УДК 796

Подвижные игры, как способ развития физических качеств

Гапоненко Анастасия Юрьевна – старший преподаватель кафедры Оздоровительной физической культуры Кемеровского государственного университета.

Меденцев Даниил Геннадьевич – студент Института образования Кемеровского государственного университета.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассмотрена взаимосвязь двигательной активности и совершенствования физических качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены теоретико-практические аспекты пользы подвижных игр для учащихся начальных классов. Даны рекомендации, какие упражнения лучше всего использовать на занятиях физической культурой. Помимо этого, выделены факторы, которые повышают эффективность подвижных игр (например, стабильная позитивная мотивация школьников, безопасность двигательной активности и ее разнообразие). Важно понять, какую роль подвижные игры выполняют в образовательной деятельности, и как воздействуют на формирование здорового образа жизни (развитие правильных привычек у детей младшего школьного возраста).

Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, физические качества, младший школьный возраст, физическое развитие, методические рекомендации.

В первую очередь стоит отметить, что двигательная активность является неотъемлемым элементом всестороннего развития личности ребенка. А младший школьный возраст признан сенситивным периодом взросления. Подвижные игры оказывают прямое воздействие на формирование у учащихся начальных классов правильных физических, психологических качеств. При этом важно понимать, что если на первый взгляд организация учебного процесса не кажется сложной задачей – то в действительности все обстоит несколько иначе. Преподавателям, которые подготавливают программы занятий по физической культуре и спорту, нужно учитывать большое количество теоретических данных, проводить анализ актуальных исследований по разным темам. От них требуется осознание различий в особенностях подвижных игр для школьников. В этом исследовании рассмотрено воздействие разных форм двигательной активности на формирование у детей конкретных физических качеств.

В возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст) у ребенка идет процесс интенсивного психического и физического развития, что чаще всего сопровождается полной перестройкой физиологических системы организма. Тогда ребенок может быть набирать вес, расти и учиться осознавать свои действия и поступки (это связывают с изменениями в нервной деятельности и мыслительных процессах). К 7 года организм ребенка показывает готовность к переходу к высокому уровню возрастного развития, характеризующегося интенсивными формами участия в игровых и познавательных процессах, что связано с началом школьного обучения. По этой причине младший школьный возраст принято считать сенситивным периодом, а значит адаптировать упражнения и виды подвижных игр на уроках физической культуры под возрастные особенности учащихся.

Результаты последних исследований доказали, что игра является наиболее стимулирующим видом образовательной деятельности. И этот формат в обязательном порядке должен быть задействован на уроках физической культуры и спорта. С помощью игровых процессов дети учатся опознавать окружающий их мир и принимать во внимание существующую систему отношений, где одной из главных потребностей является взросление. Исходя из результатов исследования Л.С. Выготского, советский ученый Д.Б. Эльконин утверждал, что игровая деятельность, особенно игры с четкими правилами, способствует возникновению и постепенному развитию основной потребностно-мотивационной среды ребенка, формируется новая форма его желаний и интересов, что связано с выбором определенной роли в игре.

На сегодняшний день спорт и физическая активность являются наиболее важными факторами развития выносливости, самодисциплины, что в свою очередь оказывает существенное влияние на состояние здоровья и качество жизни любого человека. Что же касается специальных навыков и умений, то среди них выделяется скорость двигательной реакции. Это одно из ключевых качеств физической подготовки профессиональных спортсменов. Благодаря совершенствованию скорости, как типа двигательной реакции, у спортсмена постепенно формируются улучшенные технико-тактические навыки. Быстрое реагирование и успешное решение двигательных задач в рамках выполнения физической активности – что, по мнению экспертов, является главной задачей спортсмена. Было проведено множество исследований по теме развития скоростных способностей у спортсменов, и в результате анализ полученных данных дал точный ответ на интересующие ученых вопросы.

Отдельно следует отметить, что оценки проводились с изучением стандартных результатов для разных возрастных групп спортсменов. Так, например, анализ показателей тренировок юных атлетов показал наличие противоречий с учетом индивидуальных особенностей развития физических способностей у детей и подростков. Были обнаружены противоречия между теоретическими сведениями о возникновении и развитии скоростных способностей и частыми методами физической подготовки спортсменов, а также между популярными подходами организации тренировочного процесса и задачами по созданию единой системы. Утвержденные правила, стандарты и нормативные основы физической подготовки имеют различия в содержании по сравнению с основными требованиями.

 При этом стоит отметить, что физическое воспитание сейчас является одним из наиболее важных направлений в образовательной системе Российской Федерации. А скоростно-силовая подготовка – это неотъемлемая часть всестороннего развития детей и подростков. Важность темы исследования подтверждается тем фактом, что скоростно-силовые способности позволяют не только улучшить показатели физического воспитания, но и положительно влияют на совершенствование функциональных навыков каждого индивида. По мнению ученого В.Ф. Костюченко, эти возможности человеческого организма способствуют достижению спортсменами (или будущими спортсменами) отличных результатов по разным направлениям. Важно применять методы комплексного подхода развития скоростно-силовых навыков учащихся, чтобы объединить быстроту и выносливость. Сочетание разных средств, инструментов совершенствования этих способностей и является в действительности основой скоростно-силовой подготовки.

Важным аспектом является тот факт, что разные виды двигательной активности школьников имеют эволюционное значение на протяжении всего этапа взросления. Соревновательная деятельность и подвижные игры, как компоненты образовательного процесса детей младшего школьного возраста дают отличные результаты. По данным исследований преподавателей, это способствует улучшению общего эмоционального фона, развитию социальных навыков. Подвижные игры одновременно совершенствуют скоростные навыки и умение переключаться между разными видами двигательной активности (многократное повторение одних и тех же действий с учетом физиологических особенностей учащихся). Одним из главных советов для преподавателей дисциплины физическая культура и спорт является объединение методов повторения стандартных движений в максимальном темпе с большим выбором вариантов скоростных упражнений. Игры всегда считались одним из наиболее эффективных способов совершенствования двигательных навыков (координации, быстроты и мышечной силы). Рациональный подход и современная методика позволяют значительно улучшить эти качества у школьников и повысить общий уровень их физического развития. Элементы игры можно включать в любое физическое занятие.

Актуальность такой постановки проблемы заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности младшего школьника, она понятна и доступна ему, поэтому, с помощью игры, в данном случае, подвижных игр, мы можем физически развивать ребенка.

Цель работы – формирование представления о воздействии подвижных игр на развитие физических качеств у младших школьников.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Выявить основные педагогические условия, способствующие успешному осуществлению и дальнейшему усовершенствованию физических качеств детей.

Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы.

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста. Многочисленные исследования специалистов [1, с. 287] показывают, что актуальный уровень развития двигательных качеств школьников остается на крайне невысоких позициях. Таким образом, современные образовательные учреждения не достигают поставленных задач в физическом воспитании. В этом проявляется главная актуальность поставленной проблемы.

Специалисты указывают, что развитие у младших школьников двигательных навыков – одна из самых главных задач школьного образования, к выполнению которой нужно подходить серьезно и комплексно, желательно с самого раннего возраста. Однако необходимо учитывать и ведущие качества, которые заключаются в каждом отдельно взятом упражнении. Именно для этой цели была введена их особая классификация, в которой выделяются скоростно-силовые качества, силовая выносливость, «взрывная» сила и т.д. [2, с. 176].

Особенности развития физических качеств учащихся младшего школьного возраста:

  1. способность осваивать самые разные двигательные манипуляции, особенно те, что требуют определенной точности движений;
  2. ловкость развивается посредством умения сохранять равновесие в неустойчивом положении;
  3. динамические упражнения же направлены на развитие силы у учеников;
  4. упражнения, главной задачей которых является удерживание позы в течение определенного времени (упоры, упражнения на равновесие на одной ноге), отлично способствуют развитию статической выносливости у учеников;
  5. при развитии выносливости в целом необходимо учитывать то, что организм ребенка должен постепенно адаптироваться к выполняемым нагрузкам, они не должны сильно превышать его физические возможности [5, с. 128];
  6. для развития выносливости дошкольников и учеников начальных классов подходят игры с короткими повторениями действий в совмещении с непрерывным движением.
  7. на уроках необходимо применять сложные двигательные реакции, в которые входят реакции на объект, который двигается, и реакции выбора [3, с. 540].

Разработка классификации подвижных игр невероятно важна в учебно-методической работе и непосредственной школьной практике, особенно в вопросе физического воспитания учеников с позиции развития у них двигательных качеств. Рассмотрим каждую из групп подвижных игр для школьников:

  1. Некомандные игры - для детей разработаны определенные правила для участников, требования которых направлены на межличностные взаимодействия и учета пожеланий самих участвующих, однако отсутствует общие цели в основе игры.
  2. Переходные игры (как правило, ближе к командным) - упор на плавный переход к командному взаимодействию; это происходит, когда ученик преследует в игре свои личные цели, однако у него появляется опция помочь другому игроку, исходя из своих пожеланий (перед игроком возникает выбор: действовать исключительно в личных интересах или поддаться альтруистическому настрою).
  3. Командные игры - игроки нацелены на достижение общего результата без учета личных желаний (эта двигательная активность развивается у детей командных дух, улучшают коммуникационные навыки, благоприятно влияют на психофизические качества)

Необходимо отметить, что в анализе видов игр по многочисленным литературным источникам с учетом их исторического развития выделяется несколько направлений, по которым можно провести различную классификацию игр [4, с. 34]:

  1. в зависимости от задач, которые непосредственно решаются в процессе игр;
  2. упор на формирование различных взаимодействий между всеми участниками;
  3. особенности в содержании и самой организации.

Далее необходимо рассмотреть наиболее актуальные и эффективные подвижные игры для учащихся начальных классов (с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста).

«Из круга в круг»

Описание упражнения: Участникам предлагается встать в круг и двигаться по часовой стрелке пока звучит музыка. При внезапной остановке музыки все участники встают внутрь обручей, лежащие в по кругу на другой стороне зала. Выбывает тот участник, которому не хватило обруча. Затем убирается один обруч, и игра продолжается, пока не останется один победитель. Смысл упражнения: тренировка быстроты реакции и развития двигательной активности.

 «Волк во рву»

Описание упражнения: Поперёк площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нём находится водящий – волк. Остальные играющие – козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. По словам ведущего «Козы, в поле, волк во рву!» участники бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Ведущий говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2 – 3 пробежек выбирается или назначается другой водящий. После 3-4 перебежек (по договоренности) выбирают новых «волков» и игра продолжается. Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу и те «волки», которые набрали большее количество очков.Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся её в тот момент, когда она перепрыгивала через ров, или если она попала в ров ногой.

 «Жар-птица»

Описание упражнения: Участники делятся на две команды. В составе команды не более 6 человек. Для игры из лоскутков материи изготавливается и красочно расписывается жар-птица. Одна команда (по жребию) образует круг. Игроки перекидывают жар-птицу друг другу так, чтобы ее не смог поймать водящий из команды соперников, находящийся в середине круга. Как только водящий поймает жар-птицу, его команде присуждается 1 очко, и игра возобновляется. По истечении условного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков. Указания. Вместо Жар-птицы возможно использование любых других игрушек, поделок.

Подводя итог, стоит сказать, что в этой исследовательской работе были изучены основные факторы влияния подвижных игр на формирование у детей младшего школьного возраста правильных двигательных навыков, развития привычки к здоровому образу жизни. Для учащихся начальных классов важно наличие в учебном процессе упражнений на улучшение скоростных и силовых способностей, умения быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям (как в подвижных играх). Функционал двигательной активности на занятиях физической культурой и спортом должен соответствовать физиологическим и психологическим особенностям сенситивного периода взросления младших школьников. Многие ученые также выделяют важную роль перераспределения тренировочных нагрузок, так как, по их мнению, задачей тренера является нормализация объема физической активности ребенка для достижения в дальнейшем лучших показателей развития скорости, быстроты реакции, силы и выносливости. Этого правила нужно придерживаться в подготовительном периоде с учетом индивидуальной готовности организма ребенка к активности и двигательным действиям.

Список литературы

  1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001.-224с.
  2. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. №4 - 2019 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf.
  3. Ярлыкова О.В.Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. //Профессиональная ориентация, №1, 2015, с.75-79.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001.
  5. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт. - 2002. 176 с.
  6. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

Интересная статья? Поделись ей с другими: