УДК 159.923.2; 316.472.4

Трансформация Я-образа в онлайн-коммуникациях

Заславский Дмитрий Александрович – аспирант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: Широкое распространение цифровых сред и платформ онлайн-коммуникации кардинально меняет возможности самопрезентации и конструирования человеческой идентичности. В статье обобщаются результаты теоретических и эмпирических исследований, посвященных формированию идентичности и Я-образа пользователей социальных медиа и цифровых сред.

Ключевые слова: Я-образ, Я-концепция, идентичность, цифровое Я, виртуальное Я, онлайн-коммуникации, самопрезентация.

Введение

Представления человека о себе имеют большое значение для регуляции различных форм поведения, формирования социальных отношений, личностного развития, психологического благополучия и здоровья. В психологии используется широкий спектр понятий, обозначающих различные аспекты представления и установок человека в отношении самого себя: Я-концепция, Я-образ, самоидентичность, Я-схема, самооценка, самоотношение и др., – содержание и соотношение которых по-разному описывается в различных подходах [1-3]. Такие представления могут носить более качественный и содержательный характер – в этом случае, как правило, используются понятия Я-концепции и Я-образа. Более количественная и оценочная сторона такого восприятия обычно называется самооценкой. Одно из возможных и полезных различий между понятиями Я-концепции и Я-образа заключается в том, что первое опирается на когнитивные процессы и отражает реалистичное представление о себе, а второе связано с мотивационной структурой и формированием различных образов себя, в том числе идеализированных и/или используемых для публичной презентации при взаимодействии с социальным окружением.

Психологическое изучение вопросов, связанных с формированием представлений человека о себе и, главное, – с конструированием Я-образа, – получило кардинально новое значение в свете развития современных цифровых сред и онлайн-коммуникаций. В статье на основе обзора и анализа современных психологических исследований анализируется влияние цифровой среды на конструирование Я-образа человека, а также его Я-концепцию.

Психологические особенности онлайн-коммуникации

Современные сетевые технологии в историческом смысле появились совсем недавно, а широкое распространение получили около двух десятилетий назад. Однако за это время они стали существенной частью повседневной жизни и деятельности для большинства людей, а для молодых поколений – естественной средой обитания, в которую они погружены с самого рождения. Существование в цифровой среде и активное участие в сетевых коммуникациях имеет несколько ключевых особенностей, важных с точки зрения формирования Я-образа, Я-концепции, а также самоидентичности человека:

  • человек получает возможность взаимодействовать с большим числом новых социальных групп и сообществ, формируя новые социальные идентичности, которые становятся частью его Я-концепции;
  • свобода членства во многих виртуальных сообществах, простота входа и выхода, а также само разнообразие доступных сообществ обеспечивает уровень гибкости и разнообразия в выстраивании социальных отношений, недоступный ранее;
  • многообразие онлайн-сообществ, в которых участвует человек, способствует формированию множественных идентичностей, а также конструированию множества различных Я-образов, транслируемых на разные аудитории;
  • технологическая опосредованность взаимодействия, а также особенности цифровых платформ обеспечивают невозможный ранее уровень манипуляции информации о себе, используемой для конструирования публичного Я-образа, вплоть до создания полностью искусственных, фиктивных личностей, – при одновременной невозможности или затруднительности проверки ее подлинности партнерами по взаимодействию.

Таким образом, есть все основания полагать, что особенности онлайн-коммуникации и уровень погруженности в цифровую среду, особенно выраженный в случае молодых людей, социализация которых проходила в условиях активного погружения в цифровую среду, создают условия для трансформации Я-концепции и Я-образа человека и изменения связанных с ними психологических процессов. При этом современная психология только начинает понимать масштаб и характер таких изменений.

Психологические исследования конструирования Я-образа в цифровой среде

Обозначенные выше особенности онлайн-коммуникации не только стали важным стимулом для психологических исследований онлайн-поведения, но и способствовали разработке нового концептуального аппарата для анализа человеческого Я в контексте онлайн-коммуникаций. За последние годы в психологический оборот были введены такие понятия как «цифровое Я», «онлайн Я», «виртуальное Я», «цифровая идентичность» и др. Несмотря на принципиальные различия в трактовке понятий, они способствовали обоснованию специфических психологических феноменов и процессов, характерных для функционирования человеческого Я в цифровой среде.

Одним из наиболее популярных и часто используемых является понятие виртуального Я. Однако если в российской психологии это понятие часто обозначает любую форму представления человека в онлайн-коммуникациях, в зарубежных исследованиях оно, как правило, имеет более узкое значение и относится к виртуальному персонажу (аватару), которым человек управляет в цифровой среде, обычно – игровой. Психологическое значение имеет характер отношений между характеристиками личности человека и характеристиками аватара, которые представляют его в виртуальной среде. Однако характер этих отношений в настоящее время является не вполне ясным.

Некоторые исследования показывают, что Виртуальное Я, представленное аватаром, является своего рода расширением человеческого Я, становясь частью его Я-концепции и самоидентичности [4]. Однако другие работы указывают на качественные различия между Я-концепцией и виртуальным Я-образом, которые имеют важное психологическое значение. Так, А. Сух объясняет расхождение между характеристиками персонажа и личности пользователя в терминах теории само-расхождения: существенное расхождение между Я-актуальным и Я-виртуальным является источником внутреннего конфликта [5]. В работах Т. Леменагера также показывается, что дефицитность Я-концепции человека способствует росту самоидентификации с виртуальным персонажем, характерной для интернет-зависимых людей [6].

Однако виртуальное Я может выступать не только проекцией представлений человека о себе (реальных или желаемых), но и оказывать обратное воздействия на поведение и самовосприятие. Например, в исследовании М. Реу, Ю. Янга и В. Пена было выявлено, что виртуальные персонажи могут использоваться в психологических интервенциях, направленных на стимулирование здорового образа жизни [7]. Наделяя персонажа определенными характеристиками (например, стройностью) и поведенческими склонностями, человек тем самым воздействует на представления о самом себе, что может способствовать изменению поведения в реальном мире. Такому эффекту способствует реалистичность виртуальных персонажей, благодаря которой их поведение вызывает сильные физиологические реакции пользователей [8]. Это говорит о том, что виртуальное Я действительно может становиться частью идентичности и личности человека, не просто отражая его Я-концепцию, но и воздействуя на нее.

Другие исследователи используют понятие цифровой идентичности, цифрового Я и некоторые другие для обозначения более широких проявлений человеческого Я в цифровой среде и онлайн-коммуникациях. Так, Б. Руан и др., изучая роль активности профессионалов сферы здравоохранения в социальных медиа, рассматривают цифровую идентичность и цифровое Я в рамках теории профессиональной идентичности [9]. Как показало исследование, профессионалы быстро формируют цифровой образ и модель поведения, адаптированный к особенностям конкретной сетевой аудитории, которые становятся частью их профессиональной идентичности.

Аналогичную интерпретацию, но в более широком контексте психологических теорий идентичности, дает К. Дэвисон [10]. Она рассматривает цифровую идентичность как как следствие сознательных попыток сформировать образ себя в глазах окружающих за счет отбора информации, которая предоставляется в общий доступ. Отвечая на главный вопрос о том, отличается ли по своей сути формирование цифровой идентичности от формирования идентичности в реальном мире, она дает на него отрицательный ответ. При использовании онлайн-коммуникаций в социальных сетях люди, в принципе, демонстрируют тот же характер поведения, что и в реальной жизни, и опираются на свое «реальное Я». Этому способствует регулярный, повторяющийся характер взаимодействия в социальных сетях, который требует прочной укорененности в реальном «Я» для поддержания стабильных отношений. В то же время разнообразие ролей и аудиторий создают предпосылку для создания множества идентичностей, входящих в человеческое «Я».

Заключение

Суммируя результаты краткого обзора, можно заключить, что в международной психологической литературе признаются уникальные особенности функционирования психики в цифровой среде и влияние онлайн-коммуникаций на характер и последствия конструирования Я-концепции и Я-образа. Тем не менее, конкретное содержание и направленность трансформации структуры Я и Я-образа остается дискуссионным. Исследователи используют различные термины, наделяя их различающимся содержанием, и в то же время такие понятия как онлайн-Я, цифровое Я, цифровая идентичность и др., нередко используются как синонимы. Понятие виртуального Я используется преимущественно для описания виртуального персонажа (аватара), которым человек управляет в виртуальной среде, тогда как понятия онлайн-Я, цифрового Я и др. – в более широком контексте репрезентации Я в сетевых коммуникациях. Имеющиеся исследования позволяют предположить, что при определенных условиях образ человека в цифровой среде может быть как прямой проекцией Я-концепции, так и существенно отличаться от него, выполняя защитные психологические, социальные или инструментальные функции.

Список литературы

  1. Bailey J.A. Self-image, self-concept and self-identity revisited // Journal of the National Medical Association. 2003. Vol. 95. No. 5. P. 383-386.
  2. Baumeister R.F. Self-concept, self-esteem, and identity // Personality: Contemporary Theory and Research / Ed. by V.J.Derlega, B.A. Winstead, W.H. Jones. Chicago: Nelson-Hall Publishers, 1999. P. 339-375.
  3. Wright R. Self-Certainty and Self-Esteem // Extending Self-Esteem Theory and Research: Sociological and Psychological Currents / Ed. by T. J. Owens, S. Stryker, N. Goodman. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 101-134.
  4. Crowe N. 'It's like my life but more, and better!' - Playing with the Cathaby Shark Girls: MMORPGs, young people and fantasy-based social play // International Journal of Adolescence and Youth. 2010. Vol. 16. No. 2. P. 201-223.
  5. Suh A. Discrepancy between Actual Self and Virtual Self: theoretical extensions, measurement and relation to contribution in virtual communities // PACIS 2010 Proceedings. 2010. P. 1971-1978.
  6. Lemenager T. et al. “Who am I” and “How should I be”: a systematic review on self-concept and avatar identification in gaming disorder // Current Addiction Reports. 2020. Vol. 7. No. 2. P. 166-193.
  7. Rheu M., Jang Y., Peng W. Enhancing healthy behaviors through virtual self: a systematic review of health interventions using avatars // Games for Health Journal: Research, Development, and Clinical Applications. 2020. Vol. 9 No. 2. P. 85-94.
  8. Fox J., Bailenson J.N., Ricciardi T. Physiological responses to virtual selves and virtual others // Journal of CyberTherapy & Rehabilitation. 2012. Vol. 5. Issue 1. P. 69-73.
  9. Ruan B. et al. Defining the Digital Self: A qualitative study to explore the digital component of professional identity in the health professions // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22. Issue 9. e21416. 11 p.
  10. Davison C. Presentation of digital self in everyday life: towards a theory of digital identity. PhD Thesis. RMIT University, 2012. 267 

Интересная статья? Поделись ей с другими: