УДК 159.9.07

Привлекательность профессии педагога в представлениях школьников профильных психолого-педагогических классов

Каткова Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Орлова Ольга Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Амбросова Валерия Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования привлекательности профессии педагога в представлениях старшеклассников психолого-педагогического профиля. Исследование проходило в 2023-2024 учебном году. Мы предположили, что мотивированные школьники, обучающиеся в психолого-педагогических классах, положительно относятся к профессии педагога. Образы реального и идеального педагога различны. Статистически достоверные различия представлены на осознанном уровне только отдельными качествами. В обоих образах велико значение коммуникативных и регулятивных качеств педагога. На неосознаваемом уровне образ идеального педагога чаще представлен фигурой круга, хорошим коммуникатором, для которого самым важным являются люди и их благополучное сосуществование. Образ реального педагога неоднозначен и представлен преимущественно фигурами зигзага и круга, которые характеризуют противоположные качества: бесконфликтность – конфликтность, направленность на людей – направленность на идею. Содержание психологических представлений старшеклассников как совокупного субъекта показало, что подготовка будущих педагогов требует определенной стратегии подготовки самих педагогов, работающих с данным профилем в школе, а также целенаправленное обучение и воспитание школьников на психолого-педагогическом содержании, связанном с профессией педагога. Обнаруживается проблема с коммуникацией между учителями и учениками, а также проблема реализации ведущей учебно-профессиональной деятельности в старших классах.

Ключевые слова: профессия, педагог, старшеклассники, привлекательность, представления, личность, психолого-педагогические классы, идеальный и реальный педагог.

Финансирование: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Разработка и реализация учебно-методического комплекса по формированию положительного образа педагога в сознании учащихся психолого-педагогических классов» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/5 от «9» ноября 2023 г.)

В настоящее время дефицит учителей наблюдается во всех регионах Российской Федерации, о чём говорят эксперты Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, исследовавшие данные Министерства просвещения о вакансиях в этой сфере. По данным РАНХиГС, наибольший дефицит учителей наблюдается в ДФО, он составляет 4,5%.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, целью которого является повышение престижа профессии учителя. Таким образом, на государственном уровне предпринята попытка сделать образ педагога престижным и притягательным для молодежи. Образ учителя – один из фундаментальных образов, оказывающих значительное влияние на судьбу учащихся. Образ, по словам Л.С. Выготского, «обладает притягательной силой», «представление есть начавшееся движение» [3]. Социальную значимость образа педагога подчеркивает Л.А.Золотовская, отмечая «в педагогических профессиях образ специалиста особенно важен, ибо влияет не только на личную карьеру и самочувствие, но и на других людей» [6].

Социальная обусловленность и значимость образа педагога не позволяет рассматривать его вне социального заказа на его конструирование. Образ педагога должен быть адекватен запросам общества, социальной политике в области образования. Москвитина И.В., проанализировав научную литературу, сформулировала понятие «образ педагога» как сложное когнитивное и эмоциональное образование, в котором отражаются субъективные представления человека о педагоге как профессионале в его многоаспектной природе (как индивиде, личности, субъекте профессиональной деятельности, индивидуальности). Это образование обладает активным началом и выполняет разнообразные функции в профессиональном становлении педагога: мотивационную, ценностно-целевую, прогностическую, контрольно-корректирующую, регулятивную [10].

Изучению образа педагога посвящены многочисленные исследования. Изучался образ педагога как социально-историческое явление, как образ реального, так и идеального педагога, динамика образа у школьников, особенности данного образа у разных категорий населения. Так, Засыпкин В.П. обнаружил, что стереотипный образ учителя у современных школьников и студентов, родителей и самих учителей ассоциируется в значительной степени с таким его атрибутом, как толерантность [5]. И.Ф. Гончаров, изучая главные достоинства педагога и качества, противопоказанные учителям, обнаружил, что главными достоинствами являются: доброта, понимание личности ученика, любовь к своему делу, жертвенное отношение к нему, мастерство, а противопоказанными - жестокость, непонимание учеников, равнодушие к ученикам, отсутствие любви к делу [4].

Андреева Е.А. рассматривала образ идеального учителя у студентов разных факультетов и обнаружила, что будущие учителя начальных классов в образе педагога выделяют в первую очередь перцептивные и организаторские педагогические способности, а будущие математики - академические, дидактические и речевые способности [1]. Федосеева И.А., Малиновская М.П. описали образ учителя в представлении современных студентов – будущих учителей. Они отмечают, что главное в учителе - мотивы профессиональной деятельности, которые заключены стремлении, призвании «взращивать любовь к знаниям», «работать с детьми», любовь к детям и к профессии. Нередко студенты, составляя портрет совершенного учителя, объединяли противоположности («твердость своих намерений в достижении результатов и мягкость по отношению к детям»; «строгого преподавателя и отзывчивого и понимающего наставника») [13].

Семенова Л.Э., Чевачина А.В. изучали образ идеального учителя в представлениях учеников начальных и старших классов. Они обнаружили, что в представлениях современных учеников этот образ в основном наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности, но по мере взросления учащихся этот образ обогащается, расширяется в нем несколько меняются приоритеты с характеристик учителя как профессионала на его характеристики как личности). Так, по мнению большинства старшеклассников, в плане личностных качеств идеальный педагог – это добрый, остроумный человек с широкой эрудицией и чувством юмора, честный, справедливый, порядочный, трудолюбивый и ответственный, жизненная позиция такого человека всегда активна и позитивна, он нацелен на личностный рост и самосовершенствование, в числе ценностей – человек как таковой, его личность и уникальность, служение людям и профессионализм [12].

Медведева О.А и Сусляков Т.Д. изучали образ идеального учителя у школьников, по результатам опроса они выделили следующие характеристики: учитель должен уметь грамотно и интересно объяснять свой предмет, знать его на высоком уровне, уметь находить подход к каждому ученику, быть объективным и разносторонним с точки зрения подачи материала; кроме того, идеальный учитель должен любить детей, быть ответственным и пунктуальным, обладать чувством юмора, быть мудрым и интересным ученикам как личность [8]. Мешкова И.В. в своем исследовании (у студентов) сформулировала этическую сторону образа педагога и выделила следующие качества: ответственность, справедливость, любовь к детям, вежливость, достоинство [9].

В 2022 г. (ВЦИОМ) представил данные исследования, которые показали, что первое место в образе педагога занимают такие качества как доброта и уважение к детям, на втором месте порядочность, справедливость и объективность и на третьем - любовь к детям и образованность [2]. Однако Маченин А.А. [7] задает актуальные вопросы по поводу привлекательности образа учителя в глазах учеников: «что значит образ учителя для современных школьников, родителей и самих учителей?» и «как медиа отражают образ педагога?». Современные медиа, к сожалению, представляют образ учителя, педагога, детского наставника далеко не с лучшей, а иногда с отрицательной и даже шокирующей стороны. Автором был проведен анонимный опрос 500 российских школьников 12 – 17 лет (7 – 11 классы), в котором предлагалось ответить на два вопроса: «есть ли у вас в школе любимый учебный предмет, учитель и почему?» и «хотели бы вы в будущем связать свою судьбу с профессией учителя и почему?».

По выражению автора исследования – «результаты получились весьма удручающими»: только 5% респондентов признались в своей любви к школьным предметам и только 12 человек (2%) признались в своих симпатиях к учителям, классным руководителям, репетиторам и т.д. Многие из опрошенных отметили, что не видят в своих учителях «героев их времени», профессиональных наставников, образцов для подражания. Отвечая на вопрос о возможной ориентации на педагогические профессии, школьники в качестве факторов их неприятия выделили непрестижность, экономическую неоправданность. Правда, некоторые старшеклассники рассматривали поступление в педагогический вуз с целью отсрочки от армии. Среди опрошенных были ребята, чьи родители работают учителями. Но они не изъявили желания идти по профессиональным стопам родителей. Подобное исследование Маченин А.А. проводил ранее 15 лет назад, и отметил существенное снижение престижности и популярности положительного образа учителя и учительской профессии среди школьников и их родителей.

Причиной такого результата является агрессивная информационная среда, так в ТОП-10 видео-новостей, по версии YouTube.com, вошли исключительно агрессивные, негативные и асоциальные по характеру, но наиболее активно просматриваемые, рейтинговые видеоматериалы. Телесериалы, юморески, видеосюжеты, уничижающие российских педагогов и студенчество. На основе представленных примеров современной медиасреды школьника достаточно чётко вырисовываются определённые образы и наглядные черты - как российского учительства, так и образовательной системы в целом (например, «Агрессивный учитель английского языка», «Учитель в законе - (1-3 сезоны)», «В Казахстане учитель избил троих учеников старшего класса: видео», Телесериал «Интерны», «Учитель математики, побившая школьника, набросилась и на журналистов», «Учитель борется с учеником, который его достал)», «Маша и Медведь - Учитель танцев» - многосерийная, агрессивная современная интерпретация доброй сказки "Машенька и Медведь", «Роман Олегович. Учитель опаздывает» в рубрике «В вуз не дуем!» - издевательская интерпретация Российского учебного процесса в высшей школе от телевизионной шоу-труппы «Уральские пельмени», «Злой учитель (слабонервных не смотреть)».

Целью нашего исследования стало изучение представлений старшеклассников психолого-педагогических профильных классов о степени привлекательности образа педагога. Наше исследование проводилось в 2023 – 2024 учебном году на базе МОУ СОШ №№ 42, 53 и ОЦ «Открытие» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в котором приняло участие 46 обучающихся 10-х классов.

Целью организации деятельности профильных психолого-педагогических классов является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как к профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организацию самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии. Мы предположили, что мотивированные школьники психолого-педагогических классов будут положительно воспринимать образ профессии педагога.

В качестве методик мы использовали психогеометрический тест Сьюзан Деллингер в модифицированном варианте (модифицирован на кафедре психологии образования АмГПГУ), методику Сакса-Леви «Незавершенное предложение» и мини-сочинение «Портрет реального и идеального педагога».

На первом этапе школьники определяли предпочтения в отношении геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника и зигзага, затем подбирали фигуры, с которыми у них ассоциировались «профессия педагога», «современный педагог» и «идеальный педагог». Таким образом, мы обнаружили имплицитное (неосознаваемое) отношение испытуемых к предъявляемым категориям и приписывании им качеств.

Второй этап позволил изучить осознаваемые качества педагога, следуя инструкции: «Опишите портрет (качества) реального (современного) педагога и идеального педагога». На третьем этапе с помощью методики «Незавершенное предложение» изучались представления совокупного субъекта об образе педагога и степени его привлекательности.

Результаты исследования

На осознаваемом уровне учащиеся описывают педагога очень большим разнообразием качеств, причем легче всего им далось описание идеального педагога – его описали все 46 респондентов. С описанием образа реального педагога справились только 28 человек, остальные 18 респондентов писали «не знаю», «затрудняюсь ответить», «очень расплывчатое понятие». Нам кажется, это связано с неоднозначностью образа современного педагога, с его противоречивостью.

Для описания портрета идеального педагога подростки чаще всего выбирают такие качества как «понимание своих учеников» (21,74% учащихся), терпеливость (15,22%), «способность найти общий язык с учениками» (13,04%), справедливость и умение объяснить материал (10,87%), чувство юмора (8,70%), коммуникабельность, честность, требовательность (6,52%).

Таблица 1. Качества реального и идеального педагога в представлениях учащихся профильных психолого-педагогических классов (в %).

Качества

Идеальный

Реальный

Понимает своих учеников

21,74

8,70

Терпеливый

15,22

0

Способен найти общий язык с учеником

13,04

2,17

Добрый

15,22

2,17

Справедливый

10,87

4,35

Умеет объяснить материал, чтоб его понимал каждый ученик

10,87

8,70

Чувство юмора

8,70

8,70

Коммуникабельный

6,52

8,70

Честный

6,52

0

Требовательный

6,52

0

Образ реального педагога представлен большим разнообразием качеств. Не случайно в этом разнообразии особенностей присутствуют такие как «понимание своих учеников», «умение объяснить материал», «чувство юмора» и «коммуникабельность» (8,7% учащихся). В данном портрете учащиеся отразили не только положительные, но и отрицательные качества, они присутствуют в 6,67 % ответах (злая, с чувством вседозволенности, придирается). Также учащиеся отражают внешние и возрастные особенности (старый, престарелый, молодой), которых совершенно нет в образе идеального учителя.

Статистический анализ выявил, что в портрете идеального педагога значимо чаще, чем в портрете реального, встречаются такие качества как «понимание учеников», «способность найти общий язык с учеником» и «доброта». Самыми важными качествами в образе идеального и реального педагога учащиеся считают коммуникативные. Их выделили 93,48% подростков в образе идеального учителя и 53,57% - в образе реального учителя. Подросткам важно, чтобы педагог их понимал, проявлял эмпатию, был внимателен, умел найти подход к каждому.

Также немаловажное место в образе идеального педагога занимают качества, связанные с регуляцией своего состояния самим педагогом. Их описали 21,74% подростков. Они выделяют следующие качества: терпение, выдержка, стрессоустойчивость, «сильная воля», стойкость и др. Отдельные учащиеся выделили такие особенности педагога как «постоянное саморазвитие», «харизма», «эрудиция», «ум», «лидерские качества». Таким образом, на сознательном уровне образ педагога представляется учащимся сложным, неоднозначным, включающим большое разнообразие качеств, как личностных, так и связанных с педагогическими способностями.

Результаты опроса показали, что в целом 50% старшеклассников не смогли описать социальный портрет современного педагога, остальная часть испытуемых в своих текстах описывает личностные качества педагога, профессиональные навыки и его нежелательные качества. В таблице 2 приводятся списки выделенных качеств школьниками в социальном портрете педагога.

Таблица 2. Социальный портрет привлекательного и непривлекательного современного педагога в представлениях старшеклассников психолого-педагогических классов (n=46).

Личностные качества

Профессиональные навыки

«Чёрный список» нежелательных качеств педагога

· Чувство юмора.

· Молодой.

· Прогрессивный,

· Справедливый (не слишком мягкий, не слишком злой).

· Рефлексивный.

· Коммуникабельный.

· Эмоционально привлекательный.

· Улыбчивый.

· Умный.

· Отзывчивый.

· Ответственный.

· Добрый.

· Уравновешенный.

· Самодостаточный.

· Заинтересованный.

· Понимающий.

· Эмпатия.

· Чтобы дети сами для себя решили, что они хотят равняться на этого человека (в хорошем плане), на его личные ценности и мораль.

· Человек с высшим образованием.

· Внимательный к общей обстановке в классе.

· Излагает материал доступно и понятно (больше практической части).

· Понимает современных детей.

· Строгий внешний вид, хорошо пахнет.

· Человек с твердой жизненной позицией.

· В курсе всех новостей, на одной волне с учениками.

· Педагог должен быть специалистом в своей области, чтобы свободно доносить до учеников всю информацию, доступно объяснять.

· Красивая, грамотно поставленная речь.

· Должен постоянно саморазвиваться, улучшать свои навыки и любить свою работу.

· Престарелый.

· Чувство вседозволенности.

· Не слушает.

· Уставший.

· Злой.

· Придирается.

· Плохо пахнет.

· Растрёпанный внешний вид.

На неосознаваемом уровне образ типичного педагога, как реального, так и идеального определялся с помощью геометрических фигур. Частота встречаемости фигур, с которыми ассоциировались понятия «профессия педагога», «современный педагог» и «идеальный педагог» представлена в таблице 3.

Таблица 3. Частота встречаемости фигур (%), с которыми учащиеся ассоциировали понятия «профессия педагога», «современный педагог» и «идеальный педагог».

Понятия

Круг

Треугольник

Квадрат

Прямоугольник

Зигзаг

Профессия педагога

28,26

23,91

10,87

10,87

26,09

Современный педагог

23,91

13,04

15,22

15,22

32,61

Идеальный педагог

36,96

19,57

17,39

15,22

10,87

Наиболее часто профессию педагога учащиеся ассоциируют с фигурой круга (28,26%), зигзага (26,09) и треугольника (23,91%). Исходя из данных, профессия педагога ассоциируется с противоположными качествами. С одной стороны это круг – фигура, олицетворяющая доброжелательность, любовь к людям, с другой стороны – треугольник – это лидер, который хочет быть правым во всем, для которого важны не люди, а цель; с третьей стороны – зигзаг – не устойчивы в достижении цели, но очень креативны, остроумны.

Современного педагога испытуемые чаще всего ассоциируют с фигурой зигзага (32,61%) и круга (23,91). Фигуры треугольника, квадрата и прямоугольника встречаются значимо реже (φ=1,99, при р=0,05). Современные педагоги – это, прежде всего, либо экспрессивные, креативные, творческие, остроумные, конфликтные, идеалисты, которых раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы; либо - гармоничные люди, которые заинтересованы в хороших межличностных отношениях, доброжелательны, неконфликтны, чувствительные, эмпатийные.

Идеальный педагог в представлениях учащихся значимо чаще определяется фигурой круга (φ=1,84, при р=0,05), реже всего – фигурой зигзага. Интерпретируя результаты, можно заключить, что идеальный педагог – это гармоничный человек, который искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью. Круги — лучшие коммуникаторы благодаря своему умению слушать собеседника. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать. Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Изучив эмоциональную окраску данных образов, мы увидели, что отношение к ним неоднозначно (см. таблицу 4). К профессии педагога учащиеся в целом относятся положительно. В отношении к образу педагога в целом и к образу современного и идеального педагога преобладают положительные оценки. Данное отношение является значимым по сравнению с остальными типам отношений (отрицательными и амбивалентными).

Таблица 4. Частота разных типов отношений (%), к понятиям «профессия педагога», «профессия педагога» и «идеальный педагог» у учащихся психолого-педагогических классов.

Понятия

Положительное

отношение

Нейтральное

отношение

Отрицательное

отношение

Профессия педагога

47,83

21,74

30,43

Современный педагог

52,17

17,39

30,43

Идеальный педагог

58,70

17,39

23,91

Сравнивая отношения к образам педагогов между собой, мы обнаружили, что наиболее положителен образ идеального педагога, что вполне закономерно, амбивалентное отношение одинаково часто встречается при описании всех образов, а отрицательное чаще всего встречается при описании профессии педагога в целом и в описании современного педагога.

Методика Сакса-Леви «Незавершенное предложение» применялась нами с целью изучения мнения совокупного субъекта о привлекательности профессии педагога в отражении старшеклассников профильных психолого-педагогических классов. На рисунке 1 изображена корреляционная плеяда, отражающая представления старшеклассников об образе привлекательного педагога. Расчеты и интерпретация полученных данных осуществлялась по методике Б.А.Еремеева. Выделены статистически значимые связи межу словами, одни из которых, имеющие сплошную линию, указывают на положительную статистическую связь между словами, а пунктирная линия означает статистически обратную или отрицательную связь между словами.

1

Рисунок 1. Корреляционная плеяда образа привлекательного педагога в отражении совокупного субъекта, старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах Комсомольска-на-Амуре (общий массив слов – 110).

Корреляционный анализ позволил в рисунке 1 выделить три естественные категории (слова в овалах), которые отражают всеобщность представлений, распространяющихся на всех людей, не только на представителей данной выборки испытуемых – это слова «мой» и «не»-«знать». Согласно толковому словарю русского языка Ожегова слово «мой» означает «принадлежащий мне, имеющий отношение ко мне», причем данное слово положительно связано со словом интерпретатором «учитель», следовательно, речь идет об учителе, который имеет непосредственное отношение к совокупному субъекту. Положительная связка естественных категорий «не-знать» означает «не иметь сведения о чем-то, не обладать какими-нибудь познаниями, не иметь о чем-то понятие и представление», и может означать то, что совокупный субъект не имеет представлений о привлекательности педагога, так как естественная категория «знать» отталкивается от слова-интерпретатора «учитель».

Отталкиваемые цепочки слов «мой-учитель» и «не знаю» (рис. 1) от структуры положительно связанных слов, говорят о том, что в своих учителях старшеклассники не могут назвать положительные качества личности, получается, что они не знают своих педагогов с привлекательной стороны. Рассмотрим группу слов, положительно связанных между собой, которая отражает набор определенных профессиональных качеств личности педагога, она отталкивается от «моего учителя» и приобретает отрицательный смысл в его интерпретации. Таким образом, мы наблюдает смысловой семантический разрыв между связками слов в плеяде, с одной стороны, школьники называют привлекательные профессионально важные качества педагога, а с другой стороны, они отрицательно связаны с «моим учителем».

Образ педагога (учителя) для старшеклассников психолого-педагогического профиля не обладает привлекательными качествами как представитель профессии: «мой учитель» – неправдивый». «мой учитель» – несправедливый», «мой учитель» – неинтересный», «мой учитель» – недобрый», поэтому логично предположить, что непосредственное общение с учителями, способствует снижению привлекательности педагогической профессии в глазах школьников. Образ привлекательного педагога в представлениях старшеклассников психолого-педагогических классов складывается из следующих качеств личности: «интересный», «добрый», «правдивый», «справедливый» «рассказчик»; «бесстрашный», «авторитетный», «старательный». Данные характеристики положительно связаны между собой в плеяде и составляют общий конгломерат слов, который отталкивается от связок естественных категорий «мой-учитель» и «не-знать».

2

Рисунок 2. Корреляционная плеяда личностных качеств идеального педагога в отражении совокупного субъекта, старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах Комсомольска-на-Амуре (общий массив слов – 182).

В корреляционной плеяде на рисунке 2 приводятся представления школьников психолого-педагогических классов о личностных качествах идеального педагога (учителя). Выделились три естественные категории, это слова «коммуникабельный», «доброта» и глагол «знать». Согласно толковому словарю русского языка Ожегова «коммуникабельный» означает «такой, с которым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты», «доброта» означает «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», слово «знать» означает «иметь сведения о чем-то, обладать какими-нибудь познаниями, иметь о чем-то понятие, представление», однако данная категория имеет положительную связь с частицей-интерпретатором «не», что может означать отсутствие полных представлений о личностных качествах идеального педагога. Также в рассматриваемой плеяде (рис. 2) имеется цепочка слов-интерпретаторов, отражающая не только личностные, но и профессиональные качества идеального педагога (учителя): «умение-объяснить-урок»; «заинтересовать уроком»; «заинтересовать своих учеников юмором»; «заинтересовать терпением». Таким образом, можно выделить такие качества личности идеального педагога(учителя) как терпение и чувство юмора.

3

Рисунок 3. Корреляционная плеяда признаков привлекательности внешнего вида современного педагога-мужчины в отражении совокупного субъекта, старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах Комсомольска-на-Амуре (общий массив слов – 192).

В плеяде на рисунке 3 в признаках привлекательности внешнего вида современного педагога-мужчины выделилась естественная категория «внешность», согласно толковому словарю русского языка это означает «наружный облик человека», это указывает на то, что совокупному субъекту важно, как выглядит мужчина-педагог. Цепочка слов-интерпретаторов уточняет детали внешности: «аккуратность», «опрятность» и «ухоженность», при этом «одежда» должна быть «деловой» со «строгим стилем» и «ухоженной». Внешность дополняется профессиональными качествами мужчины-педагога, он «объясняет понятно и с юмором».

На рисунке 4 изображена корреляционная плеяда представлений о привлекательности образа женщины-педагога, в которой выделились две отдельные естественные категории «аккуратность» и «объяснять», и положительно связанная цепочка слов «строгий-костюм». Согласно определениям толкового словаря, «аккуратность» означает исполнительность, соблюдение порядка во всем, тщательность, старательность в выполнении чего-либо, осторожность, бережность, точность и регулярность. Мы видим, что значение этого слова включает не только внешние признаки привлекательности, но и глубокие внутренние качества личности. Естественная категория «объяснять» означает растолкование чего-либо кому-либо, осмысление для самого себя, сделать ясным и понятным, а в школьном преподавании означает чтение текста с объяснениями и пояснениями. В толковом словаре женский «костюм» означает рабочий костюм (жакет, юбка или брюки) или верхнее платье, который имеет характеристики «строгости», то есть «не допускающий никаких отклонений от некой нормы, правильный, не отклоняющийся от лучших образцов, простой, без лишних украшений, но свидетельствующий о хорошем вкусе.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда привлекательности внешнего вида педагога-женщины в отражении совокупного субъекта, старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах Комсомольска-на-Амуре (общий массив слов – 139).

Остальные цепочки слов-интерпретаторов объясняют привлекательность внешности женщины-педагога следующими описаниями: она должна быть «ухоженная», «одежда» женщины-педагога сочетается с «уложенными волосами» и «умной улыбкой». Также здесь мы встречаемся с оценочным суждением старшеклассников, они «не знают» «опрятных» женщин-педагогов (на это указывает отталкивание слова «опрятная» от цепочки положительно связанных слов «не-знать»).

На рисунке 5 приводятся данные степени привлекательности профессии педагога для старшеклассников психолого-педагогического профиля, высокая привлекательность характерна для 16% школьников, средняя степень привлекательности – для 54% школьников и низкая – 30 %. Статистическое сравнение процентных показателей по критерию Фишера позволяет определить качественную выраженность степени привлекательности профессии педагога, которая характерна для данной выборки испытуемых, расчеты показали статистические различия между средним и низким, и между средним и высоким уровнями (φэмп. =2,34 и φэмп. =4,11 при φкр. =1,64; р=0,05). Таким образом, можно в целом говорить о наличии средней степени привлекательности профессии педагога для старшеклассников психолого-педагогических классов.

5

Рисунок 5. Степень личной привлекательности профессии педагога для старшеклассников психолого-педагогических классов (n=46).

Несмотря на среднюю степень привлекательности профессии, большинство старшеклассников (64%) не планирует связать свою жизнь с ней, об этом свидетельствуют данные рисунка 6, при этом 20% испытуемых затруднились ответить на этот вопрос и только 16% школьников психолого-педагогических классов видят себя в качестве педагога. Полученные результаты указывают, что при работе со школьниками данных профилей, требуется специализированная воспитательная работа по повышению степени привлекательности образа педагога.

6

Рисунок 6. Ответы старшеклассников психолого-педагогических классов на вопрос: «Вы планируете связать свою жизнь с профессией педагога (учителя)?», (n=46).

Ответы старшеклассников психолого-педагогических классов на вопрос: «На ваш взгляд, из Вас мог бы получиться хороший педагог/учитель?» выглядят более оптимистично (см. рис. 7), 37% учеников осознают свой педагогический потенциал и убедительно полагают, что из них получится хороший учитель в будущем, 28% - затруднились ответить и 35% считают, что не получится. Нам видится, что здесь прослеживается проблема мотивации и информированности школьников о профессии педагога (учителя). Стоит предположить, что 28% старшеклассников могут осознать свой педагогический выбор в случае организованной целенаправленной работы в условиях учебно-профессиональной деятельности как ведущей в юношеском возрасте. Проведенное нами ранее исследование и формирующий эксперимент на старшеклассниках медицинского профиля показали эффективность применения учебно-профессиональных математических задач на непрофильной дисциплине (математика) с медицинским содержанием, школьники через развитие автономности в специально организованных условиях обучения и воспитания поверили в свой выбор, определились в медицинском профиле (педиатр, уролог, хирург и пр.). И только один школьник из 25 человек экспериментального класса понял, что не сможет быть медиком, и это тоже для него было важным осознанным решением [11].

7

Рисунок 7. Ответы старшеклассников психолого-педагогических классов на вопрос: «На ваш взгляд, из Вас мог бы получиться хороший педагог/учитель?», (n=46).

Выводы

Таким образом, можно заключить, что образы реального и идеального педагога различны, однако статистически достоверные различия представлены на осознанном уровне только отдельными качествами (способность найти общий язык, понимание своих учеников и доброта). В обоих образах велико значение коммуникативных и регулятивных качеств педагога. Разброс остальных характеристик очень велик и трудно поддается обобщению.

На неосознаваемом уровне образ идеального педагога чаще представлен фигурой круга, что характеризует его прежде всего как хорошего коммуникатора, для которого самым важным являются люди и их благополучное сосуществование. Образ же реального (типичного) педагога неоднозначен и представлен преимущественно фигурами зигзага и круга, которые характеризуют противоположные качества: бесконфликтность – конфликтность, направленность на людей – направленность на идею.

Результаты исследования содержания психологических представлений старшеклассников психолого-педагогических классов об образе профессии педагога свидетельствуют о том, что подготовка будущих педагогов требует определенной стратегии психолого-педагогического сопровождения самих педагогов, работающих с данным контингентом, а также целенаправленное обучение и воспитание на психолого-педагогическом содержании, связанном с профессией педагога. Обнаруживается проблема с коммуникацией между учителями и учениками, а также обеспечения в системе образования ведущей учебно-профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Андреева Е. А. Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза / Е. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 150-152. – EDN OYKLFF.
  2. ВЦИОМ. Новости. - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitelja-prestizhnost-dokhodnost-privlekatelnost
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. - 672 с.
  4. Гончаров И. Ф. Образ современного учителя / И. Ф. Гончаров // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 7(81). – С. 55-60. – EDN NREDDT.
  5. Засыпкин В. П. Социальный стереотипный образ современного учителя / В. П. Засыпкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 9, № 42. – С. 78-90. – EDN KZRGPL
  6. Золотовская Л.А. Педагог высшей школы: психологические основы преподавательской деятельности: монография /Л.А. Золотовская. -Балашиха, ВТУ, 2009. -224 с.
  7. Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. – 2016. – № 3. – С. 23 – 48.
  8. Медведева О. А. Современный образ идеального учителя / О. А. Медведева, Т. Д. Сусляков // Вестник экспериментального образования. – 2018. – № 1(14). – С. 10-18. – EDN YTMJGW.
  9. Мешкова И. В. Этический образ учителя в представлении студентов педагогического вуза / И. В. Мешкова // Этика меняющегося мира: теория, практика, технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках III Международного научно-образовательного форума, Красноярск, 13 ноября 2015 года / Ответственный редактор: Е.Н. Викторук. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. – С. 53-59. – EDN VSRYLD.
  10. Москвитина И. В. Образ учителя в современной педагогической действительности, через призму идеала предшествующих поколений: взгляд будущего педагога / И. В. Москвитина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2015. – № 1. – С. 12-15. – EDN VCUGEL.
  11. Нешумаев М.В., Каткова Е.Н., Опевалова Е.В. Динамика развития признаков автономности старшеклассников как инструментального свойства личности в образовательном процессе [Электронный ресурс] / М.В.Нешумаев, Е.Н.Каткова, Е.В. Опевалова // Мир науки. – 2017. – Том 5. – №4. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN417.pdf.
  12. Семенова Л. Э. Образ идеального учителя в представлениях современных учеников / Л. Э. Семенова, А. В. Чевачина // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 557-561. – EDN UNXEWH.
  13. Федосеева И. А. Образ учителя в системе современного образования / И. А. Федосеева, М. П. Малиновская // Гуманизация образования. – 2014. – № 5. – С. 6-13. – EDN SPTIAT.