УДК 005.21

Вопросы введения аутсорсинга в оценке труда государственных органов в сфере агропромышленного комплекса (АПК) в рамках процесса цифровизации

Базин Степан Алексеевич – студент факультета государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель Соколенко Виктор Николаевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности и активности деятельности государственных органов в агропромышленном комплексе (АПК). Дается существующая оценка деятельности органов власти, основанная на результатах проверки счетной палатой, АПК. Выявляется роль необходимости объективной и качественной оценки труда государственных служащих. Приводятся примеры реализации проектов по внедрению аутсорсинга в отечественной и зарубежной практике. Приводятся к рассмотрению преимущества и недостатки аутсорсинга, в том числе и с учетом необходимости адаптации к применению данного инструмента в государственном секторе. Поднимается вопрос о возможности введения аутсорсинга в процессе всеобщей тенденции к цифровизации. Автором предлагается один из возможных вариантов развития данного направления с использованием уже существующей системы распределенных реестров.

Ключевые слова: аутсорсинг, цифровизация, аудит, контроль, распределенные реестры, сельское хозяйство, эффективность, государственные органы, бизнес, государство, АПК, субсидии.

Аутсорсинг и цифровизация – это одни из наиболее актуальных и востребованных вопросов не только на деловом, но и на государственном уровне. Они обрели интерес в широких кругах и массах за счет своего уникального потенциала к перспективному развитию. Эти понятия характеризуют общую тенденцию современности к ускорению процессов на всех уровнях взаимодействия, между государством, бизнесом и гражданами одновременно. Аутсорсинг и цифровизация плотно взаимосвязаны, ведь и то и другое требует инновационного подхода, для своего прогрессивного совершенствования. «Цифровизация – это процесс, включающий создание, внедрение и применение цифровых систем и технологий и (или) трансформацию инструментов (объектов, систем и технологий) взаимодействия государства, общества и человека». [4] «Аутсорсинг — это передача непрофильных функций компании сторонним организациям. Например, фирмам не всегда выгодно и удобно содержать в штате уборщиков или собственную службу безопасности. Тогда они обращаются к частным охранным предприятиям или клининговым компаниям — экономят на подборе, обучении и оформлении персонала, но закрывают нужную задачу». [1]

Аутсорсинг сейчас, является не просто методом грамотного экономического маневра, а новой стратегией руководства. Организация в таких условиях рассматривается через призму разветвленных возможностей и путей развития. Так как, используя экзогенные источники помощи в исполнении своих основных функций и задач, у организации появляется реальная возможность использовать свой ресурс и потенциал на решение актуальных макро-задач и перспективного планирования, освободив себя от излишней загруженности простыми и монотонными задачами. В рамках всеобщей тенденции к цифровизации общества, сфера предоставления аутсорсинговых услуг получает новый стимул к развитию. Новые электронные сервисы и системы позволят упростить, ускорить и сделать прозрачными большинство стандартных процессов за счет электронного документооборота и делопроизводства, при этом располагаясь, в единой цифровой инфраструктуре.

Аутсорсинг является следствием глобализации, позитивно сказывающемся как на отдельных экономических процессах, так и на экономике отдельно взятых субъектов, а также мирового хозяйства в целом. Это связано с тем, что передача отдельных функций организации стороннему исполнителю позволит, в условиях конкуренции произвести более совершенный продукт или услугу при относительно меньших издержках, если бы аналогичное производилось организацией самостоятельно. Цифровизация подобно аутсорсингу является последствием глобализации и связана она со стремлением к созданию условий, при которых взаимодействие между субъектами становится быстрым, простым и доступным.

В настоящее время глобальных политических и экономических перемен, в период высокой турбулентности и санкционных решений стран коллективного Запада в отношении Российской Федерации, перед нами встает задача устранения проблем и минимизации издержек в народном хозяйстве. Государство является большой и разветвленной системой, с множеством взаимосвязанных элементов, в число которых входят как бизнес, так и простые граждане. По такой причине, эффективность деятельности государственных органов будет на прямую влиять, на работу и функционирование бизнес-структур, а также жизнь и благосостояние граждан в отдельности. Поэтому становится целесообразным передать на внешнее выполнение не только стандартных функций, необходимых для непосредственного существования государственных органов, но и оценку деятельности как отдельных служащих, так и ведомств в целом. Это в свою очередь позволит снять излишнюю нагрузку с государственного контролера, позволит избавиться от излишне раздутого аппарата чиновников, а также даст толчок к увеличению деловой и экономической активности внутри страны, ведь в условиях конкуренции за выполнение государственных контрактов будет повышаться эффективность и производительность труда в частном секторе.

Агропромышленный комплекс (АПК), в свою очередь, является стратегическим гарантом внутренней безопасности и отсутствия внешней зависимости государства. Данная отрасль интересна для исследования тем, что проблемы в ее администрировании остаются актуальными на протяжении многих лет. Как следует из бюллетеня Счетной палаты РФ по агропромышленному комплексу за 2022 год, принятая Министерством сельского хозяйства РФ в 2020 году мера, предусматривающая консолидирование трех ранее предоставляемых видов субсидий в компенсирующую и мотивирующую, позволила снизить нагрузку при выполнении ведомственной отчетности, а также административной нагрузки при доведении и расходовании выделенных из бюджета средств. Однако как отмечается в ведомственном докладе, существуют технические риски в субсидировании, связанные с возможностью дублирования отдельных мер государственной поддержки. Также было отмечено, что средства бюджета расходуются в регионах по-разному и порой делается это не результативно. В тех регионах, в которых был проведен аудит, выяснилось, что выделение средств происходит с нарушением обязательств. По итогам проверки дана оценка, свидетельствующая о невысоких результатах, а именно «недостаточно высокая». [2] Счетной палатой РФ был проведен отчет, в трех отдельно взятых регионах: Чувашская Республика, Волгоградская и Новосибирская области. Исходя из того, что наша страна обладает значительным количеством субъектов внутри себя, для повышения эффективности оценки ее органов необходимо привлечение юридических лиц специализирующихся на аудиторских проверках, через систему государственных закупок по действующему Федеральному закону № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [3]

Современная практика показывает, что использование аутсорсинга позволяет получать реальную выгоду организациям, за счет высвобождения ресурсов. Об эффективном применении нам говорят проводимые исследования. В зарубежном опыте наибольших успехов в применении аутсорсинга добились страны Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока, а также Латинской Америки. [5] В этой работе рассматривается сфера услуг, однако услуги частные и государственные имеют схожую природу, отличаясь преимущественно требованиями к техническому исполнению. В настоящее время, использование государственными органами практики, применяемой в бизнес-структурах, вполне целесообразно. Так как, коммерческие организации и государственные ведомства обладают схожими признаками, об этом будет говорить наличие юридической основы, хозяйственного фундамента, социального характера, а также типажа организационной структуры управления. И государство, и бизнес занимаются выполнением определенного рода услуг, а качество их исполнения говорит о конкурентоспособности, и соответственно выживаемости организации. Так, перед государством в условиях складывающихся общемировых тенденций становится актуальным использование лучших практик и инноваций для повышения эффективности своей деятельности, через внедрение новых моделей управления.

Прежде чем перейти к обсуждению перспективной модели управления, стоит выделить объективные преимущества и недостатки аутсорсинга как концепции.

Преимущества:

  1. Экономия времени, за счет высвобождения ресурсов и оптимизации расходов.
  2. Гарантия выполнения обязательств, в том числе их качества. Это вызвано тем, что выполнение конкретной функции будет передано профессионалам, таким образом, у организации не возникает задачи перевоспитания штатной единицы.
  3. Договорный характер отношений, в свою очередь позволяет прекратить договорные обязательства досрочно.
  4. У потребителя появляются ресурсы для выполнения стратегических задач.
  5. Снижение уровня психологической и эмоциональной нагрузки в коллективе организации потребителя.
  6. Появляется уверенность в исполнении работ в рамках конкретного срока.

Недостатки:

  1. Возможность исполнения задачи неправильно, в силу не точно данного технического задания.
  2. Риск утечки конфиденциальной информации.
  3. Отсутствие должного контроля за аутсорсинговой компанией.
  4. Риск невыполнения обязательств аутсорсинговой компанией, в случае её банкротства. [6]

Преимущества данной инновации вызывают доверие и интерес к ней. Однако недостатки, а в особенности риск потери конфиденциальной информации несет в себе значительный урон для государственных органов и государственного управления в целом. Если для юридических лиц принятие или не принятие решения об использовании технологии аутсорсинга будут влиять исключительно стратегия организации, то в случае с государственными институтами накладываются еще и ограничения, связанные с осуществлением властных полномочий. Для нейтрализации возникших недостатков, следует обратить внимание на тенденцию к цифровизации. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [7], подразумевает в своем исполнении осуществление национальных и ведомственных проектов по цифровизации. Например, сейчас в сельском хозяйстве реализуется ведомственный проект Минсельхоза «Цифровое сельское хозяйство», его реализации отведен период с 2019 по 2024 годы.[8] В рамках данного проекта предусмотрено создание эффективного супер-сервиса, основанного по типу государство как платформа, в этом случае будет образован единый портал со всеми услугами для отрасли.

Возвращаясь к бюллетеню Счетной палаты РФ по агропромышленному комплексу за 2022 год, нужно отметить, что проблемы, с которыми чаще всего встречаются при осуществлении контрольной деятельности связаны с ведением бухгалтерского учета, ведением отчетности, а также исполнением бюджета. В исследовании «Перспективы использования технологии распределенных реестров для автоматизации государственного аудита», приводятся предложения по применению инновационных цифровых технологий в государственном и муниципальном аудите. Авторами предлагается использование технологий распределенных реестров, обеспечивающих не только высокую степень прозрачности процессов, быстроту получения результатов проверки, но и гарантия высокой безопасности хранения информации, что в свою очередь, очень важно для государственного сектора. Применение таких реестров, позволит предотвращать или же просто выявлять нарушения автоматически. Будет оказано влияние на снижение финансовых рисков при выделении средств из бюджета. [9] Возможность применения такой идеи на практике, возможна при комплексном изменении подхода к управлению, через модернизацию средств и методов осуществления самого управления. В качестве подобного усовершенствования модели управления, автором предлагается вариант синтеза возможностей оказания бизнесом аутсорсинговых услуг, с применением технологии распределенных реестров, соответствующих запросам государственных интересов. Такое направление изменений считается перспективным, по причине тренда к цифровой модернизации в РФ. Для реализации необходимо совершенствование нормативной базы, в виду отсутствия законодательного регулирования вопросов, связанных с распределенными реестрами и передачи функций на внешнее выполнение аудита государственных органов.

Таким образом, была выявлена проблема «невысокой эффективности» [2] в работе государственных органов в сельском хозяйстве, а также проведены рассуждения по вопросам введения новой модели оценивания эффективности деятельности, основанные на актуальных трендах.

В данной работе рассматриваются только некоторые аспекты проблемы. Исследования в этом направлении имеют основу и потенциал для развития. Так, продолжением исследования может послужить изучение проблем применения цифрового аудита иных государственных органов и предприятий с применением аутсорсинга, а также вопросы создания государственной программы по организации контроля эффективности деятельности государственных органов.

Список литературы

  1. Аутсорсинг: что и зачем стоит делегировать другой компании // РБК URL: 1. https://trends.rbc.ru/trends/sharing/618a90039a79473dfb412769 (дата обращения: 10.09.2023).
  2. Бюллетень Счетной палаты РФ Агропромышленный комплекс // Счетная палата РФ URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/b8f/pa94uzmqcvm748t71v0sanmcru2desa8.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
  3. Закон Российской Федерации "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета
  4. Е.В. Катрин Цифровизация: подходы к изучению термина // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2022. - №5. - С. 49-54.
  5. Трущенко И.В., Малолетко А.Н. Анализ зарубежного опыта применения аутсорсинга в сфере // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора. - 2019. - №3. - С. 118-125.
  6. Гринь С. В., Буторина И. А. Преимущества и недостатки аутсорсинга // Общество. Наука. Инновации. (НПК-2019). - Киров: Вятский государственный университет (Киров), 2019. - С. 111-119.
  7. Постановление Правительства РФ "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" " от 02.03.2019 (ред. от 21.08.2020) № N 234 // Российская газета. – 2019
  8. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации URL:https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 19.09.2023)
  9. Варнавский, А. В. Перспективы использования технологии распределенных реестров для автоматизации государственного аудита / А. В. Варнавский, А. О. Бурякова // Управленческие науки. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 88-107. – DOI 10.26794/2404-022X-2018-8-3-88-107. – EDN NIXLID.
Интересная статья? Поделись ей с другими: