный профессионально-педагогический университет : [сайт]. — URL: https://elar.rsvpu.ru (дата обращения: 17.11.2023).
- Макеева В.С., Баркалов С.Н., Степанюк В.И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений мвд россии / В.С. Макеева , С.Н. Баркалов , В.И. Степанюк [Электронный ресурс] // Studfile : [сайт]. — URL: https://studfile.net (дата обращения: 17.11.2023).