УДК 658
Система управления финансовыми рисками в строительной организации
Курбалова Анна Александровна – магистрант факультета Экономики и управления Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Аннотация: Финансовым риском в любой организации необходимо управлять. Статья посвящена аспектам выявления финансовых рисков, которые связаны с возможными финансовыми потерями и нехваткой средств для реализации строительных проектов в условиях нестабильной экономики. Кроме того, рассматриваются основные проблемы, в которыми сталкиваются строительные организации при реализации своих инвестиционно-строительных проектов, и исследуются прогрессивные методы управления финансовыми рисками, способствующие принятию эффективных управленческих решений строительными компаниями. Для эффективной минимизации потерь от финансовых рисков в данной статье предлагается система управления финансовыми рисками.
Ключевые слова: строительные проекты, финансовые риски, риск-менеджмент, управление финансовыми рисками.
Строительство является одной из важнейших сфера в российской экономике. По данным Росстата в 2022 году строительная отрасль в России составляет 12,9 трлн руб. трлн. рублей или 8,4% от общего объема ВВП. Строительство – длительный процесс, который всегда сопровождается многочисленными финансовыми рисками. Нестабильная и постоянно меняющаяся экономическая ситуация в стране вынуждает строительные организации строительной принимать дополнительные меры обеспечения финансовой устойчивости, поскольку реальная ситуация практически никогда полностью не соответствует запланированным или желаемым параметрам. Управление финансовыми рисками в настоящее время носит особо актуальный характер. По итогам 2022 года в России объявили о банкротстве 2 105 строительные компании и 987 организаций, ведущих операции с недвижимым имуществом. Своевременное выявление и эффективное управление финансовыми рисками является для строительных организаций необходимым условием обеспечения финансовой стабильности и предотвращения банкротства.
Финансовые риски – это ситуации (события) способные неопределенным образом изменить запланированное формирование и использование денежных фондов организации, объем и структуру финансовых ресурсов организации и, как следствие, её финансовое состояние [1].
Отрицательный риск, приводящий к снижению валовой прибыли проекта – угроза, положительный риск, приводящий к росту валовой прибыли проекта – возможность.
Система управления финансовыми рисками (далее – СУФР) – осуществляемый в организации взаимосвязанный комплекс мероприятий/процессов, который позволяет управлять влиянием финансовых рисков на цели проектов.
В ходе реализации строительных проектов возникают следующие проблемы в системе управления финансовыми рисками:
- Отсутствие обращение руководителей проектов к риск менеджменту при принятии решений;
- Отсутствие процессного лидера СУФР;
- Отсутствиями знания у сотрудников как они должный действовать в рамках существующей СУФР;
- Отсутствие единого утвержденного документа закрепляющего положения о работе с рисками в организации;
- Отсутствие достаточной проработки возможностей проекта на в момент разработке стартового бюджета проекта, ведущее к занижению его результатов (резервы на угрозы закладываются, а на возможности нет);
- Отсутствие участия группы управления проектом в оценке рисков до входа в проект;
- СУФР не осуществляется непрерывно. Реагирование на финансовые риски осуществляется без оглядки на запланированные мероприятия, интуитивно. Мониторинг работы с финансовыми рисками практически не ведется, обновление базы данных по финансовым рискам с учетом завершенных проектов не производится;
- Работа с резервами, например, с инфляционным риском, проводится хаотично, списание часто проводится на основе директивных решений руководителей компании.
Основной целью СУФР является достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением убытков предпринимательской деятельности, СУФР призвана стать составной частью системы менеджмента организации, т.е. должна быть интегрирована в общую политику компании, ее бизнес-планы и деятельность. Только при выполнении этого условия применение системы риск-менеджмента является эффективным.
Основой для СУФР является построение политики организации в области управления финансовыми рисками. Политика финансовых рисков – это документ, который определяет общие принципы, направления и подходы к управлению финансовыми рисками организации, а также стратегию развития системы управления финансовыми рисками.
Реализация определённых Политикой принципов и задач организации по управлению финансовыми рисками призвана сохранить оптимальный баланс между приемлемым уровнем риска, принимаемым на себя организацией, и прибылью, получаемой от коммерческой деятельности, а также интересами контрагентов, деловых партнёров и акционеров компании.
Процесс управления финансовыми рисками, включающее в себя следующие этапы:
- Планирование управления;
- Идентификация рисков;
- Качественный анализ рисков;
- Количественный анализ рисков;
- Планирование реагирования на риски;
- Осуществление реагирования на риски;
- Мониторинг рисков.
В целях развития существующей СУФР предлагается внедрить следующие шаги:
- Регламентация СУФР в организации – разработка в организации Регламента по управлению финансовыми рисками, в котором будут содержаться основополагающие пункты по работе с финансовыми рисками.
Регламент СУФР базируется на следующих принципах:
- процесс управления финансовыми рисками составляет неотъемлемую часть системы управления в организации;
- цели процесса управления финансовыми рисками направлены, прежде всего, на выявление угроз и предотвращение возможных потерь, и во вторую очередь – на минимизацию последствий реализовавшихся рисков;
- процесс управления финансовыми рисками в организации подразумевает применение единого и стандартизированного подхода к выявлению, оценке и управлению финансовыми рисками;
- в процессе управления финансовыми рисками организация придерживается разумного баланса издержек на управление риском и величины возможного ущерба от наступления рискового события;
- управление финансовыми рисками осуществляется на постоянной основе, на всех этапах реализации строительного проекта.
Основными этапами в СУФР являются:
- определение использования наиболее приемлемых средств, обеспечивающих достижение целей и управление финансовыми рисками;
- идентификация финансовых рисков;
- качественный анализ финансовых рисков;
- количественный анализ финансовых рисков;
- планирование реагирования на риски, в том числе предупреждающих действий;
- мониторинг эффективности мероприятий;
- анализ эффективности системы управления финансовыми рисками;
- обновление базы данных по рискам, в том числе перечня типовых рисков.
- Создание подразделения по управлению рисками. Проблема с отсутствием процессного лидера по управлению финансовыми рискам, может быть решена через появление в составе Департамента по управлению строительными проектами подразделения по управлению рисками. Целью данного подразделения должно стать эффективное функционирование СУФР на всех этапах реализации строительного проекта.
- Проведение обучений по риск-менеджменту. Высокая компетентность персонала всегда снижает риски. Высокие требования, предъявляемые к профессионализму риск-менеджеров, делают обязательным постоянное повышение их квалификации. Это могут быть семинары и тренинги, которые проводятся экспертами, имеющими большой опыт в практике управления и методологии риск-менеджмента, в обучении персонала.
Таким образом, грамотно проведенный анализ, и оценка финансовых рисков позволяет организации выявить сферы повышенного риска и принять своевременные решения по снижению влияния негативных последствий. В связи с этим, поэтапное внедрение СУФР в организации может привести к уменьшению негативного влияния финансовых рисков.
Таблица 1. Типовой реестр рисков.
№ |
Факторы риска / Наименование проблемы |
Описание основного риска |
Мероприятия по управлению риском |
1. |
Изменение учетной банковской ставки |
Рост процентных платежей, удорожание стоимости строительства объекта в связи с привлечении кредитов по более высоким ставкам (против плана) |
Отказ от переменных плавающих процентных ставок по кредитам. |
Надлежащая отработка кредитной документации, включая порядок взаимодействия сторон и их ответственности при несоблюдении договорных условий и обязательств. |
|||
Максимально возможное (на сроки, превышающие расчетные сроки погашения кредита) прогнозирование на базе пессимистического сценария. Расчет на более быстрое удорожание сырья по сравнению с возможностями роста цен на проектную работы |
|||
2. |
Экономический/финансовый кризис |
Риск спада инвестиционной активности и сокращение и прекращение финансирования проекта |
Включение в договор положения о штрафах в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств, несвоевременном финансировании. Консервативность расчетов (бюджетов). |
3. |
Неблагоприятная конъюнктура и волатильность курсов валют |
Риск недополучения плановой маржи по проекту в случае заключения договоров, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
Установления в контрактах с заказчиками и субподрядчиками единообразных валют. Выбор и включение в условия договоров, в случае необходимости, механизма пересчета валют («валютные оговорки»). Страхование (хеджирование) валютных рисков. Использование обеспечительных (залоговых) счетов. |
Список литературы
- «Основы финансового риск-менеджмента»: учебник и учебное пособие // Солодов А.К. – М.: Издание Александра К. Солодова // Технический редактор Солодова Е.А.; корректор Нейц Е.А.// 2017
- Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электронный ресурс]. – URL: https://bankrot.fedresurs.ru.
- Гареев Э.Я. Управление финансовыми рисками предприятия // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45642398
- Яковенко А.Е. Методы управления финансовыми отсками предприятия и их эффективность // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46323120
- Афендикова Е.Ю., Титова О.В., Попова А.А. Финансовые риски: методы оценки и подходы к управлению на предприятии // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48089514