УДК 342

Международные правовые основы института обращений граждан в органы публичной власти

Цуканов Сергей Сергеевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры Теории и истории права и государства Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия.

Гучанов Илья Владимирович – магистрант по программе «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам» Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Проводится анализ международных правовых основ института обращения граждан в органы публичной власти. Автор приходит к выводу, что в отличие от национального законодательства, международные документы не содержат прямых указаний о праве граждан на обращение в государственные органы. Однако, это право следует рассматривать отдельно от других основных прав и свобод человека и гражданина, и вносить необходимые дополнения в область международно-правового регулирования. Право на обращение в государственные учреждения является составной частью других основных свобод и прав, таких как право на защиту и свободное выражение мнения. Это также процессуальное право, позволяющее обратиться за поддержкой в случае нарушения прав к соответствующим органам. Международные и региональные законодательные документы подчеркивают необходимость признания права людей на обращение в государственные органы для обеспечения основных прав и свобод.

Ключевые слова: обращение граждан, органы государственной власти, история, история государства и права, институт обращений граждан, международные правовые акты.

Предоставленная государством (путем закрепления в соответствующих нормативных актах) возможность для граждан по принятию как непосредственного, так и опосредованного участия в реализации общественно полезной деятельности является важной составляющей института демократии. Российская Федерация, как правовое государство, определила место данной отрасли взаимоотношений посредством формирования конституционного принципа (ст. 33 Конституции РФ): «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Международные стандарты в области прав человека, включая право на свободу выражения мнений и ассоциаций, предусматривают, что граждане должны иметь возможность обращаться в органы власти без страха репрессий или дискриминации. Эти стандарты призывают к созданию эффективных механизмов для рассмотрения жалоб и обеспечения справедливости и равенства.

Идея права на петицию впервые получила законодательное отражение в Англии в 1689 году после Глорийской революции. Этот принцип был затем закреплен в Билле о правах (1689) и был существенным шагом в направлении развития гражданских свобод и обязанностей. Право на петицию стало непременным элементом парламентской демократии и предоставило гражданским правам более активную роль в управлении государством.

Конституция Франции, принятая 3 сентября 1791 года, гарантировала каждому гражданину «свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, подписанные отдельными гражданами». 8 Это чрезвычайно значимое положение, введенное в Конституцию, открывало широкие возможности для гражданского участия в правительственном процессе. Теперь каждый человек, независимо от своего образования, положения в обществе или имущественного положения, мог выразить свою волю и проблемы, обратившись к правительственным органам через петиции.

Получив первоначальное закрепление во внутригосударственном законодательстве, право граждан на обращение в органы власти было отражено и в различных международных соглашениях. Это свидетельствует о том, что признание и защита этого права являются важными аспектами гражданского общества. Обращение в органы власти позволяет гражданам выражать свои мнения, предлагать инициативы, а также защищать свои интересы и права. Благодаря включению данного права в международные соглашения, оно приобретает универсальное значение, что способствует его соблюдению и защите со стороны государств. Отражение права на обращение в органы власти в международных документах также подчеркивает его важность для развития и поддержания демократических процессов и принципов. Это свидетельствует о стремлении международного сообщества создать условия для участия граждан в принятии решений, обеспечивая уважение и защиту их гражданских свобод и прав. Все эти факторы подтверждают, что право граждан на обращение в органы власти является неотъемлемым элементом демократического правового государства и ключевым принципом современной правовой системы [1].

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генассамблеей ООН 10 декабря 1948 года[2], заложила фундаментальные основы для защиты прав и свобод каждого человека. В преамбуле этого документа было четко закреплено, что каждый человек обладает неотъемлемыми правами и не должен быть поставлен в неравное положение или подвергаться дискриминации по каким-либо основаниям.

Одним из важных аспектов декларации является обещание об эффективном восстановлении прав тех, кто столкнулся с их нарушением. Документ подчеркивает, что каждый человек имеет право на такую защиту судебными органами своей страны. Это означает, что никто не должен оставаться без правовой защиты и возможности восстановления своих основных прав. Иными словами, если чьи-либо права были нарушены, будь то на основании конституции или закона, то человек имеет право обратиться в компетентные национальные суды для восстановления справедливости. В таких случаях суды должны вынести справедливое решение и принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав. Декларация прав человека стала важным документом, обеспечивающим универсальную принадлежность правам и свободам человека. Ее принятие отразило стремление мирового сообщества к созданию более справедливого и гуманного мира, где каждый человек может жить в равенстве и достоинстве. Этот принцип, закрепленный в декларации, актуален и в наше время, напоминая нам о непреложной необходимости защиты и соблюдения прав каждого человека.

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гарантирует всем индивидуумам право на свободу мысли и слова. Это право охватывает свободу иметь собственные убеждения и свободу распространять их без какого-либо вмешательства или ограничений. Свобода мысли и слова является одним из фундаментальных прав человека, которые должны быть признаны и защищены каждым государством и правительством.

В Конвенции, принятой в 1950 году, и в Декларации прав человека, принятой в 1948 году, не указывается явно право на подачу обращений в органы государственной власти. Однако, данное право предполагается в случае использования права на эффективное средство защиты в государственных судебных или административных учреждениях, а также при возможности свободно выражать свои мысли и мнения.

Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает, что «1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.» [3].

Если права человека нарушены даже официальными лицами, это не означает, что пострадавший лишен возможности защитить их в судебном порядке. Компетентные органы, включая суды, административные органы и законодательные органы, должны обеспечить возможность рассмотрения дела и принятия решения в пользу пострадавшего. Кроме того, в правовой системе государства могут быть предусмотрены и другие компетентные органы, которые также могут способствовать защите нарушенных прав.

Вывод. В отличие от национального законодательства, международные документы не содержат прямых указаний о праве граждан на обращение в государственные органы. Однако, это право следует рассматривать отдельно от других основных прав и свобод человека и гражданина, и вносить необходимые дополнения в область международно-правового регулирования. Право на обращение в государственные учреждения является составной частью других основных свобод и прав, таких как право на защиту и свободное выражение мнения. Это также процессуальное право, позволяющее обратиться за поддержкой в случае нарушения прав к соответствующим органам. Международные и региональные законодательные документы подчеркивают необходимость признания права людей на обращение в государственные органы для обеспечения основных прав и свобод.

Список литературы

  1. Лиц М. О. Законодательное и международное регулирование права граждан на обращение в органы публичной власти / М. О. Лиц, М. А. Соколкова // Вестник тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2015. – № 1 (1). – С.106-113.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291.

Интересная статья? Поделись ей с другими: