УДК 159.9: 796.323.2

Направленность и содержание психологической подготовки баскетболистов 14-16 лет

Козлобаев Степан Васильевич – студент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности психологической подготовки баскетболистов подросткового возраста. Выявлены основные направления, которые должны быть проработаны в процессе подготовки баскетболистов 14-16 лет. Определено содержание работы по каждому направлению.

Ключевые слова: психологическая подготовка, подростковый возраст, баскетболисты, этап совершенствования спортивного мастерства.

Баскетболисты сталкиваются с большим давлением – стрессом во время игры, и умение эффективно управлять своими эмоциями помогает им оставаться спокойными и концентрированными, даже в трудных ситуациях, что повышает их успех и эффективность на площадке. В игре баскетболистам нужно быть настолько сосредоточенными, чтобы видеть всю картину игры, прогнозировать ход событий и принимать правильные решения в самые непредсказуемые моменты. Психологическая подготовка помогает им научиться эффективно управлять своим стрессом, чтобы оставаться продуктивными и эффективными игроками [10, с. 391].

Ю. Н. Емельянова и О. В. Матвиенко к задачам психологической подготовки баскетболистов относят развитие мотивации и целеустремленности, формирование умения управлять своими эмоциями в стрессовой ситуации, формирование умения концентрировать внимание, а также умения работать в команде. Так, по мнению авторов, в рамках психологической подготовки необходимо регулярно формировать стремление к успеху и поддерживать мотивацию на высоком уровне посредством предоставления инструментов для развития уверенности в своих способностях, устранения сомнения и опасения, а также необходимо развивать позитивное мышление [5, с. 301].

Е. В. Витун и В. Г. Витун также подчеркивают важность умения баскетболиста управлять своим эмоциональным состоянием, как во время тренировки, так и во время соревнования. В частности, в рамках психологической подготовки баскетболистов необходимо развивать концентрацию внимания, обучать техникам фокусировки на задаче и управления реакцией на отвлекающие факторы. Кроме того Е. В. Витун и В. Г. Витун тоже выделяется формирование умения работать в команде в рамках психологической подготовки баскетболистов, как базового умения спортсмена игрового командного вида спорта. Подчеркивается важность создания и поддержки позитивной командной атмосферы, развития коммуникативных навыков и помощи спортсменам во взаимодействии с партнерами по команде [3, с. 396].

Свои особенности имеет психологическая подготовка спортсменов подросткового возраста, чаще всего приходящаяся на этап совершенствования спортивного мастерства. А согласно Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 24 января 2022 года данному виду подготовки в рамках одного года на этапе совершенствования спортивного мастерства необходимо выделять 12-14% времени [7]. Психологическая подготовка спортсменов подросткового возраста должна учитывать особенности развития, социальные и эмоциональные факторы, а также помогать балансировать баскетболистам между тренировочной и учебной деятельностью [1, с. 111].

С помощью анализа современных исследований были выделены следующие особенности баскетболистов 14-16 лет, которые нужно учитывать в процессе психологической подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства:

  1. Нестабильные эмоции. Этот аспект влияет как на мотивацию юных спортсменов, так и на ход игры в целом [1; 3; 5].
  2. Происходящие гормональные изменения влияют на способность баскетболистов 14-16 лет к эффективной коммуникации [2; 4; 8].
  3. В этом возрасте у подростков формируется самооценка, большинство из них ищут подтверждения в своих достижениях и ищут одобрение от окружающих [1; 4; 6].
  4. Происходит ускорение естественного развития когнитивных способностей, например, внимания, анализа, восприятия и памяти[1; 5; 9].
  5. Возраст 14-16 лет часто приходится на период окончания учебной деятельности в общеобразовательном учреждении, что является значительным стрессовым фактором для спортсменов[4; 6].

На основании данных особенностей были выделены пять основных направлений психологической подготовки баскетболистов 14-16 лет, рассмотренных ниже.

Первое направление связано с формированием эмоциональной стабильности баскетболистов 14-16 лет, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности. Для формирования эмоциональной стабильности ряд специалистов рекомендуют использовать средства рефлексии, а также обучать стратегиям регуляции эмоций [1; 3; 5]. Так, по мнению Е. В. Витун и В. Г. Витун, необходимо способствовать осознанию своих эмоций, необходимо учить распознавать их проявления и понимать, как эти эмоции влияют на избранную деятельность [3, с. 398].

Обучение стратегиям регуляции эмоций должно осуществляться, по мнению Ю. Н. Емельяновой и О. В. Матвиенко, с помощью различных средств, например, глубокое дыхание, визуализация успеха и позитивное мышление. Эти техники помогут баскетболистам 14-16 лет справляться с негативными эмоциями и оставаться спокойными. Не менее значимый вклад при этом оказывает формирование эмоциональной поддержки и понимания в команде, рассмотренные более подробно ниже, ведь при атмосфере взаимопомощи и уважения спортсмены 14-16 лет смогут чувствовать себя безопасно и комфортно для выражения своих эмоций [5, с. 304].

Второе направление психологической подготовки связано с формированием здоровой самооценки баскетболистов 14-16 лет, поскольку это поможет им развить уверенность в себе и позитивное отношение к своей спортивной деятельности. Для этого ряд специалистов рекомендуют использовать методы поощрения и формирования позитивного мышления о себе [1; 4; 6]. Так Н. В. Евтешина рекомендует обучать игроков устанавливать конкретные и достижимые цели на тренировках и соревновательных играх, например, это улучшение навыков, достижение новых рекордов или преодоление сложностей в игре [4, с. 281].

Э. А. Казарян и М. С. Черкашина отмечают, что наиболее значительный вклад вносит обучение игроков сосредотачиваться на своих достижениях и позитивных аспектах игры. Это поможет им сохранять уверенность в себе и мотивацию, даже если они сталкиваются с трудностями [6, с. 387].

Третье направление психологической подготовки должно быть связано с формированием у баскетболистов 14-16 лет умения работать в команде. Формирование коммуникативных навыков у баскетболистов 14-16 лет способно осуществляться с помощью разнообразных методов и средств, но наиболее популярным у большинства исследователей является создание ситуации, где игроки будут вынуждены общаться на поле [2; 4; 8]. А. А. Брехов уточняет, что необходимо подчеркивать важность вербальной и невербальной коммуникации между игроками во время тренировки. Они должны учиться вести друг друга, передавать информацию о позициях соперников, указывать на свободные зоны на поле и просить о помощи различными видами коммуникации [2, с. 108].

И. А. Золотухина и соавторы отмечают важность вне игровой активности, такой как совместные мероприятия, проводимые чтобы объединить игроков вне игры. Такие активности помогут создать доверие и более глубокие связи между игроками, что будет способствовать лучшей коммуникации на площадке. Кроме того И. А. Золотухиной выделяется необходимость обучать баскетболистов чувству ответственности за свои действия и команду в целом, поскольку они должны осознавать, что их коммуникация влияет на успех игры [8, с. 89].

Четвертое направление психологической подготовки должно быть связано с развитием у баскетболистов 14-16 лет когнитивных способностей. Для этого, по мнению современных исследователей, эффективно применять: упражнения на улучшение концентрации внимания, упражнения на развитие пространственного мышления: упражнения на ускорение принятия решений [1; 5; 9]. Например, А. В. Пушкаревым рекомендуется с целью улучшения концентрации внимания упражнения из практик йоги, дыхательные упражнения и специальные нейроупражнения («перевернутое слово», «пазлы», «поиск предмета» и другие). Но кроме того А. В. Пушкарев рекомендует проводить обучающие сессии на когнитивном тренажере со специальными тренировочными программами (например, такими как Neurotracker), которые развивают когнитивные способности, тренируя мозг игрока для лучшей реакции, восприятия и концентрации [9, с. 92].

Пятое направление психологической подготовки должно быть связано с воспитанием у баскетболистов 14-16 лет стрессоустойчивости, которое также рекомендуется осуществлять с помощью практик йоги, дыхательных упражнений, а также с помощью специальных психологических тренингов. Так Э. А. Казарян и М. С. Черкашиной указывается, что в процессе последних необходимо обучать юных спортсменов выражать свои эмоции и управлять ими; своевременно понимать субъективные причины возникновения стресса и распознавать его; развивать духовные возможности [6, с. 387].

Н. В. Евтешина указывает, что игровой метод также является эффективным в процессе воспитания у баскетболистов 14-16 лет стрессоустойчивости. С помощью игр создается безопасное пространство, где спортсмен испытывает незначительный стресс, но затем обсуждает свою реакцию и находит способы эффективного управления своим состоянием [4, с. 283].

Вывод. Психологическая подготовка баскетболистов 14-16 лет имеет свои отличительные черты, связанные как с психофизиологическими особенностями, так и с новыми социальными статусами спортсменов подросткового возраста. Выделяется пять направлений этой подготовки связанных с формированием эмоциональной стабильности, здоровой самооценки, коммуникативных навыков, с развитием когнитивных способностей и с воспитанием стрессоустойчивости. Работа по всем пяти направлениям – это постоянный процесс, который требует времени и практики для достижения положительных результатов.

Список литературы

  1. Апросич, О. С. Структура и содержание психологической подготовки в баскетболе в борьбе за отскок мяча / О. С. Апросич, Е. А. Константинова // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 февраля 2019 года. – Омск: СибГУФК, 2019. – С. 111-116.
  2. Брехов, А. А. Формирование межличностных отношений в макроцикле тренировочного процесса баскетболистов / А. А. Брехов, А. М. Карагодина, А. Е. Брыскин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 1(41). – С. 108-113.
  3. Витун, Е. В. Психолого-педагогическая подготовка баскетболистов / Е. В. Витун, В. Г. Витун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 7(221). – С. 396-400.
  4. Евтешина, Н. В. Психологические аспекты подготовки баскетбольной команды / Н. В. Евтешина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы ХI Международной научно-практической конференции, Рязань, 10–12 октября 2019 года. – Рязань: РГУ, 2019. – С. 281-284.
  5. Емельянова, Ю. Н. Методика психологической подготовки квалифицированных баскетболистов к игре / Ю. Н. Емельянова, О. В. Матвиенко // Доминанты психолого-педагогической мысли в области физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 30 октября 2020 года. – г. Казань: ПГУФКСиТ, 2020. – С. 301-306.
  6. Казарян, Э. А. Психологические проблемы подготовки подрастающего поколения к выполнению бросков в баскетболе. Техника броска / Э. А. Казарян, М. С. Черкашина // Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества : сборник научных статей. – Курск: Университетская книга, 2018. – С. 387-390.
  7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.01.2022 № 40 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»
  8. Психологическая подготовка игрока к соревнованиям по баскетболу 1x1 / И. А. Золотухина, М. В. Калита, К. Г. Емелин, Л. М. Бартенева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 12. – С. 88-93.
  9. Пушкарев, А. В. Психологические аспекты проявления успешности и надежности баскетболистов в соревновательной деятельности / А. В. Пушкарев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 92-98.
  10. Серебренникова, Н. А. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, на примере баскетбола и волейбола / Н. А. Серебренникова // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 22 ноября 2019 года. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 391-393.

Интересная статья? Поделись ей с другими: