УДК 159.923.4

Воспитание темперамента

Иванов Денис Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета

Мытницкая Анастасия Владимировна – студент факультета Психологии Новосибирского государственного педагогического университета

Аннотация: Принято считать, что темперамент не поддается корректировке в силу его врожденной характеристики. Вопрос воспитания темперамента впервые поднимался учеными в 60-х годах прошлого столетия. До нашего времени дошли некоторые отголоски тех трудов и в этой статье мы совершаем попытку раскрытия данной темы.  Мы затронем такие вопросы как: что такое темперамент; что понимается под воспитанием темперамента и насколько оно может быть актуально для нашего и последующих поколений.

Ключевые слова: темперамент, воспитание, исследование, психология, воспитание темперамента.

Принято считать, что темперамент не поддается корректировке в силу его врожденной характеристики. Вопрос воспитания темперамента впервые поднимался учеными в 60-х годах прошлого столетия. До нашего времени дошли некоторые отголоски тех трудов и в этой статье мы совершаем попытку раскрытия данной темы.  Мы затронем такие вопросы как: что такое темперамент; что понимается под воспитанием темперамента и насколько оно может быть актуально для нашего и последующих поколений.

В природе не существует двух абсолютно одинаковых личностей, каждая индивидуальна и неповторима, как отпечатки пальцев. У ребенка с ранних лет наблюдаются устойчивые особенности психики, которые служат психологическим фундаментом для развития индивидуальности. Данные психологические особенности, присущие человеку с рождения, называются свойствами темперамента. Темперамент является одной из основных проблем традиционной психологической науки и не является полностью изученным. К темпераменту относятся врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Для того чтобы характеристика темперамента была полной, необходимо учитывать, что динамика психической деятельности человека зависит как от мотивов, так и от психических состояний. Если мы говорим о человеке, например, медлительном, то его заинтересованность в каком-либо роде деятельности поможет ему выполнять все энергичнее и быстрее, вне зависимости от особенностей его темперамента [2].

Специфической стороной темперамента принято считать закономерную связь различных его свойств и структуру, характеризующую тип темперамента. Описание зависимости темперамента от свойств нервной системы выглядит следующим образом: чем сильнее выражено у человека одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента и наоборот [2]. Психические свойства у любого типа темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. В биологическом смысле с помощью данной взаимосвязи происходит более четкая и своевременная адаптация организма к среде, в которой он находится, за счет компенсации одного свойства темперамента другим.

Итак, мы уже знаем, что тип нервной системы человека в основном обусловлен генотипом, то есть врожденными ее особенностями и есть необходимость учитывать, что в процессе жизнедеятельности генотип меняется. Так, под воздействием среды, посредством воспитания и упражнений человек значительно перестраиваться, следовательно происходит превращение генотипа в фенотип, а значит мы можем говорить о высокой пластичности, так как поведение человека, помимо врожденных свойств нервной системы, зависит еще и от регулярного воспитания и обучения.

Таким образом, благодаря вышеуказанной пластичности и целенаправленному воздействию на структуру нервной системы можно оказывать влияние на темперамент человека. В процессе воспитания необходимо обратить внимание на устранение нежелательных черт темперамента. Работать в этом направлении целесообразно в детском и подростковом возрасте, поскольку именно в данном возрастном периоде организм ребенка стремительно растет и развивается, а типологические особенности нервных процессов еще не приобрели определенной стабильности. К примеру, если мы говорим о воспитании ребенка с флегматическим типом темперамента, то его можно задействовать в активных видах спорта на регулярной основе, чтобы подкрепить положительные черты [1].

Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что изменчивость особенностей темперамента, которой можно добиться посредством воспитания, обусловлена психическим и физическим развитием человека, а задачей воспитания темперамента является постепенное развитие у детей положительных черт темперамента и приучение к сдерживанию его отрицательных проявлений, таких как, например, неоправданная чрезмерная подвижность и возбудимость.

Воспитание темперамента непосредственно связано с формированием волевых черт характера и заключается в развитии морально-волевых черт личности. Так, научившись управлять своим поведением, человек сможет выработать положительные черты темперамента. Например, возможные деструктивные действия, присущие холерикам, посредством воспитания волевых качеств личности будут заменены на борьбу с трудностями, стоящими на пути к определенной желаемой цели. В данном случае такими качествами могут выступать самообладание и терпеливость.

Таким образом, воспитание темперамента заключается в преодолении его отрицательных черт и закреплении положительных. Однако, необходимо учитывать особенности типов темперамента. Например, путем воспитания можно развить сдержанность у холериков и общительность у меланхоликов, а также скорректировать инертность у флегматиков и неустойчивость внимания у сангвиников [1].

Не существует «плохих» и «хороших» темпераментов – в различных условиях каждый тип темперамента проявляет себя по-разному. Важно учитывать, что темперамент не определяет социальной ценности человека, не характеризует его как хорошего или плохого, от типа темперамента не зависит мировоззрение человека, как и не зависят его убеждения [2].

Выводы

К темпераменту относятся врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства, поэтому принято считать, что темперамент не поддается какой-либо корректировке и, тем более, воспитанию. Однако, анализ научной литературы по исследуемому вопросу показал, что воспитание темперамента не только возможно, но и необходимо. Особенно важно проводить данные мероприятия в детском и школьном возрасте, когда организм ребенка усиленно развивается, а особенности нервных процессов еще не приобрели определенной устойчивости.

Список литературы

  1. Рудик П.А. Психология / П.А. Рудик. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 240 с.
  2. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 134 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: