УДК 159.9
Реализация тренинга социальных навыков в преодолении психологических барьеров межличностного общения подростков
Рябченко Софья Сергеевна – студент факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета
Шпаков Александр Эдуардович – доктор биологических наук, профессор кафедры Педагогики и психологии факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета
Аннотация: Автор осуществил исследование, целью которого является преодоление психологических барьеров межличностного общения подростков средствами тренинга социальных навыков. Разработана и реализована программа тренинга социальных навыков для подростков 12-13 лет. Оценена эффективность практического применения тренинга социальных навыков в работе с подростками.
Ключевые слова: подростки, социальные установки, психологические барьеры межличностного общения, тренинг социальных навыков.
Одним из основных направлений психолого-педагогического сопровождения подростков в стенах общеобразовательной организации является развитие, а в ряде случаев и коррекция межличностных отношений подростков, а именно, формирование у детей 12-13 лет навыков эффективных каналов коммуникации, умения слушать и понимать собеседника, рефлексивных способностей.
Порой подростки не в состоянии самостоятельно преодолеть психологические барьеры межличностного общения, что приводит к недопониманию, конфликтам, а порой и агрессии в подростковом коллективе [2, c. 3].
В этом случае психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении, является важным фактором коррекционно-педагогического воздействия и помощи [1, с. 1].
Современные исследования показывают, что наибольшее воздействие на развитие межличностных отношений и преодоление психологических барьеров межличностного общения подростков могут оказывать социально-психологические тренинги [4, c. 4]. Социально-психологический тренинг выступает одним из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [3, с. 48].
Исследование проводилось на базе МОАНУ СОШ №19 имени героя России С.А. Наточего, г. Кореновск. В исследовании принимали участие 40 учащихся 6-х классов в возрасте 12-13 лет. Школьники, условно, были распределены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 20 детей в каждой.
Исследование предполагало выявление особенностей и барьеров в межличностном общении обучающихся подросткового возраста и их преодоление посредством тренинга социальных навыков.
Для чистоты педагогического исследования было проведено определение однородности контрольной и экспериментальной групп. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средние результаты диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири, Л. Михельсона и В.В. Бойко в контрольной и экспериментальной группе (начальный этап исследования).
№ п/п |
Анализируемый показатель по методикам |
Контрольная группа (n=20) |
Экспериментальная группа (n=20) |
P |
1 |
Доминирование |
0,06±0,57 |
-0,13±0,70 |
>0.05 |
2 |
Дружелюбие |
0,16±0,56 |
-0,65±0,53 |
>0.05 |
3 |
Неправильные пассивные реакции |
26,00±1,31 |
25,75±1,67 |
>0.05 |
4 |
Неправильные агрессивные реакции |
13,70±0,92 |
12,90±1,49 |
>0.05 |
5 |
Правильные реакции |
48,90±1,28 |
46,30±1,64 |
>0.05 |
6 |
Шкала эмоциональных проблем в общении |
10,45±0,52 |
10,85±0,64 |
>0.05 |
Анализ данных таблицы 1 позволил убедиться в том, что показатели межличностных отношений подростков контрольной и экспериментальной группы были достоверно однородны (р>0.05).
Полученные данные послужили отправной точкой в проведении педагогического эксперимента, направленного на подтверждение гипотезы, предполагающей, что внедрение в практику общеобразовательной организации специально разработанной программы тренингов будет способствовать преодолению психологических барьеров межличностного общения подростков 12-13 лет.
Цель разработанной программы тренингов социальных навыков: преодоление психологических барьеров межличностного общения подростков 12-13 лет.
Задачи программы социальных тренингов:
- формирование понимания у подростков важности эмоционально-ценностного отношения к себе и снижение уровня эмоциональных переживаний;
- формирование у подростков социальных навыков, способствующих преодолению психологических барьеров межличностного общения;
- обучение подростков способам и методам активного межличностного взаимодействия;
- положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия;
- активизация личностных психологических ресурсов;
- формирование и развитие навыков саморегуляции, саморазвития и самоконтроля.
В начальной части разработанного и реализуемого тренинга акцент делался на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы.
Потом следовали занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
Завершает тренинг работа, направленная на обучение самоконтролю в межличностном общении, подведение итогов и повышение мотивации на дальнейшее участие в тренингах различной направленности.
С февраля по апрель 2023 г. один-два раза в неделю подростки экспериментальной группы с педагогом собирались в аудитории и в течение 30 минут учувствовали в специально подобранных тренингах социальных навыков.
На заключительном этапе исследования была проведена практическая проверка эффективности разработанной программы в преодолении психологических барьеров межличностного общения подростков.
Сравнение динамики изменений межличностных отношений по методикам Т. Лири, Л. Михельсона и В.В. Бойко в контрольной и экспериментальной группе в ходе эксперимента представлено в таблице 2.
Таблица 2. Средние результаты диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири, Л. Михельсона и В.В. Бойко в контрольной и экспериментальной группе (заключительный этап исследования).
№ п/п |
Анализируемый показатель по методикам |
Контрольная группа (n=20) |
Экспериментальная группа (n=20) |
P |
1 |
Доминирование |
0,11±0,54 |
0,12±0,33 |
>0.05 |
2 |
Дружелюбие |
0,16±0,50 |
2,02±0,23 |
<0.01 |
3 |
Неправильные пассивные реакции |
25,30±1,19 |
13,50±1,21 |
<0.01 |
4 |
Неправильные агрессивные реакции |
13,60±0,90 |
4,25±0,53 |
<0.01 |
5 |
Правильные реакции |
46,60±1,28 |
58,95±1,58 |
<0.01 |
6 |
Шкала эмоциональных проблем в общении |
9,85±0,56 |
3,00±0,25 |
<0.01 |
На заключительном этапе исследования были получены следующие результаты:
показатель «Дружелюбие» в контрольной группе за время педагогического эксперимента не изменился, в экспериментальной группе он улучшился более чем в 4 раза от первоначального значения (р<0.01);
- «Неправильные пассивные реакции» в контрольной группе снизились на 2,69%, в экспериментальной группе – на 47,57% (р<0.01);
- «Неправильные агрессивные реакции» в контрольной группе снизились на 0,72%, в экспериментальной группе – на 67,05% (р<0.01);
- «Правильные реакции» в контрольной группе снизились на 4,70%, в экспериментальной же группе, напротив, увеличились на 27,32% (р<0.01);
- по «Шкале эмоциональных проблем в общении» улучшения в контрольной группе составили 5,74%, в экспериментальной группе – 72,35% (р<0.01).
Полученные в ходе проведенного исследования данные, позволили утверждать о подтверждении ранее выдвинутой гипотезы, предполагающей тот факт, что внедрение в практику общеобразовательной организации специально разработанной программы тренингов социальных навыков будет способствовать преодолению психологических барьеров межличностного общения подростков 12-13 лет.
В качестве практических рекомендаций для педагогов общеобразовательных организаций при работе, направленной на преодоление психологических барьеров межличностного общения подростков 12-13 лет можно предложить следующее:
- в начальной части предлагаемого тренинга делать акцент на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы;
- далее вводить занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях;
- завершать тренинг рекомендовано работой, направленной на обучение самоконтролю в межличностном общении, подведение итогов и повышение мотивации на дальнейшее участие в тренингах различной направленности.
Список литературы
- Андронникова О.О. Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении // Образовательный вестник Сознание. – 2016. – № 11. – С. 63-68.
- Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования. – Минск: НИО, 2019. – 192 с.
- Капитаниец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2019. – 57 с.
- Чайковская И.А. Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 103-107.