УДК 34

Механизм реализации арестованного имущества

Гурьев Евгений Юрьевич – cтудент Московского университета им. С.Ю. Витте

Аннотация: Актуальность данного исследования выражается в том, что в сфере рыночных отношений принудительная реализация имущества должника посредством проведения открытых торгов в форме аукциона широко применяется не только в России, но и зарубежных странах. Недостаточное понимание механизмов реализации арестованного имущества может привести к коррупции и злоупотреблениям властью со стороны должностных лиц, ответственных за данный процесс. По мнению авторов, в недостатках этой нормы и кроется одна из основных проблем неэффективности реализации арестованного имущества в Российской Федерации.

Ключевые слова: арестованное имущество, открытый аукцион, реализация арестованного имущества, торги, электронные торги.

С развитием рыночных отношений в Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров на аукционах, т.е. на конкурентных условиях для участников, вошло в практику построения экономических отношений (в области аренды земли, публичных торгов и т.д.). Как способ принудительной реализации имущества должника имущественные торги широко практикуются как в России, так и в зарубежных странах.

С другой стороны, текущие показатели работы Федеральной службы взыскания (ФССП) свидетельствуют о неэффективности реализации арестованного имущества на торгах: В 2022 году ФССП арестовала имущество на сумму 246,8 млрд. рублей, что на 14% больше, чем в 2021 году, но при этом общая сумма выручки от реализации в 2022 году составила около 32 млрд. рублей, что составляет всего 32 млрд. рублей. Таким образом, в 2022 году сотрудники ФССП реализовали только 13% конфискованного имущества [7].

Часть 3 ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) [1] устанавливает, что обращение взыскания на имущество должника осуществляется путем проведения публичных торгов в форме аукциона. Как представляется, одна из основных проблем эффективной реализации арестованных товаров в Российской Федерации заключается в недостатках данной нормы.

Во-первых, следует отметить, что с учетом современных реалий публичные торги в форме аукциона являются устаревшим способом реализации имущества должника. Наиболее перспективной моделью реализации имущества должников, на наш взгляд, является система электронных сделок.

В то же время в настоящее время российский законодатель предусматривает использование электронных аукционов только в случаях, когда должник является неплатежеспособным. По-видимому, существует несколько причин, по которым традиционные публичные торги не показывают высокой эффективности в отличие от электронных аукционов.

Во-первых, Россия, как и весь остальной мир, является страной, где общество стремительно переходит на цифровые технологии. Исследования показывают, что российские граждане все чаще предпочитают совершать покупки и продажи через Интернет. Так, в первой половине 2023 года количество россиян, совершающих покупки в Интернете, увеличилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года [5]. Таким образом, если электронные закупки полностью соответствуют современной концепции цифровизации экономики, то традиционные открытые аукционы - нет.

Во-вторых, недостаточно эффективными признаны методы предоставления информации потенциальным участникам открытых конкурсов. Сегодня такая информация предоставляется:

  • в печатных СМИ;
  • на официальных сайтах https://torgi.gov.ru/, http://fssp.gov.ru/torgi/. Это предусмотрено ч. 3 ст. 90 Исполнительного процессуального кодекса.

В настоящее время печатные СМИ не являются востребованным российским населением медиаисточником: По данным опроса ВЦИОМ, за последние восемь лет количество граждан, предпочитающих читать СМИ в электронном формате вместо печатного, увеличилось почти в два раза; в 2014 году электронный формат предпочитали 34% граждан, а в 2023 году электронные форматы будут предпочитать 62% [6].

Доступ российских граждан к официальным сайтам также невысок. Поэтому с декабря 2022 года [2] государственные органы, в том числе и Федеральная служба гражданского судопроизводства, обязаны иметь аккаунты в популярных в стране социальных сетях.

Очевидно, что социальные сети рассматриваются как более простой, понятный и доступный способ получения информации для граждан, чем официальные сайты. В этой связи трудно понять, почему социальные сети не входят в число мест, где должна размещаться информация об открытых конкурсах.

В связи со сложившейся ситуацией информация об объектах, выставляемых на торги и аукционы, практически недоступна и неизвестна широкому кругу потенциальных покупателей. Такая ситуация напрямую влияет на недостаточный уровень конкуренции в отрасли и приводит к значительным убыткам.

Тем более что на практике стоимость объектов, на которые обращено взыскание, может составлять до 40-50% от рыночной стоимости. Успех электронных торгов арестованным имуществом был продемонстрирован в 2011 году Республикой Татарстан (Россия). В частности, 30 марта 2011 года между Правительством Республики Татарстан и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) было подписано соглашение о реализации пилотного проекта по продаже заложенного имущества путем проведения электронных торгов на электронной площадке республики [4].

В феврале 2021 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 1112339-7 [3], которым предлагалось введение электронного формата торгов арестованного имущества, публикация сведений о проведении этих торгов в сети Интернет.  Данный законопроект был принят в первом чтении 13 апреля 2021 года, но не прошел второе чтение и был отклонен 21 марта 2023 года.

Отклонение Закона № 1112339-7 является, на наш взгляд, негативным решением, не способствующим дальнейшему развитию законодательства о реализации арестованных товаров. Предложения о переводе аукционов по продаже арестованных товаров в России в электронный формат выдвигаются уже несколько лет. На наш взгляд, эти предложения полностью оправданы. Электронный формат, по сравнению с традиционной моделью аукциона, значительно упростит всю процедуру реализации арестованного имущества, как для судебных приставов, так и для других заинтересованных лиц.

Электронные торги арестованным имуществом в будущем можно будет рассматривать как очень правильную правовую меру. Введение в российское законодательство электронных торгов арестованным имуществом также будет способствовать повышению прозрачности процедуры реализации такого имущества. В настоящее время распространенной проблемой на практике является сговор между участниками торгов с целью снижения цены покупки конфискованного имущества. Существуют также проблемы с приемом заявок на участие в государственных тендерах. В частности, при определении соответствия заявки правилам часто играет роль простой человеческий фактор. Переход к электронному формату торгов позволит свести эту ситуацию к минимуму.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процедура реализации конфискованного имущества в Российской Федерации нуждается в реформировании. На наш взгляд, в настоящее время существует объективная необходимость создания механизмов цифровизации и правового регулирования данной сферы деятельности. В частности, предлагаем: закрепить в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве возможность реализации арестованного имущества посредством электронных торгов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2022 № 2523-р «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 37. Ст. 6381.
  3. Законопроект № 1112339-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части проведения торгов в электронной форме». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1112339-7 (дата обращения 20.11.2023).
  4. В Татарстане запустят электронную площадку по продаже арестованного имущества. URL: https://aetp.ru/news/item/149206 (дата обращения 20.11.2023).
  5. Григоренко, Ю. В. Механизм реализации арестованного имущества: проблемы и перспективы развития / Ю. В. Григоренко, В. Г. Гриб // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 8. – С. 203-207.
  6. Почему россияне перестали читать бумажную прессу: опрос ВЦИОМ. URL: https://actualcomment.ru/pochemu-rossiyane-perestali-chitatbumazhnuyu-pressu-opros-vtsiom-2301121153.html (дата обращения 20.11.2023).
  7. ФССП сумела продать лишь 13 процентов арестованного имущества. URL: https://octagon.media/ekonomika/fssp_sumela_prodat_lish_13_procentov_arestovan nogo_imushhestva.html (дата обращения 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: