УДК 33

Рентные отношения и роль новых технологий в нефтегазовой отрасли

Гущин Ростислав Игоревич – аспирант кафедры Народного хозяйства Байкальского государственного университета

Аннотация: На сегодняшний день Россия является лидером по количеству природных ресурсов, добыче и реализации нефти, природного газа минеральных веществ. Но при этом ВВП на единицу энергопотребления в среднем ниже мирового уровня минимум в 2 раза. Это свидетельствует о том, что нужно внедрять современные технологии и оборудование непосредственно в промышленность. Новые разработки и изобретения могут помочь обеспечить рост экономики страны. Грамотно составленное распределение ренты в нефтегазовой отрасли имеет очень большое значение для экономического развития страны и повышения уровня благосостояния общества. Системы эффективных, с точки зрения общества и государства институтов функционирования нефтегазового комплекса Российской Федерации будут нужны для того чтобы решить все эти вопросы.

Ключевые слова: нефтегазовая рента, распределение ренты, нефтегазовые доходы, новые технологии.

Присвоение ренты является одним из наиболее характерных феноменов для «петростейтов» – стран с огромными запасами углеводородов, где слабо развит частный сектор, а производство отстало от технологического прогресса. Схожие процессы наблюдаются не только в государствах подобного рода, но максимально влияют именно на их экономику из-за ее сырьевой направленности. Проявлениями данных процессов являются, к примеру, кризис и деградация институтов.

Присвоение ренты отличается не только коррупцией в форме получения взяток. Это одна из составляющих явления, поэтому использования ренты может производиться законным и незаконным способом. Но в любом случае присвоение ренты является серьезной проблемой в развитии государств с ориентированной на продажу ресурсов экономикой, включая и Россию. Оценка доли природной ренты в доходах РФ не оставляет возможности не согласиться с тем, что у нашей страны в международном разделении труда четко выражена топливно-сырьевая специализация [4].

Высокая доля поступлений от продажи топливо-энергетических ресурсов (далее по тексту – ТЭР) в консолидированный бюджет опасна, прежде всего, с тем, что ведет к нарастающему отставанию в экономическом и технологическом развитии, увеличивает зависимость государственной экономики от мировых политических и экономико-промышленных доминант. Не секрет, что эти доминанты серьезно влияют на мировые расценки на ТЭР.

Сложившаяся в последние годы ситуация позволяет говорить о том, что бюджет РФ постепенно структурно трансформируется. Эти изменения вызваны падением цены на нефть, а не обусловлены другими факторами, например сменой государственной политики или перестановками в административном аппарате [3].

Нефтегазовые поступления резко уменьшились, но, несмотря на это, все еще составляют  достаточно высокую долю в доходах государства. Если посмотреть на динамику развития российской нефтегазовой отрасли, на появление новых проектов для получения  ресурсов для эксперта, то можно понять, что природно-ресурсная направленность нашей экономики никуда не делась.  

Как можно быстрее выйти из существующей ситуации, необходим, как минимум, по следующей причине. Рентабельность ресурсодобывающих отраслей, которые работают на экспорт, существенно выше, чем у отраслей обрабатывающей промышленности и реализующих свою продукцию на внутреннем рынке. Это сильно сдерживает развитие последних.

Ключевым фактором, из-за которого формируется неравномерная структура бюджета с преобладающей долей нефтегазовых доходов, выступает громадная разница между ценами на ТЭР при их продаже на экспорт и внутри страны.

Формирование бюджета в первую очередь из доходов от продажи природных ресурсов позволяет госаппарату в случае низкой результативности своей работы пользоваться  природной рентой, чтобы решать вопросы, на которые должны были бы выделяться средства от оказания услуг населению, развития перерабатывающего производства, модернизации оборудования и внедрения передовых технологий [2].

В силу нехватки четкости и определенности в вопросе учета прибылей от продажи ТЭР возникает нецелевое использование средств бюджета. Большая их часть растрачивается из-за использования непрозрачных схем перераспределения, которые обусловлены слиянием бизнеса и аппарата управления.

Энергетические ресурсы входят в число факторов производства, обладают своей спецификой и характеризуются существенной неопределенностью в производительности. Ими монопольно владеет государство, при этом они исчерпаемы. Поэтому процедура ценообразования в отношении ресурсов серьезно отличается от процедуры формирования цен на капитал или труд [1].

Мировая практика показывает, что большую часть финансовых поступлений от продажи продукции при использовании природных ресурсов обычно уравнивают с факторной ценой применения специфического производственного фактора – национальных недр либо прибылью производителя.

То есть, доля «сверхприбыли», которая возникает из-за изменений рыночной конъюнктуры, должна тратиться на развитие предприятия. Если говорить о рассматриваемой нами ситуации, то в случае с ТЭР предприятием выступает государство.  Вне зависимости от того, является платеж налогом или сбором, он входит в группу факторных платежей.

Используемый в России механизм изъятия и распределения ресурсной ренты не подразумевает необходимость стимулирования таких процессов, как повышение наукоемкости производства, модернизация технологий, рост эффективности применения энергии и охране природной среды и экологических систем. Развитие инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли России позволит повысить конкурентоспособность экономики страны среди других стран и поднять уровень благосостояния жителей России. Такие инновации в нефтегазовой отрасли могли бы повлиять не только на конечные финансовые показатели работы нефтяных компаний, но и на состояние национальной экономики в целом. На нефтегазовых заводах необходимо обновлять и модернизировать технологические оборудования и установки. Добыча нефти в экстремальных ситуациях таких, как на морских платформах, также требует создание и использования новых инновационных технологий. Такие нефтяные компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», уже давно нацелены на создание и реализацию новых инновационных проектов, позволяющим им занять еще более высокие позиции лидеров нефтегазовой отрасли. Для этого проводятся программы по научно-техническим работам, основными направлениями которых являются:

  • совершенствование существующих технологий;
  • создание новых технологий;
  • разработка новых программных обеспечений;
  • доработка и адаптация закупаемых за рубежом технологий для российских условий [5, 6].

Этот факт объясняется тем, что в первую очередь ресурсная рента с экспорта извлекается таковым способом.

Перераспределение ресурсной ренты на внутреннем рынке нашей страны производится между производителями и потребителями посредством низких цен за энергоноситель напрямую, то есть без поступления средств в бюджет. Если учесть все вышесказанное, можно выделить еще один важный фактор – разницу экспортных пошлин на тёмные и светлые нефтепродукты. Именно из-за нее возникает ситуация, при которой нефтедобывающие компании не хотят модернизировать свои технологии.

В экономике России условие платежа за использование недр при добыче нефти включает 2 компонента:

  • налог, которым облагается добыча полезных ископаемых;
  • экспортная пошлина на нефть и производимые из нее продукты.

В то же время, если НДПИ в целом отвечает смыслу факторного платежа, который используется для изъятия ресурсной ренты, то экспортная пошлина, несмотря на то, что НДПИ также привязан к колебаниям мировых цен на нефть, в полной мере не может считаться механизмом изъятия ресурсной ренты. Эта пошлина, по сути, является  выборочным налогообложением иностранных потребителей.

Анализ исследования экспортной пошлины показывает, что снаружи и внутри страны цены различаются на величину (за вычетом издержек транспортировки за рубеж), что обеспечивает равновеликую для производителя поставки тонны нефти, как через внутренний так внешний рынок.

Основными проблемами, исследуемыми в контексте современного неоклассического направления экономической теории, являются проблемы рентных отношений. В соответствии с другим подходом к разработке экономических концепций – созданием концепции предельного продукта и предела отдачи можно выделить проблему. Рента понимается не как доход с земли, но в совокупности является частью дохода от любого другого фактора. Именно в соответствии с этим ученые разрабатывают понятие экономической ренты [3].

Разграничение прав собственника на природные ресурсы откроет возможности для продуктивного изъятия и концентрации ренты, а не её растрату. Производя трансформацию на институциональном уровне в области вопросов соотношения личной и государственной собственности по природным богатствам, можно модернизировать действующие механизмы изъятия ренты.

Существующие в реальном мире методы изъятия и перераспределения ренты, такие как продажа монопольных прав или установление квот приносит ощутимые убытки благосостоянию. Например, ограничение монопольных прав и другие ограничительные меры будут отражаться на результативности экономической системы. И больше того – существующая структура распределения богатства станет зависеть от таких мер. Иными словами, стремление к извлечению ренты – это расходование ресурсов с целью перераспределения доходов.

Теория извлечения ренты базируется на противоречии двух видов конкуренции: социально продуктивной рынком, которая понимается как «стремление к получению прибыли», и политической непродуктивным обществом, которая обозначается также словом «стремление ко всеобщему обогащению». Нет, это не говорит о том, что существуют два качественно разных вида доходов: обе сферы различаются в стремлении к максимизации ренты как главным движущим мотивом.

Итак, мы можем увидеть то что система извлечения рентных доходов находится в зависимости от факторов не только экономических, но также социальных и политических перемен характеризующих конкретное общество. Новейшие технологии и ресурсоемкие процессы производства помогут снизить издержками на производство, а также повысить безопасность производственных процессов. Процессы, новые технологии производства позволят уменьшить производственные издержки и повысить безопасность производственных процессов.

Список литературы

  1. Баширов К. А., Сорокина И. П. Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями // ЭКО. - 2019. - № 6. - С. 126-137.
  2. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. // В.В. Бочаров. -СПб.: ПИТЕР, 2021. - 240 с.
  3. Виноградова А.В. Политическая рента в рыночной экономике / А.В. Виноградова // Альманах современной науки и образования [Текст]. Тамбов: «Грамота», 2018, №4: Экономика, экономическая география и методика их преподавания. - ISSN 1993-5552. - С. 45-46 (0,125 п.л.).
  4. Шакурова М. П., Шарафуллина Р. Р. Создание новых институтов изъятия ренты в нефтегазовой отрасли России // «Актуальные проблемы и приоритеты социально-экономического развития региона в условиях цифровой трансформации»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2019.
  5. Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс в экономике России // Минеральные ресурсы России. - №4. -2017. - С. 48-56.
  6. Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С. Оценка инновационного эффекта в национальной и региональной экономике // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - № 3. - С. 52-59.

Интересная статья? Поделись ей с другими: