УДК 159.9

Психологическое исследование проявления синдрома выученной беспомощности в студенческой среде

Гутова Тамара Сергеевна – доцент кафедры Философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Манжула Дмитрий Игоревич – студент Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кудряшов Михаил Евгеньевич – студент Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию проявления синдрома выученной беспомощности у студентов различных направлений. В рамках нашей работы проведено эмпирическое исследование, направленное на диагностику синдрома выученной беспомощности у студентов педагогического и медицинского вузов. В результате проведенного эмпирического исследования установлено, что студенты-медики демонстрируют более выраженное проявление синдрома выученной беспомощности по сравнению с ребятами, обучающимися на гуманитарных направлениях. Кроме этого, нами была установлена разница в проявлении данного феномена у студентов 2 и 4 курсов обучения.

Ключевые слова: синдрома выученной беспомощности, студенты педагогического и медицинского вузов, учебный процесс, диагностика синдрома выученной беспомощности, методика Джеффри Янг.

Введение: согласно научным исследованиям, синдром выученной беспомощности интерпретируется как феномен, который до недавнего времени в большинстве случаев являлся объектом исследования западных психофизиологов и психиатров, формирующийся в детском возрасте в определенной социальной ситуации развития, которая распространяется на большинство областей проявления человеческой психики.

Следует отметить, что выученная беспомощность как психологический феномен активно изучается в зарубежной психологии с 1970-х гг. (М. Селигман [3,4], Л. Абрамсон и др. [1], Дж. Овермайер [1], К. Петерсон др. [1], Д. Хирото [1], в отечественной психологии ее изучение ведется в рамках исследований Д. А. Циринг [1], Е. В. Веденеевой [2], Ю. В. Яковлевой [2], Н. В. Солнцевой [2] и др.

В более современных исследованиях специфика проявления синдрома выученной беспомощности представлена изменениями в мотивационной сфере, а именно в ее эмоциональной, когнитивной и волевой сфере.

В связи с этим, компонентами личностной беспомощности являются мотивационный, когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты, неразрывно связаны между собой. В частности, более низкий уровень развития волевых качеств личности при выученной беспомощности обусловлен тем, что когнитивные особенности, характеризующие личностную беспомощность, затрудняют постановку целей, поскольку учет последствий оказывается искаженным в связи с пессимистическим атрибутивным стилем, снижением креативности, ригидностью мышления.

Например, ученики или студенты, обучающиеся в различных образовательных учреждениях нередко сталкиваются с проблемами, связанными с неполучением успеха в той или иной деятельности, хотя имеющие достаточно высокий уровень интеллектуального развития по причине безразличия, пассивности, которые сочетаются со страхом перед любыми трудностями или неудачами. Обстоятельства, при которых подростки испытывают даже самые малые сложности, влияют на то, что обучающиеся испытывают когнитивные нарушения, нередко у них можно заметить депрессивные эпизоды. Также, различные соматические заболевания ребенка могут отягощать психологический статус, вследствие чего, можно сделать вывод о том, что статус здоровья коррелирует со способностью преодоление трудностей и развитию синдрома “выученной беспомощности”. Многие иностранные исследования говорят о том, что подростки, которым присущ феномен “выученной беспомощности”, испытывают проблемы с мыслительными процессами, умственными способностями. Такие дети могут демонстрировать девиантное поведение, которое характеризуется повышенной раздражимостью, вспышками агрессии, пониженной самооценкой и т.д. [1,2,3]. Беспомощность становится неотъемлемым качеством, которое приобретается в течение жизнедеятельности. В итоге, социум делится на две совершенно разные категории людей, достигших зрелого возраста: одни – всецело рассчитывают на навыки и возможности, имеют стойкое мировоззрение, несут ответственность за свои поступки, понимают жизнедеятельность как процесс саморазвития, который им подконтролен; вторые – перекладывают собственные обязательства на социум, основываясь на личной беспомощности.

Открытая Мартином Селигманом еще в середине 1960-х годов XX века «выученная беспомощность» ныне связывается с формой реагирования на систематические неудачи через клиническую депрессию взрослых, особенности поведения детей в рамках классно-урочной системы и даже бывает причислена к разряду факторов, детерминирующих высокий уровень смертности в домах ребенка и стационарах [3,4].

Данный феномен проявляется демонстрацией нехватки в трех основных сферах личности: мотивационной (неспособность действовать активно, инициировать деятельность), когнитивной (ограниченность возможности научаться противодействию, противостоянию негативной тенденции и не переносить отрицательный опыт на другие сферы жизнедеятельности), эмоциональной (стресс, фрустрация, подавленность, депрессия), что является следствием безуспешности активности.

Цель работы: изучить проявление синдрома выученной беспомощности у студентов педагогического и медицинского вузов и сравнить выраженность данного феномена у обучающихся на 2 и 4 курсе.

Гипотеза исследования: синдром выученной беспомощности более выражен у студентов-медиков по сравнению со студентами гуманитарных направлений, обучающихся на 2 и 4 курсе.

Методы и методики исследования: для определения выраженности синдрома выученной беспомощности в нашем исследовании мы использовали методику Джеффри Янг, с помощью которой мы определяли степень выраженности выученной беспомощности у студентов 2 и 4 курса разных университетов.

Результаты и обсуждение: В нашем исследовании приняли участие 140 студентов Кубанского Государственного Университета и 140 студентов Кубанского Государственного Медицинского Университета. В результате проведения теоретического анализа литературы и эмпирического исследования было установлено, что такой феномен как “выученная беспомощность” одинаково характерен для обучающихся педагогического и медицинского университетов. Однако, при более детальной интерпретации мы получили следующие выводы:

  1. Общее количество студентов, принявших участие в тестировании составило 280 человек, из них по 140 из каждого университета. Средний результат у обоих высших учебных заведений, который показывал склонность к подверженности синдрому “выученной беспомощности” являлся ответ “да” и он составил около 20%, что примерно равняется 8 ответам из 40.
  2. Также, по результатам тестирования, мы выявили интересную закономерность. У студентов, приближающихся к выпуску изучаемый феномен, проявляется чаще, нежели у студентов, недавно начавших свое обучение. У 2 курса медицинского и педагогического университетов итог был 19,9% и 18,29% ответов “да” соответственно, а у 4 курсов результатами стало 20,3% и 20,03%. Таким образом, мы можем видеть, что старшие студенты более подвержены синдрому “выученной беспомощности”, нежели младшие.
  3. Студенты медицинского и педагогического университетов примерно в половине случаев (52,14% и 48,57% соответственно) подвержены синдрому “выученной беспомощности”, так как студенты набрали количество баллов от 5 до 15. Также, были получены результаты “подтвержденных случаев” данного феномена, то есть, это обучающиеся, набравшие 15 баллов и выше в результате тестирования. Итоговое количество таких студентов от КубГМУ составило 15% и от КубГУ 15,71%.
  4. В результате тестирования, были отмечены следующие особенности поведения, которые могут привести паттерну беспомощности: 62,7% студентов КубГМУ и 50% КубГУ часто надеются в душе, что близкие им люди смогут помочь в случае различных проблем или непредвиденных ситуаций. Также, 43,8% и 36,8% обучающихся в медицинском и педагогическом вузах соответственно ответили, что избегают отстаивать собственное мнение и не могут обосновать его другим людям.
  5. Практически половина студентов “убивает время онлайн” (40,9% КубГМУ и 49,1% КубГУ); с небольшой разницей в ответах, обучающиеся ленятся выполнять обыденные бытовые вещи: глажка белья, мытьё посуды, выбрасывание мусора и т.д. (33,1% КубГМУ и 34,2% КубГУ).
  6. Результаты, которые были получены по окончании исследования, показали, что существует необходимость получения психологической помощи студентам младших и старших курсов для формирования самостоятельности, личностного мировоззрения и понимания жизнедеятельности как процесса саморазвития. Все эти факторы помогут студенту обрести и развить психологическую автономию, которая приведет не к формированию беспомощности обучающегося, а к построению собственной зрелой личности и здоровых взаимоотношений с коллегами и, в целом, в обществе.

Список литературы

  1. Веденеева Е.В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – С. 186-189.
  2. Давыдова Е.С. К вопросу исследования особенностей структуры беспомощности-самостоятельности в младшем школьном возрасте с разной степенью ее выраженности // Материалы общероссийской электронной научной конференции на основе Интернет-форума. – Красноярск, 2009. – e-conf.nkras.ru/konferencii/ 2009/ Davydova. pdf.
  3. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3-4. – С. 218-235. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001. – 705 с.
  4. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: