УДК 338.242

Направления совершенствования методики оценки экономического потенциала предприятия

Билецкая Софья Антоновна – магистрант Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В постоянно меняющемся мире коммерции оценка экономического потенциала предприятий имеет решающее значение для принятия стратегических решений и устойчивого роста. На основе проведенного исследования основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, представлены направления совершенствования методологии оценки, связанные с разделением экономического потенциала на несколько направлений с соответствующим определением набора основных показателей, а также объединением их в интегральные показатели. Усовершенствованная методология предлагает удобную для пользователя сравнительную структуру, предоставляя предприятиям целостный инструмент для принятия обоснованных решений.

Ключевые слова: экономический потенциал коммерческого предприятия, методика оценки, интегральный показатель, финансовый потенциал, коэффициент эффективности.

Изучив традиционные методы оценки экономического потенциала предприятия, автор обнаружил информативный, но громоздкий характер традиционного подхода. Традиционный анализ требует наличия полной финансовой отчетности, сопровождается существенными затратами времени на тщательный расчет и анализ различных коэффициентов и показателей. Очевидно, что многие предприятия отказываются от такого анализа, полагаясь вместо этого на общепринятые коэффициенты и финансовые показатели [4, с.77].

Кроме того, обилие показателей усложняет сравнительный анализ предприятий. Несмотря на то, что они разработаны для обеспечения целостной оценки, обилие показателей парадоксальным образом препятствует эффективным сравнениям. Эта проблема возникает не только из-за большого числа показателей, но и из-за сложности согласования разрозненных наборов данных, что мешает заинтересованным сторонам точно оценить относительные показатели деятельности предприятия [3, с.64]. Следовательно, существует необходимость совершенствования существующих методов оценки экономического потенциала коммерческого предприятия.

Разработка новой методологии оценки экономического потенциала необходима для оптимизации процесса, делая его более доступным для предприятий разного размера и ресурсных возможностей. Комплексный подход должен включать ключевые показатели, оценивающие не только финансовые показатели, но и такие важные качественные аспекты, как компетентность персонала и эффективность маркетинговых стратегий [2, с.37].

Усовершенствованная методология разделяет оценку экономического потенциала на четыре отдельных компонента: финансовый, маркетинговый, кадровый и инвестиционный потенциал. Выделяя эти элементы, мы стремимся упростить процесс оценки и предложить более детальное понимание сильных сторон предприятия и областей для улучшения.

Далее был проведен выбор показателей, для каждого элемента экономического потенциала: ФП1, ФП2, ФП3 – показатели финансового потенциала коммерческого предприятия; МП1, МП2 – показатели маркетингового потенциала коммерческого предприятия; ИП1, ИП2 – показатели инвестиционного потенциала коммерческого предприятия; КП – показатель кадрового потенциала коммерческого предприятия.

Выбранные показатели позволяют получить представление о различных аспектах деятельности предприятия, обеспечивая всестороннее понимание его сильных сторон и областей для улучшения. Каждый показатель вычисляется путем деления коэффициента эффективности потенциала на коэффициент эффективности того же потенциала по выборке. Выборка проводится по виду торговой деятельности, которой занимается анализируемое коммерческое предприятие, а также по географии расположения предприятия, объему выручки и численности персонала [1, с. 46].

Так, выделим первый коэффициент финансовой эффективности (КФП1), который рассчитывается как отношение оборотных активов предприятия к его краткосрочным обязательствам (формула 1):

      (1)

Далее введем второй показатель финансовой эффективности коммерческого предприятия (КФП2), дающий возможность оценить использование ресурсов. Он рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его активов (формула 2):

      (2)

Еще один коэффициент эффективности финансового потенциала (КФП3), позволяющий оценить использование компанией материальных запасов, вычисляется отношением выручки предприятия к среднегодовой стоимости запасов предприятия (формула 3):

     (3)

Первый коэффициент эффективности маркетингового потенциала (КМП1), позволяющий оценить выгодность продаж, выражается как отношение чистой прибыли предприятия к выручке (формула 4):

      (4)

Затем введем еще один показатель маркетинговой эффективности (КМП2), рассчитываемый как отношение выручки к коммерческим расходам, показывающий сколько выручки мы получим на рубль затраченных коммерческих расходов (формула 5):

     (5)

Введем первый показатель эффективности инвестиций (КИП1), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств предприятия (формула 6):

     (6)

Еще один коэффициент, характеризующий инвестиционный потенциал коммерческого предприятия (КИП2), считается как отношение собственного капитала предприятия к внеоборотным активам (формула 7):

     (7)

Для оценки кадрового потенциала введем показатель эффективности (ККП), который вычисляется как отношение выручки предприятия к расходам на оплату труда (формула 8):

     (8)

Далее рассмотрим формулу для расчета показателей уровня каждого показателя экономического потенциала коммерческого предприятия (формула 9).

 ,      (9)

где ХПn – показатель элемента (финансового, маркетингового, инвестиционного или кадрового) экономического потенциала коммерческого предприятия; Кn – коэффициент эффективности элемента экономического потенциала, анализируемого предприятия; Кnвыб – коэффициент эффективности элемента экономического потенциала по выборке.

Выбрав показатели для каждого элемента экономического потенциала заключительный этап заключается в обобщении этих данных в интегральный показатель [5, с. 40]. Для расчета интегрального показателя, представляющего общий экономический потенциал, в нашей методологии используется модель, основанная на индексах. Интегральный показатель определяется путем умножения индексов, представляющих эффективность каждого компонента потенциала. Соответственно, модель экономического потенциала коммерческого предприятия (ЭП) будет выглядеть следующим образом (формула 10):

 ,      (10)

где ЭП – интегральный показатель экономического потенциала коммерческого предприятия, ХПn – показатель элемента (финансового, маркетингового, инвестиционного или кадрового) экономического потенциала коммерческого предприятия.

Предлагаемая методология революционизирует традиционный подход к оценке экономического потенциала. Интегрируя удобную для пользователя сравнительную систему и используя коэффициенты эффективности, предприятия могут получить детальное представление о своих сильных и слабых сторонах. Этот инновационный подход гарантирует, что оценка экономического потенциала станет динамичным и адаптивным инструментом для принятия стратегических решений в постоянно меняющемся бизнес-ландшафте. Использование современных методологий - это не просто выбор; это стратегический императив для предприятий, стремящихся достичь устойчивого роста и совершенства.

Список литературы

  1. Заболотская Н.В., Козлова Т.Е. Оценка экономического потенциала предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskogo-potentsiala-predpriyatiya-1 (дата обращения: 20.12.2023).
  2. Ким Н.А. Категория «экономический потенциал предприятия», структура и методы оценки / Ким Н.А. // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2020. - № 7. - С. 36-41.
  3. Медведева Л.Н. Управление экономическим потенциалом предприятия: учебное пособие / Л.Н. Медведева, А. В. Степанова. – Волжский: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ВПИ (филиал) ФГБОУ ВО ВолгГТУ. – 2021. – 90с.
  4. Надворная Г. Г., Климчук С. В., Оборин М. С., Гварлиани Т. Е. Теория и методология оценки экономического потенциала предприятий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №6 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodologiya-otsenki-ekonomicheskogo-potentsiala-predpriyatiy (дата обращения: 19.12.2023).
  5. Разиньков П. И., Разинькова О. П. Оценка экономического потенциала предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskogo-potentsiala-predpriyatiya-2 (дата обращения: 21.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: