УДК 342.41

Конституция России и США: сравнительный анализ

Евлахов Владислав Романович – студент Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Наумова Евгения Валерьевна – старший преподаватель кафедры Конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: Статья посвящена сравнению основных законов двух крупнейших и значимых государств мира – США и России. На основе проведенного анализа и сравнения достоинств и недостатков конституций указанных государств предлагаются изменения в текущую редакцию Конституции РФ для укрепления конституционализма и демократии.

Ключевые слова: конституционализм, правительство, глава государства, местное самоуправление, конституционные поправки, форма правления.

Конституция является основным законом, обладающим высшей юридической силой как для Российской Федерации, так и для Соединенных Штатов Америки.

История зарождения и развития конституционализма в этих, несомненно самых влиятельных государств мира, имеет диаметрально противоположные пути. Если конституционализм современной России зародился чуть более 30 лет назад, то американский конституционализм имеет почти 300-летнюю историю. Конституция США является одной из самых первых конституций в мире и стал ориентиром для создания основных законов будущих государств. Конституция России имеет хоть и короткую, но достаточно богатую историю, которая полна противоречий и спорных решений.

Одной из особенностей Конституции США является то, что основные права и свободы человека и гражданина в первоначальной редакции основного закона не были закреплены. Они были закреплены в числе первых 10 поправок, которые получили неофициальное название «Билль о правах». Конституция РФ перечень основных прав и свобод человека и гражданина содержит в первой же главе и уже на протяжении 32 лет остаются неизменными.

Другой особенностью американской конституции является отсутствие закрепленных полномочий высшего исполнительного органа – Кабинета министров. В Конституции РФ, напротив, полномочия Правительства, порядок избрания его членов и премьер-министра закреплены в Главе 6. Важно также отметить, что главой Кабинета министров США является Президент, что является неотъемлемым элементом президентских республик. В России, формально главой Правительства является его Председатель, однако большинство «весомых» министерств, таких как министерство обороны, внутренних дел, находятся в прямом подчинении Президента РФ, и соответствующие министры назначаются непосредственно им. Данное обстоятельство вызывает частые споры среди ученых о том, к какой форме правление следует отнести РФ и выбор варьируется от полупрезидентских смешанных до суперпрезидентских республик.

Другой особенностью государственного устройства США является наличие должности вице-президента. Несмотря на очевидную роль «замены» президента, в случае его отставки или кончины, вице-президент играет важную политическую роль и при процедуре выборов, выборщики обращают внимание не только на кандидатов в президенты США, но и вице-президентов, поскольку лицо, замещающее данную должность также формирует позицию текущей политической партии и активно участвует в политической жизни государства. Российская конституция не предусматривает наличие данной должности, что мнению некоторых ученых-конституционалистов является упущением. Следует заметить, что Конституция СССР редакции 1990 года и Конституция РСФСР до 1992 года предусматривали наличие данной должности. Однако укрепление президентской власти и попытки сначала путча в 1991 году, а затем политического кризиса в 1993 году привели к тому, что в Конституции РФ 1993 года данная должность отсутствует полностью [6, c. 57].

Что касается выборов главы государства, то Конституция США имеет достаточно сложную и как подчеркивают многие авторы, несправедливую систему выборов Президента США. Фактически, выборы осуществляют так называемые выборщики, за которых сначала голосуют граждане США. В истории США имелись прецеденты, когда президентом становилось за которое проголосовало меньшее количество граждан, но большее количество выборщиков [1, c. 43]. В связи с этим, на выборах 2000 и 2020 годов наблюдался политический кризис, связанный с выборами президента США. В России выборы Президента имеют традиционную форму – граждане РФ непосредственно в день выборов голосуют за кандидата, утвержденного ЦИК РФ.

Далее, Конституция США не предусматривает наличие прав и гарантий для местного самоуправления [4]. В то же время, Конституцией РФ предусмотрена отдельная глава для местного самоуправления. Справедливости ради следует отметить, что фактически местное самоуправление США имеет гораздо больше прав и гарантий, нежели в России, где местное самоуправление скорее является приматом органов государственной власти, что особенно находит свое выражение в организации выборов на уровне местного самоуправления [5, c. 118].

Порядок внесения изменений и поправок в конституциях исследуемых государств также имеет свои особенности. Формально в Конституцию США могут быть внесены любые поправки. Однако их внесение требует согласия двух третей членов каждой из палат Конгресса США или созыва Национального конвента [4]. В Конституции РФ главы 1, 2 и 9 фактически могут быть изменены по решению Конституционного собрания. Другие главы имеют более упрощенную процедуру внесения изменений и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, что отражено в ст. 136 Конституции РФ. Изменения в ст. 65 Конституции РФ происходят наиболее часто, что обусловлено изменением субъектного состава России [3].

Еще одним фундаментальным отличием является принцип федерализма. Несмотря на то, что США, как и РФ является федеративным государством, принципы построения федеративного государства серьезно отличаются. Данное обстоятельство обусловлено исторически. Как известно, США образовались как содружество независимых государств (штат от англ. state – государство), в связи с чем, каждый штат США обладает атрибутами независимого государства. У каждого штата собственное уголовное, административное и гражданское законодательство. В некоторые штаты функционируют на основе англо-саксонской правовой семьи, другие романо-германской [2, c. 234]. Федеративному устройству России посвящена глава 3 Конституции РФ. В отличие от США субъекты РФ обладают меньшей суверенностью. Субъекты РФ не могут принимать собственные законы, регулирующие гражданские, уголовные, административные и многие другие отношения. Вертикаль власти в России идет сверху вниз, а построение экономических взаимоотношений построено таким образом, что часть регионов буквально содержит другие регионы [3]. Если в США столица государства является лишь политическим центром, то в России Москва является экономическим, политическим и культурным центром, в то время как регионы являются малопривлекательными перифериями.

Как видно, между основными законами США и России имеются существенные отличия, что в свою очередь приводит к различным экономическим, политическим и социальным результатам. Обозначив недостатки и достоинства Конституции США, хотелось бы предложить внести изменения в Конституцию России, которые позволили бы укрепить конституционализм в РФ и улучшить его внутреннее устройство.

Прежде всего, необходимо вернуть должность вице-президента. Очевидным является тот факт, что Россия является государством с сильной властью конкретного персонифицированного лица, что, как многие полагают обусловлено исторически. Однако, сама история учит, что утрата власти главой государства приводит к политическим и социальным потрясениям. Во избежание подобных ситуаций, необходимо закрепить данную должность, которая смогла бы обеспечить безопасный трансфер власти, минуя кризисные ситуации. Текущая редакция Конституции РФ предполагает, что исполнять полномочия Президента РФ может Председатель Правительства РФ, однако данное лицо фактически лишено полномочий, предполагающих руководство военными структурами и органами внутренних дел, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, что уже происходило дважды в начале 90-х годов ХХ века.

Федеральное устройство России также должно быть преобразовано в сторону усиления значения регионов РФ. Прежде всего это необходимо для их экономического развития и закрепления уже закрепленного принципа федерализма. Считаем, что инициатива возбуждения уголовных дел в отношении глав субъектов РФ должна исходить от региональных органов и граждан соответствующего субъекта. Однако, для этого необходимо законодательно закрепить механизм формирования органов исполнительной и судебной власти региональными органами власти. Таким образом, органы власти субъектов РФ могут получить большую самостоятельность. Экономическую обособленность необходимо обеспечить за счет закрепления конституционной гарантии полученных налогов субъектами РФ за доходами предприятия, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от того, где зарегистрировано юридическое лицо.

Наконец, существующие нормы Конституции РФ не дают необходимых гарантий для реализации самостоятельности решения населением вопросов местного значения. Необходимо закрепить более четкие нормы, позволяющие местным жителям формировать органы местного самоуправления без вмешательства региональных органов власти. Разумеется, одними лишь внесениями изменений в Конституцию дело не должно ограничится. Однако, поскольку Конституция РФ является базисом для других законодательств, то фундамент необходимых позитивных изменений должен быть заложен в основном законе, а затем, на основе данных норм, должны быть внесены изменения в федеральные законы, либо же должны быть принятые новые нормативные акты.

Список литературы

  1. Джалсанова Е.С., Купцаев С.А., Чудутова А.М., Тугусова Б.Ю. «Особенности законодательной власти в США по Конституции» // Аграрное и земельное право. N. 7 (211), 2022. С. 42-44;
  2. Домрин А.Н. «Поправки и «поправки» к Конституции США» // Конституционный вестник. N. 5 (23), 2020. С. 233-243;
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения 17.09.2023);
  4. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И., под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. М.: Прогресс-Универс, 1993;
  5. Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. № 2007. С. 116-127;
  6. Медведева С.В. «К вопросу о предпосылках политико-конституционного кризиса 1993 года в России» // Научные междисциплинарные исследования. N 5, 2020. С. 56-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: