УДК 159.944

Синдром эмоционального выгорания в практической деятельности врача

Пидшморга Юлия Владимировна – ассистент кафедры Философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Слезавина Софья Сергеевна – студентка Педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: На сегодняшний день профессия врача занимает одну из ведущих ролей в процессе создания общественного блага, что объясняется постоянно растущей потребностью населения в качественной и своевременной медицинской помощи. Профессия врача относится к классификационной группе формата «человек-человек»: включает в себя непрерывный коммуникативный процесс с пациентами и их родственниками, коллегами и прочими представителями медицинского сообщества. Неэффективно развивающаяся коммуникативная ситуация с перечисленными выше категориями ее участников, а также режим многозадачности, непрерывного самообразования, мониторинг актуальных профессиональных тенденций – все это создает чрезмерную нагрузку на нервную систему, что может самым негативным образом сказаться на его психоэмоциональном состоянии.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, факторы риска наступления эмоционального выгорания, стресс, профилактика выгорания.

Особенности социального взаимодействия в рамках профессии врача закономерно ставят вопрос о том, что работники сферы здравоохранения находятся в зоне риска эмоционального выгорания, которое может повлечь за собой серьезные последствия: от ресурсного потенциала медицинского работника зависит не только благоприятный психологический климат между участниками медицинской коммуникации, но и здоровье пациента, его целевые установки на здоровьесохранное поведение, ответственное отношение к процессу лечения. 

Термин «выгорание» чаще всего используется для обозначения особого состояния психо-физического истощения, возникающего в ответ на эмоциональное перенапряжение в ходе реализации профессиональных задач в рамках профессий формата «человек-человек». В медицинской практике это объясняется регулярным и довольно близким общением с пациентами и их родственниками, для которых необходимы установление контакта в процессе взаимодействия, демонстрация сопереживания и эмпатии, вовлеченность медицинского работника и его ответственность за процесс выздоровления пациента.

Эмоциональное выгорание – проблема, свойственная людям разных возрастов, профессий, темпераментов. В ее основе – факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание, условно можно разделить на два блока, которые можно разделить на 2 группы: внутренние (завышенные требования к себе – «не уставать», «все выполнять безупречно»; чрезмерная эмпатичность и самоотдача, сложности с восприятием критики, ориентация на перфекционизм) и внешние (многозадачность, чрезмерные перегрузки в рамках рабочего процесса, негибкий график рабочего процесса, неблагоприятный психологический климат в коллективе, нерациональное использование человеческого потенциала руководством). Кроме того, профессия врача отличается факторами, способствующих формированию стрессового состояния, неизбежно приводящая к выгоранию: недосып – одна из частых проблем медицинских работников в связи с ночными дежурствами, и как следствие – хроническая усталость; специфика отдельных отраслей медицины (например, детское онкологическое отделение); невозможность абстрагироваться от профессиональных проблем (психологи отмечают, что женщины-врачи в большей степени подвержены стрессовой ситуации в связи с тем, что за пределами работы у них множество домашних обязанностей и уходя с рабочего места они идут в такую же атмосферу работы).

В практической деятельности врача синдром эмоционального выгорания чаще всего связан с разочарованием медицинского работника, которое обусловлено несоответствием представлений молодых специалистов об идеальной врачебной деятельности и реальными трудностями данной профессии. Этот внутренний конфликт молодого специалиста ведет к состоянию не только физическому, но и эмоциональному истощения, порождает выхолащивание, стремление избегать общения с людьми, черствость и изможденность. В подобном безресурсном состоянии врач просто не в силах выполнять свою профессиональную миссию по оказанию медицинской помощи, из-за этого рушатся его профессиональные планы и надежды.

Признаками эмоционального выгорания, требующими пристального внимания, самоанализа и глубокой саморефлексии медицинского работника, является: отчуждённость от рабочего процесса и снижение уровня заинтересованности в результатах труда, пассивная агрессия в сторону коллег и пациентов (их родственников), ощущение беспомощности и бесперспективности в профессиональном плане, повлекшие ухудшение здоровья и качества жизни, прокрастинация. Данные проявления вносят негативный вклад в процесс выстраивания доверительных и надежных взаимоотношений с пациентами, они мешают медицинскому работнику должным образом вовлекаться в проблемы пациента, проявлять к нему должное внимание в процессе лечения и диагностики. Кроме того, еще одним негативным последствием эмоционального является повышенный риск совершения врачебной ошибки и упущений, от которых зависят жизнь и здоровье пациента.

Преодолению эмоционального выгорания способствуют профилактика и методы соморегулирования. Как и любое другое заболевание, выгорание легче предотвратить нежели лечить, единственным рациональным решением проблемы будет смена деятельности, например, переход в другое отделение, где будет снижено число профессиональных задач, меньше контактов с пациентами и ритм жизни чуть спокойнее (лаборатория, функциональная диагностика) или принятие крайних мер, связанных с уходом из профессии. Однако, радикальных мер можно и избежать, если придерживаться простых правил, способствующих предотвращению выгорания, на регулярной основе. Во-первых, это смена деятельности: можно чередовать физический труд с умственным, а также переключаться с более сложных и творческих задач на рутинные, более простые по своему содержанию.

Еще одним действенным методов является рефлексия – уникальная практика, которая предполагает самостоятельно инициируемый глубинный анализ собственных психо-эмоциональных состояний, а также поиск их истинной причины. В данной практике важно проанализировать причину возникновения стрессовых ситуаций, способы реакции на них, возможности влиять на ход развития ситуации и ее вероятностный исход – все это меры помогают восстановить психоэмоциональное состояние после пережитых событий, связанных со стрессом.

Забота о собственном физическом здоровье, от которого напрямую зависит психическое здоровье личности – важнейшая задача, связанная с профилактикой выгорания. Физическая (в том числе, и трудовая) нагрузка на организм должна быть регулярной, но равномерной, не изнуряющей: рекомендуются пешие прогулки не менее десять тысяч шагов в день, перерывы на простые физические упражнения во время долгой работы или утренняя / вечерняя зарядка (пробежка). Правильное питание, отказ от вредных привычек тоже помогают чувствовать себя лучше.

Сохранение личного пространства и наличие «личного времени», при которых человек может свободно отказаться от разговора, который кажется ему бесполезным или инициировать перенос разговора на другую тему, посвятить время личным интересам – самостоятельной прогулке, просмотру фильма или путешествию – неотъемлемое право независимой личности, связанное с гармонизацией собственного состояния, дающего возможность не только отдохнуть, но и лучше себя понять, выстроив с собой «конструктивный диалог».

Достаточный и продуктивный отдых – это ключ к хорошему самочувствию. Отдых может быть абсолютно активным (спорт / прогулки / чтение книг) или пассивным (сон / медитации / релаксации / прослушивание музыки). Каждому человеку важно иметь представление о том, что именно позволяет ему качественно отдохнуть и повысить ресурс собственных сил. Оптимальное распределение времени, связанное со сбалансированным режимом труда и отдыха – важнейший метод эффективной саморегуляции, в основе которого – рациональное планирование: четкое разграничение времени на рабочее и нерабочее, выделение времени на отдых, во время которого не рекомендуется обращаться к рабочим задачам и домашним делам.

Хобби – отличный способ расслабиться и отдохнуть от повседневной рутины. Увлеченное занятие делом «по душе» за пределами рабочего процесса, будет не только доставлять удовольствие и помогать расслабиться, но и позволит переключить фокус внимания, что является действенной профилактикой стрессовых состояний, выгорания.

В ряде случаев возможность выговориться помогает человеку справиться с выгоранием. Этой цели может поспособствовать яркий выплеск эмоций – это могут быть слёзы или же сброс накопившейся агрессии и гнева или же обращение за помощью к специалисту (психотерапевт/психиатр) – в случаях, когда проблема выходит за рамки компетенций личности. Психологи рекомендуют чаще инициировать общение с друзьями, семьей или с другими близкими людьми (коллеги, знакомые). Даже если в разговоре нет глубокой смысловой нагрузки, он поможет расслабиться и, возможно, с легкостью посмотреть на сложившуюся ситуацию.

Поиск баланса между работой и отдыхом – лучшая профилактика эмоционального выгорания, тогда как перегрузки приводят к внутренним конфликтам, дисгармонии, серьезным соматическим заболеваниям. Не распознанные своевременно симптомы эмоционального выгорания могут привести к снижению работоспособности, ухудшению качества жизни и снижению утрате жизненных сил. Задача медицинского работника не только помогать и поддерживать пациентов, но и прислушиваться к себе, улавливать тревожным сигналы организма, которые при должном внимании позволят не допустить эмоционального выгорания.

Список литературы

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Юрайт – 2008 – 201 с.
  2. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология – 2010 – Т. 6 – № 1 – С. 27-39.
  3. Колузаева Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2020 –№ 1 (31) – С. 122-130.
  4. Ларенцова Л. И., Терехина Н. В. Феномен эмоционального выгорания: механизмы формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов // Прикладная юридическая психология – 2009 – № 2 – С. 37-48.

Интересная статья? Поделись ей с другими: