УДК 796.015

Травмы в спортивной гимнастике

Жмакина Яна Ильинична – студентка Государственного университета просвещения.

Корчевая Мария Максимовна – студентка Государственного университета просвещения.

Матасова Кристина Максимовна – студентка Государственного университета просвещения.

Устинова Елизавета Дмитриевна – студентка Государственного университета просвещения.

Аннотация: В данной статье рассмотрены наиболее распространённые травмы при занятии спортивной гимнастикой, их профилактика, а также последующие физическое и психологическое восстановления. Цель статьи – помочь спортсменам снизить риск получения травм и избежать серьёзных последствий для своего здоровья.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, травмы, соревнования, спортсмен, спортивные снаряды, реабилитация, физическая подготовка, тренировка, спорт.

Спортивная гимнастика – вид спорта, сохранившийся со времён Древней Греции до современности. Включает в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборье для женщин включает в себя состязания на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках и вольных упражнениях; для мужчин – в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.

Переходя к теме травм спортивной гимнастики, стоит для начала разобраться в причинах их возникновения, ознакомиться со спецификой данного вида активности. Занятие спортивной гимнастикой требует высокой физической подготовки, гибкости, выносливости, чёткой координации движений и дисциплины. Синтез вышеперечисленных качеств, развитие которых необходимо для достижения успеха на этапе первоначальной подготовки, делает спортивную гимнастику одним из самых травмоопасных видов спорта, после единоборств [2, c. 205-206].

Травмы, встречающиеся в ходе занятия этим спортом, разделяются по степени серьезности: легкие, средние, тяжелые и по обширности повреждений: на

общие и локальные, они же местные. К легким травмам можно отнести: удары, срывы кожи с поверхности кистей, ладоней и др., которые не могут заставить гимнаста потерять трудоспособность. Средними считаются растяжения мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы суставов и пр., для заживления которых необходимо амбулаторное лечение. К тяжелым травмам относятся: переломы костей, разрывы мышц и сухожилий, сотрясение головного мозга и др., которые способны вывести спортсмена из строя на долгий период времени и требуют стационарного лечения.

Распространенность травм в зависимости от места локализации различается между мужским полом и женским. Для гимнасток наиболее характерны травмы нижних конечностей, а для гимнастов - верхних.

Как для спортсменок, так и для спортсменов наиболее опасным видом являются вольные упражнения. Приземление после прыжка в вольных упражнениях или опорном прыжке, выполнение соскока с брусьев, перекладины, бревна или колец чаще всего приводит к повреждениям коленных и голеностопных суставов.

Еще одной распространенной в спортивной гимнастике травмой являются вывихи. Они случаются реже, чем растяжения, но относятся к более болезненным и тяжелым повреждениям. Спортсмены получают вывихи в результате падения, удара или чрезмерного движения; при этом происходит полное смещение костей, разрыв связок и суставной сумки, выступ одной кости из сустава. Наиболее часто происходят вывихи в плечевом суставе.

Перелом – это нарушение целости костей. Он может возникнуть в результате удара, толчка, падения. Закрытым переломом называют повреждение, не сопровождающееся нарушением целости кожи. В случаях, когда травмируемая кость проникает на поверхность тела перелом считается открытым.

Для предотвращения травматизма в спортивной гимнастике существует ряд предосторожностей. Первостепенно, для сокращения количества травм при занятии любым видом спорта необходимо соблюдать базовые правила безопасности и технику выполнения спортивных элементов.

К занятиям по спортивной гимнастике должны допускаться исключительно обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и медосмотр. Помимо этого, обязательным условием является наличие спортивной формы: одежда должна не стеснять движения, обладать воздухопроницаемостью, подходить по размеру, обувь – обеспечивать надёжное сцепление с полом, хорошо пропускать воздух, поддерживать стопу. Перед началом занятий необходимо снять с себя аксессуары, предоставляющие опасность при работе на спортивных снарядах (серьги, кольца, подвески и т.д.), а также убрать из карманов посторонние предметы. Рекомендуется также использование защитной экипировки, это сократит риск получения ушибов и прочих повреждений. 

Важное условие для безопасных занятий спортивной гимнастикой – не пренебрегать рекомендациям тренера. У всех гимнастических элементов есть своя техника исполнения, направленная на постепенное и наименее травмоопасное достижение результата. Многие травмы происходят по причине недостаточной физической подготовки, поэтому важно увеличивать нагрузку постепенно, опираясь на имеющиеся способности и самочувствие. Важно помнить, что ни одно гимнастическое упражнение не должно выполняться без предварительной разминки, разогрева мышц [7, c. 150].

При получении травмы во время занятиями спортом, необходимо обратиться к медицинскому работнику. Только профессионал может определить вид и степень повреждений, провести необходимые исследования и назначить верное лечение. Отсрочка обращения к врачу чревата ухудшением здоровья и осложнениями. Спортивная гимнастика требует от спортсменов быстрого восстановления после травмы, во избежание потери общей физической формы, поэтому получение профессиональной медицинской помощи откладывать не рекомендуется.

Двумя обязательными этапами восстановления являются непосредственное лечение и реабилитация. Но перед этим очень важно обратиться к подходящему врачу, потому что обычный хирург в случае специфичной травмы может неверно определить травму и тем самым назначить неподходящее лечение. Рекомендуется обращаться к врачам, которым имеют опыт работы со спортсменами и знают особенности травм, возможных в гимнастике. Ими могут быть физиотерапевты, спортивные врачи или даже массажисты.

Врачи могут назначить разное лечение, но наиболее популярные методы это электростимуляция, ультразвуковая терапия и массаж. Электростимуляция используется для воздействия на мышцы, их «активации», улучшения способности к сокращениям. Ультразвуковая терапия воздействует на мышцы иначе: звуковые волны улучшают кровообращение, тем самым ускоряя процесс заживления тканей. Массаж же тоже помогает улучшать кровообращение, а также расслаблении мышц, и самого спортсмена. Помимо лечения важным этапом восстановления является реабилитация, потому что спортсмену важно вернуть все свои умения, потерянные из-за травмы.

Во время реабилитации очень важно начинать с малого, и только потом постепенно увеличивать нагрузку, иначе, если атлет сразу начнет выполнять то, «на чем он остановился», есть риск получения новых травм, вкупе с незажившими предыдущими. Поэтому специалисты составляют индивидуальные программы для каждого спортсмена, чтобы их восстановление было постепенным и правильным. Чаще всего курс реабилитации включает в себя упражнения на укрепление мышц, растяжку и балансирование, но программа может меняться, в зависимости от обстоятельств. Длительность и интенсивность реабилитации напрямую зависят от вида и степени полученной травмы, а также скорости регенерации определенного гимнаста. Важнее всего в такой ситуации следовать советам специалистов и не спешить вернуться на тренировки, даже при огромном желании.

Однако гарантии полноценного восстановления спортсмена после опорно-двигательной травмы нет, потому как можно отметить зависимость физического состояния от ментального. Стоит учитывать тот факт, что стресс может повлиять на способность спортсмена выступать на соревнованиях. Существует множество источников нервного напряжения, отражающиеся на когнитивных функциях гимнаста. Рассмотрим психологические аспекты восстановление спортивных гимнастов. Реабилитация – это всегда комплексное, разностороннее лечение травмы. Поэтому помимо медицинских работников в работу вступают психологи. Возможность на долгий период времени оказаться бездейственным отрицательно сказывается на душевном состоянии спортсмена. Так происходит потому, как основная задача прохождения реабилитации – полное восстановление здоровья. Можно сказать, что человеку, привыкшему работать над собой и стремиться к новым достижениям, тяжело экстренно перестроиться и сменить вектор направления [7, c. 151].

Также, восстановление мышечных, костных и связочных тканей сопровождается химическими реакциями, происходящими внутри регенерирующего организма. В этот период происходит выброс гормонов, которые влияют на психологическое состояние спортсмена. Поэтому гимнаст, проходя целостный курс лечения, должен сфокусироваться на своем самочувствии.

Большинству спортсменов не зависимо от возраста предстояло пройти через тревогу и стресс после затяжного лечения. Следствием чего становится низкая самооценка, которая сопровождается негативным фоном и плохим настроением. Можно сказать, что любой реабилитолог должен помнить, что даже самый уверенный спортсмен может быть подвержен психологической травме.

Риск после курса лечения увеличивается с психологической точки зрения. Спортсмен, наиболее подверженный стрессу, получает негативный опыт, а потому и возможность получить травму снова.

В заключении хотелось бы сказать, что спортивная гимнастика, как травмоопасный и очень активный вид спорта, требующий особой гибкости и физической подготовки, имеет свою специфику травм. Наиболее опасными можно назвать вольные упражнения, при выполнении которых спортсмены подвергаются риску получить травмы разной тяжести коленных и голеностопных суставов, а также вывихи и переломы верхних конечностей. Для предотвращения получения повреждений при занятии этим спортом необходимо соблюдать перечень мер безопасности и выполнять упражнения, соответствующие уровню подготовки тренирующегося. В случаях возникновения травм во время занятия спортивной гимнастикой, требуется обращаться к опытным специалистам, и обязательно проходить комплексную реабилитацию, включающую заботу не только о физическом состоянии пострадавшего, но и о ментальном.

Список литературы

  1. Акушин С.А., Чибриков Э.А., Иванов В.А., Колдашов А.И. В сборнике: Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании // Национальная научно-практической конференция с международным участием. Отв. редактор Е В. Разова. Москва, 2023. С. 216-220 .
  2. Чернова Е.А., Чибринова М.Э., Чибриков Э.А., Янушин С.А. Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни // Сборник избранных статей по материалам научных конференций гнии "Нацразвитие". Материалы научных конференций Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за ныпуск Л.А. Павлов, 2019. С. 204-207 .
  3. Чибриков З.А., Янушин С.А., Лифанова Е.С., Никитинская В.Н., Иванов В.А., Дидрих А.П. Комплексное развитие физических способностей студентов при помощи игры в гандбол» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лестафта, 2023. № 3 (217). С. 528-530
  4. Якушин С.А., Чибриков Э.А., Иванов В.А., Колдашов А.И. Различие уровня подготовки студентов МГОПУ при занятиях в зале и на открытых площадках // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. 2023. C. 216-220.
  5. Бакланов В. Д., Якушин С. А., Чибриков Э. А., Чибрикова М. Э. Моделирование соревновательной деятельности в биатлоне на примере студентов МГОУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. №11. с. 60- 67.
  6. Колдашов А.И., Князева Ю.С., Горячкин Д.Б., Горячкина В.В., Симаков В.В., Симанов Д.В. Изучение уровня подготовленности студентов на основании контрольных нормативов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 187-190 .
  7. Чернова Е.А., Чибрикова М.З., Чибриков Э.А., Янушин С.А. Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спортсмена спорта высших достижений // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие". Материалы научных конференций, Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 149-151 .
  8. Чибриков Э.А., Якушин С.А., Чибрикова М.Э., Щепелев А.А., Дидрих А.П., Лифанова Е.С. Методика организации образовательного процесса в период пандемии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 408-410 .

Интересная статья? Поделись ей с другими: