УДК 61

Симметрия, асимметрия, диссимметрия и бинарная оппозиция в физической культуре у обучающихся не физкультурных вузов

Сотников Никита Николаевич – студент факультета Прикладной информатики Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Клименко Андрей Александрович – кандидат педагогических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина.

Аннотация: Новизна исследования заключается в изучении осложнений в области симметрии, асимметрии, диссимметрии и бинарной оппозиции в физической культуре и способах их избегания. Целью исследования явилось выявление методов и средств проведения профилактики осложнений в области симметрии, асимметрии, диссимметрии и бинарной оппозиции. В статье демонстрируется систематизация теоретической базы, предназначенной для расширения кругозора знаний и применения их в жизни.

Ключевые слова: физическая культура, симметрия, асимметрия, диссимметрия, бинарная оппозиция.

Симметрия в физической культуре

Симметрия – это одно из основополагающих понятий в физической культуре, которое описывает равномерное и умиротворенное развитие тела. Она играет ключевую роль в достижении оптимального физического состояния и эффективности движений. В данной статье мы рассмотрим, зачем нужна симметрия в физической культуре и пути ее достижения.

Симметрия тела характеризует равномерное развитие мускулатуры и силуэта. Из этого следует, что все структурные группы мышц должны быть одинаково развиты, чтобы осуществить баланс и умиротворение в движениях. Неравномерное развитие мускулатуры может привести к несформированной осанке, неравномерному распределению нагрузки на группы суставов и повышенному риску получения травм. Поэтому стремление к симметрии является важным аспектом физической культуры.

Для достижения желаемого результата в физической культуре нужно уделить внимание однотипным аспектам тренировки. Во-первых, широкий диапазон упражнений и тренировочных программ помогает воспользоваться всеми группами мышц и предотвращает неравномерное развитие. Вносите в программу упражнения для верхней и нижней частей тела, а также для разных групп мускулатуры, чтобы осуществить полноценное и равномерное развитие.

Вторым пунктом является правильное питание – играет немаловажную роль в достижении симметрии. Осуществление сбалансированной диеты, включающей все результативные макро- и микроэлементы, поможет поддерживать правильное функционирование организма и развитие мускулатуры. Обратите внимание на употребление достаточного количества белка, который является основополагающим материалом для роста мышц.

Кроме того, регулярность тренировок и дисциплина в подходе к физической культуре также играют важную роль в достижении симметрии. Постоянное участие в тренировках и следование определенной программе помогает развивать все группы мышц равномерно и сбалансированно. Необходимо уделить внимание не только силовым тренировкам, но и кардио-упражнениям, гибкости и растяжке, чтобы обеспечить комплексное развитие тела.

Помимо физических факторов, симметрия в физической культуре также взаимодействует с эстетическими аспектами. Симметричное и гармоничное тело выглядит более привлекательно и эстетично, что может поднять самооценку и уверенность в себе, увеличить влияние. Это может оказать положительное воздействие на психологическое состояние и мотивацию для дальнейших результатов в физической культуре.

Асимметрия в физической культуре

Многие из нас связаны с проблемой асимметрии, когда одна сторона тела развивается неравномерно по сравнению с другой. Это является не только эстетическим недостатком, а также причиной неравномерного перераспределения нагрузки на суставы и мускулатуру, что может привести к разнообразным повреждениям и дисбалансу.

Асимметрия может быть сформирована различными факторами. Например, для многих людей одна рука имеет больше власти над другой, что создает неравномерное развитию мышц. Также, несбалансированная тренировка, нестабильная техника выполнения упражнений или травмы также могут помогать в развитии асимметрии в спорте.

Рассмотрим обзор нескольких возможностей и методов, которые смогут сыграть важную роль в борьбе с асимметрией и достичь баланса в физической форме:

  1. Первым шагом выступает непосредственно диагностирование асимметрии. Необходимо обратиться к профессиональному физиотерапевту или тренеру, который поможет точно определить подверженные области и указать на неравномерности в развитии мышц.
  2. Выполнение упражнений является одним из наиболее распространенных методов решения проблемы асимметрии, направленных на развитие слабых групп мышц. Под руководством тренера или физиотерапевта, необходимо составить план тренировок, включающий упражнения для слабых областей, чтобы уравновесить развитие мышц.
  3. Помимо упражнений с отягощением, также возможно использование различных техник коррекции, например, статическое растяжение, использование специальных инструментов (например, фасциального ролика или мяча) для расслабления и разминания мышц.
  4. При выполнении упражнений особое внимание необходимо уделить правильности выполнения техники. Неверное положение тела или неправильный угол движения могут способствовать асимметрии. Важно работать с тренером, чтобы научиться правильно выполнять упражнения и минимизировать риск травм.
  5. При тренировке нужно учитывать балансировку нагрузки на обе стороны тела, работать над укреплением слабых мышц. Это могут быть, например, односторонние упражнения или использование гирь или машин с акцентом на слабые группы мышц.
  6. В случае серьезных проблем с асимметрией или в случае боли, лучше всего обратиться к профессионалам – физиотерапевту или кинезиологу. Они смогут оценить вашу ситуацию и предложить индивидуальный план лечения, включающий в себя коррекцию мышц и улучшение баланса.

Диссимметрия в физической культуре

Возникновение диссимметрии может стать последствием физической активности, наследственности или даже передаваться в результате травмы.

Важным компонентом физического здоровья и спортивного успеха является одинаковая и симметричная развитость левой и правой сторон тела, поскольку неравномерное развитие может пагубно сказаться на выполнении двигательных навыков, координации движений и спортивных достижениях.

Главной причиной диссимметрии является неравномерное распределение физической нагрузки на левую и правую стороны тела, например, во время спортивной тренировки или ежедневных физических нагрузок. Мы непроизвольно используем одну сторону тела больше, чем другую. Это может привести к укорочению и утрате гибкости определенных групп мышц, тогда как другие группы могут стать перетренированными и перенапряженными.

Диссимметрия может привести к ряду негативных последствий: она может повлиять на производительность и эффективность физической деятельности. Неравномерное развитие мышц является последствием неправильной техники выполнения упражнений, что увеличивает риск получения травмы и снижает результативность тренировок.

Диссимметрию могут вызывать неравномерные нагрузки на суставы и позвоночник, что приводит к перегрузкам и дисфункции. Например, при неравномерной силе мышц в ногах или спине могут возникнуть проблемы с функциональностью коленных суставов, спины или даже плечевого пояса. Это в свою очередь может привести к хронической боли и ограничению двигательной активности.

Симметричная тренировочная нагрузка на обе стороны тела является одной из методик коррекции диссиметрии. Она может включать выполнение одинакового количества повторений и наборов упражнений для симметричных мышц. Также стоит обратить внимание на комплексную тренировку, включающую различные виды упражнений для разных мышечных групп.

Некоторые специалисты рекомендуют проведение упражнений на балансировке, улучшающие координацию и равномерное развитие мышц. Это, например, выполнение упражнений на балансовых платформах или использование специальных тренажеров для тренировки равновесия.

Стоит обратить внимание на растяжку и релаксацию мышц для восстановления гибкости и устранения возможных зажимов. Снижению диссиметрии и улучшению физической формы способствуют взятие регулярных пауз во время тренировок и использование специальных разновидностей массажа.

Бинарная оппозиция в физической культуре

Бинарная оппозиция — это понятие, описывающее противоположности и различия в развитии физического тела. Благодаря бинарной оппозиции возможно баланса и разнообразия в тренировке, а также развить различные физические качества.

Сочетание силы и гибкости является одним из примеров бинарной оппозиции в физической культуре. Силовые тренировки направлены на увеличение силы и развитие мышц, в то время как гибкость требует растяжки и увеличения подвижности суставов. Оба этих аспекта важны для достижения оптимальной физической формы и эффективности движений. Сочетание силы и гибкости позволяет улучшить спортивные результаты, предотвратить возможные травмы и обеспечить баланс в развитии тела.

Еще одна форма бинарной оппозиции — это разделение на скорость и выносливость. Скорость требует быстрых и интенсивных движений, тогда как выносливость требует длительного и продолжительного выполнения упражнений. Оба этих аспекта важны во многих видах спорта, и их развитие позволяет достичь высокой результативности. Тренировка на скорость и выносливость позволяет улучшить реакцию и выдержку, повысить выносливость и устойчивость к усталости.

Разделение на аэробные и анаэробные тренировки является еще одним примером бинарной оппозиции в физической культуре. Аэробные тренировки, например, бег, плавание или велосипед, направлены на повышение кардиореспираторной выносливости и улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Анаэробные – силовые или интервальные тренировки – направлены на развитие силы и мощности мышц. Оба типа тренировок имеют свои преимущества и важны для общего развития физической формы.

Для достижения бинарной оппозиции в физической культуре необходимо уделять внимание как развитию одной стороны, так и другой. Включайте в свою тренировочную программу упражнения и активности, которые направлены на развитие противоположных качеств. Например, можно комбинировать силовые тренировки с растяжкой и гибкостью, аэробные тренировки с интервальными тренировками. Такой подход поможет достичь баланса и разнообразия в физической подготовке.

Важно учитывать индивидуальные особенности и цели тренировки. Некоторым спортсменам может быть необходимо уделять больше внимания развитию силы, в то время как другим - гибкости или выносливости. Подбирайте тренировочные программы и упражнения, соответствующие ваши целям и потребностям.

Профилактика симметрии, асимметрии и диссимметрии у обучающихся не физкультурных вузов

Для предотвращения проблем с симметрией, асимметрией и диссимметрией в физической культуре у обучающихся не физкультурных вузов необходимо следующее:

  1. Регулярные занятия физическими упражнениями, которые развивают все группы мышц и способствуют равномерному развитию тела. Это может быть силовые тренировки, аэробика, плавание или гимнастика.
  2. Варьирование тренировок и упражнений. Важно не только заниматься одним видом спорта или физической активности, но и разнообразить тренировки. Это поможет нагрузить разные группы мышц и предотвратить неравномерное развитие.
  3. Контроль нагрузки. Важно следить за равномерностью нагрузки на обе стороны тела, особенно при выполнении упражнений с гантелями, гирями или другими снарядами. Для этого можно использовать симметричные веса или проводить контрольные измерения силы и развития мышц.
  4. Правильное питание. Здоровое и сбалансированное питание, богатое белками, витаминами и минералами, поможет развивать здоровые мышцы и способствовать равномерному развитию тела.
  5. Регулярные медицинские осмотры. Консультация со специалистами, такими как врач или тренер, поможет выявить возможные неравномерности и проблемы с симметрией тела и принять меры для их устранения.

Важно понимать, что профилактика симметрии, асимметрии и диссиметрии в физической культуре требует постоянного внимания и осознанности со стороны обучающихся. Регулярные занятия физической активностью, правильное питание и медицинский контроль помогут поддерживать здоровье и гармоничное развитие тела.

Список литературы

  1. Бердичевская Е.М., Гронская А.С. Функциональная асимметрии и спорт: руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. 836 с.
  2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: ФИС, 1985. - 120с.
  3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981.- 288 с.
  4. Еганов А.В., Чемерчей О.А. Направленность педагогических воздействий при разном уровне индивидуальной выраженности моторной дихотомии конечностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 137–141.
  5. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для ин-тов физкультуры. - М.: ФиС, 1965. Т. 1, с. 18.
  6. Поцелуев А.А. Вопросы двигательной функции человека //Вопросы теории и методики преподавания физической культуры. - Казань, 1965. Вып. 1, с. 3-33.
  7. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. - М.: ФиС, 1992. - 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: