УДК 614.253

Мастерство слова в работе психотерапевта

Илларионова Екатерина Романовна – студентка Лечебно-профилактического факультета Ростовского государственного медицинского университета.

Бдоян Давид Артурович – студент педиатрического факультета Ростовского государственного медицинского университета.

Чобанян Ангелина Мгеровна – студентка Лечебно-профилактического факультета Ростовского государственного медицинского университета.

Бдоян Аэлита Артуровна – студентка Лечебно-профилактического факультета Ростовского государственного медицинского университета.

Ловягина Алина Андреевна – студентка Лечебно-профилактического факультета Ростовского государственного медицинского университета.

Аннотация: Конституцией Российской Федерации гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь [1]. Ежемесячно к врачам обращается огромное количество пациентов, страдающих различными заболеваниями. Далеко не все специалисты умеют разговаривать с больными, что формирует общее недовольство среди населения относительно качества предоставляемых медицинских услуг. В частности, проблема взаимоотношения с населением состоит в том, что врачи иногда не в силах донести свою мысль в связи со многими причинами. Например, специфика работы, национальность, вероисповедание и т. д. Многие медики не умеют поддерживать и сообщать о смертельных заболеваниях как самим страдающим, так и их родственникам, подбирать тактичным образом слова для успокоения. Особенная степень важности характерна для таких специалистов узкой направленности, как психотерапевты, поскольку такой вид профессии предполагает в качестве обязательных навыков врача коммуникативные способности. Целью данной статьи является определение значимости русского языка в работе психотерапевта.

Ключевые слова: психотерапия, коммуникация, деонтология, общение с пациентом, навыки врача, лечение пациентов.

Психотерапевт занимается лечением людей, страдающих различными неврозами. Такие заболевания признаются психическим расстройством, появляющимся на почве эмоциональных, личных, социальных проблем. Особого подхода требуют люди, которые участвовали в военных действиях. Для лечения психотерапевт в качестве главного метода использует разговор. «Если в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой, то для людей ряда профессий (педагогов, врачей… и др.) общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии» [2]. Специфика указанной профессии заключается в том, что специалист должен быть эрудированным, уравновешенным, грамотным и предусмотрительным человеком. Работая с лицами, страдающими психологическими заболеваниями, нужно быть крайне осторожным, поскольку неправильно сформулированным предложением, подачей вопроса, мимикой, жестикуляцией, интонацией можно только усугубить положение и причинить вред больному, тем самым развив у последнего еще большие комплексы.

Пирогов Н. И. отметил, «что дар слова есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств» [3]. Действительно, при должном умении врач может воздействовать на самые начальные проявления психических расстройств пациента.

Под мастерством слова понимаются способности, полученные человеком в результате его жизнедеятельности (особенно во время процесса обучения, работы). Чистота речи связана с нормативным, этическим, эстетическим и коммуникативными факторами.

Нормативная составляющая предусматривает знание правил русского языка (морфологических, лексических, стилистических и других норм общения). Без существующих языковых норм (лексики, грамматики, синтаксиса, словообразования и др.) коммуникативная функция между людьми не была бы успешной. Однако одного такого элемента для полноценного общения недостаточно.

Коммуникативный фактор предусматривает чистоту и богатство речи. Точность логичность, выразительность и уместность – принципиальные составные элементы. Для богатой разговорной речи недостаточно знать русский язык – нужно правильно применять его нормы. Важно уметь выслушать, искренне постараться понять его проблемы, а также задать уточняющие вспомогательные вопросы таким образом, чтобы не перебить и не обидеть больного. Это приходит с опытом.

Под эстетической составляющей принято понимать выразительность и эмоциональность речи. Психотерапевт должен доносить информацию не слишком медленным, но и не быстрым темпом речи, не громким голосом, но и не тихим – во всем должна присутствовать сбалансированность. Монотонность речи негативно сказывается на восприятии. Выразительность, напротив, придает словам убедительность, привлекательность, что способствует лучшему контакту между собеседниками.

 Интонация выступает в качестве показателя настроения человека. Профессиональные дикторы тренируют высоту тона, силу звучания, темп, логические ударения и паузы. Нельзя этого не учитывать – ведь даже сказанные положительные слова в грубом тоне приведут к отрицательному результату. Каждому специалисту следует научиться постановке логических ударений в предложении. В любом высказывании присутствует одно или несколько важнейших слов, на которых необходимо акцентировать внимание. Однако не нужно изображать риторику квалифицированного работника, поскольку интонация у каждого человека индивидуальна. Лучше уделить время работе над собой.

Этический элемент подразумевает уважительное отношение к пациенту: серьезность, деликатность, доброжелательность. Ни в коем случае нельзя оказывать давления. Напротив, больной нуждается в максимальной вежливости. Существуют темы, затрагивание которых опасно. Не стоит осуждать пациента за его внутренние идеалы. Присутствие перечисленных составляющих частей мастерства слова позволят создать взаимопонимание, доверие и уважение. Такой полноценный разговор позволит открыться больному перед специалистом, что способствует выздоровлению клиента.

Существуют и ярко выраженные дефекты речи, над которыми нужно работать. Например, привычка не заканчивать слова до конца – проглатывать их. Либо врач может картавить или заикаться – что является более серьезной проблемой. Также необходимо сначала обдумать предложение, а уже потом его озвучивать. Конечно, ближайшее окружение человека может привыкнуть и вовсе не обращать внимания на речевые недостатки, но для незнакомых лиц, особенно для больных, это будет очень заметно. Исходя из этого, следует вывод о том, что и сотрудникам здравоохранения следует заниматься самосовершенствованием и лечением.

Приступая к работе, психотерапевт должен ознакомиться с особенностями клиента для подготовки к беседе. В первую очередь учитываются темперамент и события, из-за которых у пациента возникли проблемы (если сеанс не первый). Правильно сконструированный диалог позволит улучшить состояние больного. Немногие обращаются за помощью к психотерапевту, находясь в глубокой депрессии. Поэтому крайне важно подобрать правильные слова, которые не усугубят положение. Более того, необходимо научится не просто слушать, но и слышать. Во время сеанса не каждый врач способен понять, на что именно жалуется клиент. Жалоба может нести глубоко скрытую настоящую проблему, которую необходимо для начала выявить, а уже потом лечить [4].

Артур Шопенгауэр отмечал, что «9/10 нашего счастья зависит исключительно от здоровья» [5]. Душевное состояние человека напрямую зависит от его физического здоровья. Но и нервные болезни способствуют развитию других заболеваний вплоть до нарушения или прекращения работоспособности внутренних органов человека. Поэтому на весь медицинский персонал (особенно на врачей, лечащих психологические расстройства) возлагается большая ответственность.

Медицинская психотерапия предусматривает воздействие на психику с целью выявить и нормализовать состояние человека. Наиболее распространенным психотерапевтами методом лечения выступает диалог. Если в процессе лечения врач пренебрегает русским языком и не следит за собственной речью, то нарушается взаимопонимание, теряется важная информация, происходят конфликты. Пациенты могут жаловаться не за постановку неправильного диагноза, а за неумение общаться с больными. Поэтому наличие диплома и знаний в области медицины недостаточно для оказания полноценной помощи больным – важно обладать мастерством слова [6]. 

Важно понимать, что спецификой психотерапии является отсутствие критериев научности, в частности, отсутствие воспроизводимости результатов. Кроме того, мы даже не знаем, что считать объективным фактом в психотерапии. Очень дискутабельно, является ли страдание клиента объективным фактом или оно возникает только в процессе коммуникации. Само общение между психотерапевтом и клиентом уже меняет восприятие страдания. Клиент может описывать свое состояние по-разному перед разными терапевтами, отличающимися полом, возрастом и стилем общения.

Похоже, что фактом в психотерапии является само общение между терапевтом и клиентом. Но существует ли разница между этим фактом и другими формами общения клиента, например со своими родственниками, душами умерших или голосами в его голове? Различия обусловлены особенностями контакта. Психотерапевтический контакт предполагает установление надежных и доверительных отношений и т.д., но их невозможно объективно измерить или оценить. Разве только с помощью интроспекции, очень сомнительного с точки зрения научности метода.

Ни одну психотерапевтическую теорию, а также психологическую теорию, на которых базируется психотерапия, нельзя опровергнуть. Невозможно провести эксперимент для проверки любой психологической теории. Таким образом, психотерапия не удовлетворяет критерию Карла Поппера и, в этом смысле, нельзя считать ее научной. Все знания о поведении человека основываются на статистической достоверности – это максимум точности, которую мы можем достичь. Психотерапия, в конечном итоге, сводится к коммуникации, а коммуникация – это поведение. Любое поведение несет в себе коммуникативные сигналы [7].

Умение общаться людей друг с другом является одним из величайших достижений в ходе эволюции. Общение проникает в человеческую жизнь, начиная от воспитания, обучения, работы и до отношений с друзьями и семьёй. Общение – это процесс, который связывает нас, помогает нам выполнять работу, создавать контакты и добиваться целей. Оно также имеет огромное значение для развития и сохранения культуры, передачи поколениями друг другу и укрепления культурных задач и ценностей внутри одного поколения. Таким образом, общение играет особую роль в нашем понимании культуры и её влияния на поведение.

Взгляды учёных на понятие «общение» разнообразны. Проблему общения рассматривают с философской, социологической, психологической и педагогической сторон. С точки зрения философии, общение – это взаимодействие между людьми, выражающее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. В контексте психологии, общение – это процесс, рассматриваемый под углом зрения межличностных взаимоотношений. Социология же изучает общение как множество человеческих контактов, приводящих к определённым результатам и последствиям, т.е. как деятельностное общение [8].

Общепризнано, невербальное общение играет значительную роль на протяжении всего сеанса общения с больным и является важной переменной во взаимодействии врача и пациента. Невербальное общение помогает построить отношения, дает понять, что скрывается за невысказанными тревогами и эмоциями, а также помогает подкрепить или опровергнуть наши словесные комментарии. Однако невербальную коммуникацию труднее интерпретировать: она непрерывна даже в тишине, может происходить одновременно в нескольких режимах, действует на менее сознательном уровне, пропускает спонтанные сигналы и является каналом, наиболее ответственным за передачу отношений, эмоций [9].

Но несмотря на важность невербального общения, вербальное общение несет в себе гораздо больше. Вербальное общение имеет решающее значение для точной диагностики и лечения пациентов в медицинской системе и обычно легко интерпретируется и анализируется. Оно дискретно с четкими конечными точками, происходит в одном режиме, в основном находится под произвольным контролем и передает наши когнитивные мысли больше, чем наши эмоции. Именно поэтому так важно мастерство слова врача. Вербальное общение – это нечто большее, чем просто произносимые слова. Важно понимать, что к психотерапевту, как и к любому врачу, пациенты приходят в ранимом и расстроенном состоянии, им нужна помощь и они верят, что специалист может им помочь. К тому же, рассказывать незнакомому человеку о том, что беспокоит может быть сложно и это задача специалиста, сделать так, чтобы пациент врачу доверился.

Языковые барьеры и культурные различия могут вызвать недопонимание между медицинскими работниками и их пациентами, что приводит к неправильному диагнозу или неправильному плану лечения.

Чтобы преодолеть эти проблемы, всем, чья работа связана с психическим и ментальным здоровьем, необходимо пройти надлежащую коммуникативную подготовку, которая позволит им эффективно передавать информацию и сопереживать различным группам пациентов. Медицинские работники должны иметь возможность свободно общаться со своими пациентами, чтобы понимать симптомы, историю болезни и предпочтения в отношении лечения.

Твердое понимание культурных нюансов позволяет врачам строить отношения со своими пациентами, а также понимать, как культура может повлиять на взгляд человека на здоровье и болезнь. Четко объясняя диагнозы, методы лечения и профилактические меры доступным языком, врачи дают своим пациентам возможность принимать обоснованные решения о своем лечении [10].

Разумно утверждать, что основное внимание психотерапевта в процессе общения направлено на то, чтобы сосредоточить внимание на самовыражении клиента и, при необходимости, поощрять это выражение. Но каковы требования для хорошего слушания? По сути, никаких требований нет – на практике существует несколько руководящих принципов, которые имеют тенденцию повышать уверенность клиента в выражении своих проблем, улучшать способность психотерапевта улавливать передаваемые сообщения и поощрять положительную обратную связь со стороны клиента.

Межличностное общение можно определить как транзакционный процесс создания смысла посредством взаимозависимых сущностей – или, менее формально, передачу и получение сообщений другим людям и от них. Когда люди общаются, их бомбардируют информацией, которую в большинстве случаев они не воспринимают. Почему? Потому что люди не осознают, как другие воспринимают мир и самих себя. Они могут иметь приблизительное представление и даже иметь некоторые общие черты, но невозможно предсказать интерпретацию значения в полной мере. Однако можно выделить некоторые общие тенденции.

Межличностное общение имеет базовую структуру: отправитель, получатель, сообщение и контекст. Когда создается первое «сообщение», получатель будет интерпретировать это сообщение в соответствии со своим личным прошлым (ценности, культура, опыт, знания и т. д.) и в соответствии с контекстом, в котором сообщение было создано (ситуация, актуальность, характеристики отправителя и т. д.). более).

Для эффективного общения людям необходимо иметь возможность согласовывать исходную информацию каждого человека с вербальным или культурным значением передаваемого сообщения. Отношения основаны на этом общем уровне понимания, и чем больше людям не удается общаться друг с другом, тем больше у них развиваются личные предположения, которые могут привести к конфликту.

Учитывая его сложность, понимание основных проблем межличностного общения может значительно улучшить процесс интерпретации сообщений людей и помочь им понять, как интерпретировать ваши сообщения. Существует двенадцать основных коммуникационных спойлеров:

  1. критика – отрицательная оценка другому человеку.
  2. обзывательство – стереотипное представление о другом человеке.
  3. диагностика – анализ поведения другого человека.
  4. оценочное восхваление – вынесение чрезмерных положительных суждений в адрес другого человека.
  5. приказ – принуждение другого человека делать то, что вам хочется.
  6. угроза – контроль действий другого человека путем предупреждения о последствиях.
  7. морализация – рассказ о том, что другой человек должен делать в данной ситуации.
  8. неуместные или чрезмерные вопросы – чрезмерное использование закрытых вопросов.
  9. совет – предоставление другому человеку решения проблемы.
  10. отвлечение – «подталкивание» к решению проблем другого человека.
  11. логический аргумент – попытка убедить другого, апеллируя к логике и фактам.
  12. утешение – попытка удержать другого человека от негативных эмоций.

Существует множество эффективных стратегий, которые помогут улучшить межличностное общение. Эффективное общение предполагает не только передачу сообщения, но также обеспечение того, чтобы другой человек уделял достаточно внимания и чтобы окружающая среда была подходящей для передачи сообщения (контроль уровней «шума» и «прерывания»).

Способность эффективно общаться – это неотъемлемая роль психотерапевта. Работа психотерапевтом во время сеанса в оказании поддержки клиентам, и он начинает с первоначальной оценки клиента. В большинстве случаев эмоциональное состояние клиента становится для него барьером для эффективного общения с консультантом – на этом этапе самое время понаблюдать за языком тела клиента, чтобы распознать, что происходит «между строк». Это не игра в предположения, а скорее анализ, основанный на поведенческих тенденциях.

Разумно утверждать, что основное внимание консультанта в процессе общения направлено на то, чтобы сосредоточить внимание на самовыражении клиента и, при необходимости, поощрять это выражение. Но каковы требования для хорошего слушания? По сути, никаких требований нет – на практике существует несколько руководящих принципов, которые имеют тенденцию повышать уверенность клиента в выражении своих проблем, улучшать способность психотерапевта улавливать передаваемые сообщения и поощрять положительную обратную связь со стороны клиента.

После того, как созданы соответствующие условия для консультирования, пришло время применить базовые навыки общения, чтобы помочь клиенту лучше выражать эмоции и формулировать мысли. Такие правила полезны для любого процесса общения, но особенно важны во время консультационных отношений.

Процесс порождения речевого высказывания состоит из трех основных этапов: мотивационный этап, этап программирования и этап осуществления. Рассматривая процесс формирования речи в психотерапии, особо важным является саморефлексия психотерапевта на каждом этапе, с целью осознания и контроля его внешней речевой активности во взаимодействии с клиентом. Наибольшее внимание следует уделить мотивационному этапу, то есть формированию коммуникативного намерения. Важным вопросом для психотерапевта становится, как правильно говорить, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, чтобы клиент получил нужные ответы и чтобы произошли желаемые изменения в его жизни.

К. Бюлер выделяет три основные функции языка: изъявление, побуждение и репрезентация [11]. Кроме того, ситуативная теория речевой деятельности К. Бюлера остается актуальной и интересной для современных психолингвистических исследований.

В консультировании используются четыре категории навыков устного общения [12].

Во-первых, опрос. Он помогает развивать терапевтические отношения. Это может быть особенно полезно в начале консультирования. Техника вопросов может помочь углубить опыт и выявить информацию, которая могла быть упущена из виду как важная.

Во-вторых, конфронтация. Ее можно использовать только после того, как установлены доверительные терапевтические отношения. Когда консультант использует конфронтацию, он пытается выявить несоответствия, о которых клиент может не знать. Конфронтация – это метод, используемый для того, чтобы побудить пациента лучше осознать свои убеждения и модели поведения.

В-третьих, фокусировка, которая используется терапевтом для направления разговора, когда клиент может быть отвлечен на темы, которые не обязательно имеют отношение к цели консультации. Этот метод не следует использовать без необходимости, поскольку он может показать клиенту отсутствие интереса.

В-четвертых, вербальное отслеживание используется специалистами, чтобы продемонстрировать, что они заинтересованы и слушают клиента. Некоторые способы сделать это – перефразировать или резюмировать сказанное, а также размышлять над информацией, представленной на психотерапевтической сессии.

Очевидно, что невозможно использовать данные методики, не обладая обширным словарным запасом.

Во время разговора важно всегда оставаться профессиональным и вежливым по отношению к другим, даже когда эмоции сильны, а сам врач в не лучшем настроении. Важно уметь выражать поддержку. Продвигая культуру, в которой каждый чувствует себя услышанным и ценным, включая коллег и пациентов, вы вносите вклад не только в улучшение результатов лечения, но и создаете среду, в которой каждый чувствует себя уважаемым и понятым. И главным инструментом для достижения этой цели может стать мостерство слова.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: в ред. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития / Т. П. Даниличева, А. Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – № 2 (20). – С. 44-46.
  3. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / Н. И. Пирогов. – Иваново, 2008. – 258 с.
  4. Тукаев Р. Д. Оценка эффективности психотерапии с позиции медицины, основанной на доказательствах //Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – Т. 14. – №. 1. – С. 87-96.
  5. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М.: Эксмо, 2015. – 490 с.
  6. Нахимовский А. И., Шишков В. В. Практическая психотерапия. – 2001.
  7. Варга А. Я. Психотерапия–не наука и не искусство //Психотерапия. – 2013. – №. 1. – С. 121.
  8. Могутова, О. А. Вербальное общение в процессе педагогической деятельности / О. А. Могутова // Теория и методика обучения иностранным языкам и смежным лингвокультурологическим дисциплинам : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Димитровград, 12 апреля 2017 года. – Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "МИФИ", 2017. – С. 51-54. – EDN ZGYPHR.
  9. Silverman J, Kinnersley P. Doctors'non-verbal behaviour in consultations: look at the patient before you look at the computer. Br J Gen Pract. 2010 Feb;60(571):76-8. doi: 10.3399/bjgp10X482293. PMID: 20132698; PMCID: PMC2814257
  10. JOUR Perosino, E. Gonella, D. Fatelli, Stefano 2007/01/01 The doctor-patient communication: The importance of verbal language VL – 3
  11. Бюлер К. Структурная модель языка (извлечения) // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях: 3-e. Изд.– М., 1965. – Ч.2. – С. 28-31. Бюлер К. Теория языка (извлечения) // Звегинцев В.А. История языкознания в очерках и извлечениях: 3-е Изд. – М., 1965. – Ч.2. – С. 31- 34.
  12. Gerger H, Nascimento AF, Locher C, Gaab J, Trachsel M. What are the Key Characteristics of a 'Good' Psychotherapy? Calling for Ethical Patient Involvement. Front Psychiatry. 2020 Jun 2;11:406. doi: 10.3389/fpsyt.2020.00406. PMID: 32581856; PMCID: PMC7292227.

Интересная статья? Поделись ей с другими: