УДК 372.8

Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в повседневной жизни

Бессчетнова Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Аннотация: Статья посвящена проблеме сохранения здоровья и жизни подрастающего поколения. Так как в современном мире количество источников опасности не только не снижается, но, наоборот, возрастает. В связи с этим, жизненной необходимостью является ознакомление подростков с правилами безопасного поведения в повседневной жизни и формирование навыков реализации такого поведения. В работе представлены результаты исследования уровня информированности учащихся в области безопасного поведения в повседневной жизни.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, обучающиеся.

Потребность в безопасности является значимой в жизни каждого человека. По своей важности она уступает только базовым потребностям, обеспечивающим нашу жизнедеятельность. Остальные потребности могут быть реализованы только после того, как человек почувствует себя в безопасности. Поэтому можно сказать, что безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и ее значимость неуклонно повышается.

В «Толковом словаре Ожегова» дается определение безопасности как состояния, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [1].

Феномен безопасности может быть исследован на разных уровнях: глобальном, национальном, индивидуальном. Однако обеспечение безопасности на всех уровнях выстраивается на фундаменте защищенности личности и обеспечении ее законных интересов. А, значит, понятие безопасности должно учитывать не только существующие, но и потенциальные угрозы. Можно считать, что безопасность всего общества зависит от защищенности и соблюдения интересов как большинства, так и каждого человека в отдельности [4, с. 291].

Понятие «безопасность» имеет более широкое значение, чем «защищенность», так как включает в себя не только физическую защищенность, но и отсутствие угроз на протяжении всего процесса жизнедеятельности каждого человека.

В большей степени современным реалиям соответствует трактовка безопасности как «условия или состояния дел, при которых субъект может защищать и эффективно отстаивать свои ценности от внешних угроз и рисков» [10, с. 184]. Последние могут иметь военный или невоенный характер, проистекать из разных источников и зачастую с трудом поддаваться прогнозированию.

Безопасность – многогранное понятие. Это отражение нормального состояния всех видов и форм нашей многообразной реальности, а также необходимый элемент для развития личности и общества в целом. На уровне отдельного человека стремление к безопасности выражается в двух аспектах:

  • желании найти защиту от внешних угроз (преступность, терроризм, экономическая нестабильность, стихийные бедствия, катастрофы и т.д.). В этом случае человек ищет внешнюю силу, способную его защитить. Такой силой обычно выступает государство.
  • необходимость выбора таких способов деятельности, отношений и поведения, которые были бы продуктивными и не приводили к неоправданному риску. Здесь человек сам ответственен за собственную безопасность, и не рассчитывает на помощь со стороны [6, с. 11].

Получается, что в основе безопасности человека лежит безопасное поведение. Существует несколько определений этого термина. Они различаются в зависимости от целей и задач работы исследователя, а также от особенностей научных направлений. Так, безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [5]. Согласно другой трактовке, безопасным поведением является произвольное поведение, направленное на сохранение или увеличение соматического благополучия индивида, снижение риска несчастных случаев и болезней [9, с. 75]. По мнению С. П. Гвоздий, безопасное поведение – это своеобразная активность, которая не несет в себе опасности, защищает человека от опасности; не оказывает вреда ни самой личности, ни природе [Цит. по: 8, с. 91].

Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность. У человека безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, благодаря которым контакт с окружающими условиями становится относительно безопасным. Эти действия опосредствуют отношения людей к свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивают удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей. Формирование безопасного поведения у обучающихся с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности психики, физиологических возможностей и жизненного опыта. [5, с. 7].

В формировании безопасного поведения должны принимать участие и семья, и образовательные организации. Важный акцент в обучении безопасному поведению ставится на адекватном построении системы ценностей и мотивов обучающихся. Так, безопасное поведение может быть выстроено на нескольких уровнях:

  • физиологическом – функциональное, психоэмоциональное состояние и физиологические особенности нервной системы (сила, устойчивость, гибкость, скорость реакции);
  • социальных установок – стереотипы, автоматизмы, диспозиции человека;
  • уровне целенаправленного поведения – развитие волевого компонента деятельности [5, с. 11].

В формировании безопасного поведения необходимо не только сосредоточиться на предотвращении неприятностей, но и на развитии личностных характеристик, определяющих благополучие личности: таких, как оптимизм, честность, готовность к сотрудничеству, надежность, настойчивость, храбрость, способность вникать в суть происходящего. Для воспитания у обучающихся таких характеристик необходимо учить их понимать себя, вникать в суть происходящих явлений и гибко реагировать на вызовы среды [11].

Выделяют психологические механизмы безопасности, формирование и развитие которых обеспечивают безопасность жизни в современной городской среде. К ним относятся рефлексия, восприятие, систематизация знаний об объекте, осознание возможных последствий опасного явления и способов предупреждения опасности, волевая мобилизация, автоматизация реакции в опасной ситуации.

Для формирования навыков безопасного поведения у обучающихся необходимы следующие аспекты: 

  • теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (понимание концепций риска, безопасности, опасности и т.д.);
  • формирование умений и навыков поведения в опасных ситуациях;
  • психологическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);
  • развитие качеств личности, способствующих безопасному поведению (дальновидности, гуманности, оптимистичности и др.) [2,5, с. 13].

Само по себе безопасное поведение состоит из трех компонентов: прогнозирование опасности; система действий по ее предотвращению; опыт взаимодействия с опасными ситуациями.

Прогнозирование возможных опасных ситуаций происходит благодаря выявлению их устойчивых связей и признаков, а также жизненному опыту, который накапливает факты повторяющихся связей между признаками опасности и ее последующим развитием. Знания о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках позволяют распознать опасную ситуацию, спрогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней и на основе этого принять решение и выбрать подходящую модель поведения.

Система действий по предотвращению опасной ситуации включает наблюдение и контроль состояния окружающей среды, регуляцию собственного поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, адекватное степени опасности поведение, а также применение способов защиты от опасности.

Под опытом взаимодействия с опасными ситуациями понимаются соответствующие знания, умения и навыки, наличие практики выхода из подобных опасных ситуаций, физическая и психологическая готовность к осуществлению выбранного варианта поведения [7, с. 70].

Таким образом, безопасное поведение – это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность. Его формирование должно начинаться с раннего детства и происходить, в первую очередь, на примере поведения значимых для ребенка взрослых. Поэтому можно сказать, что в процессе формирования навыков безопасного поведения значимую роль играют семья, школа и другие образовательные организации.

С целью определения склонности обучающихся к небезопасному поведению и выявления эффективных способов формирования у них навыков безопасного поведения в повседневной жизни нами было проведено исследование. В исследование приняли участие обучающиеся 14-15 лет.

Насколько хорошо учащиеся осведомлены о том, какое поведение считается безопасным в различных ситуациях повседневной жизни. Для этого мы разработали тест, состоящий из двенадцати вопросов закрытого типа, т.е. учащимся нужно было выбрать один (или несколько) из предложенных вариантов ответа.

Помимо тестирования нами была также проведена психологическая методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева. Поскольку многие подростки нередко сознательно выбирают рискованное поведение по целому ряду причин (обратить на себя внимание, завоевать авторитет, из чувства противоречия взрослым, из-за сложной психологической ситуации в семье или школе и т.д.), то пренебрежение мерами безопасности может быть следствием такой склонности к риску, а не незнания правил безопасного поведения.

Итак, сначала было проведено тестирование. Вопросы теста касаются безопасности при пожаре, на водоемах в летнее и зимнее время, на дороге, при неблагоприятной экологической обстановке, в квартире, в городе. Мы хотели выявить, какие из тем учащиеся знают лучше, а какие хуже. В таблице 1 показан процент верных и неверных ответов в классе на каждый вопрос.

Таблица 1. Процент верных и неверных ответов на вопросы вводного теста.

№ п/п

Текст вопроса

Ответ

Верно

Неверно

1

При помощи чего запрещено тушить включенные в сеть электроприборы?

 88%

12%

2

Горит входная дверь в вашу квартиру. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

71%

29%

3

Какое место считается самым безопасным для пассажира в легковом автомобиле?

53%

47%

4

Как правильно пешеходу перейти проезжую часть в соответствии с правилами дорожного движения?

100%

-

5

Какие из приведенных правил безопасного поведения на зимних водоемах верны?

82%

18%

6

Что надо делать, чтобы избежать судороги при купании?

71%

29%

7

По обочинам автотрасс часто растут ягоды и грибы. Можно ли их собирать и почему?

53%

47%

8

Опасно ли с экологической точки зрения пить воду из незнакомых родников?

59%

41%

9

Каким путем вы будете идти, возвращаясь вечером домой?

71%

29%

10

Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Как вы поступите?

82%

18%

11

Как необходимо поступить, если вы одни дома, и вам позвонили в дверь, а ответа на вопрос: «Кто там?» не последовало и через некоторое время всё повторилось?

76%

24%

12

Какова одна из основных причин возникновения опасных ситуаций в квартире (доме)?

82%

18%

Из таблицы можно сделать вывод, что все учащиеся знают, как должен вести себя пешеход. Кроме того, большинство ответили правильно на вопросы, касающиеся безопасного поведения в квартире: пожарная безопасность – 88 % и 71 % верных ответов, опасные ситуации в квартире (доме) – 82 % верных ответов. Можно также отметить, что учащиеся плохо знают правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных условиях (53 % и 59 % верных ответов по этой теме). Возможно, это говорит о том, что учащиеся недостаточно серьезно воспринимают проблему ухудшения экологии. Или же они редко сталкиваются с описанными в вопросах ситуациями. Стоит также отметить, что часть учащихся дали неверные ответы на вопросы, связанные с безопасным поведением в городе (29 % и 18 %). Отчасти это может быть вызвано свойственным подросткам пренебрежением к советам и правилам безопасности, которым их обучают взрослые. Многие подростки стремятся доказать окружающим, в первую очередь, сверстникам, что уже достаточно взрослые и смелые, и готовы ради этого на необдуманные небезопасные поступки.

Для перевода баллов в оценку мы разработали критерии. Они включают в себя четыре уровня и соответствуют принятой в школе системе отметок: «высокий» уровень – «отлично» или «5», «хороший» – «хорошо» или «4», «низкий» – «удовлетворительно» или «3», «недостаточный» – «неудовлетворительно» или «2». Критерии содержат характеристику ответа обучающегося. Также указано, какое количество баллов теста соответствует каждому уровню информированности (таблица 2).

Таблица 2. Критерии оценки уровня знаний обучающихся о правилах безопасного поведения.

Уровень

Критерий

Оценка и количество набранных баллов

Высокий

Знает правила безопасного поведения в основных ситуациях повседневной жизнедеятельности. Может назвать основные опасности, с которыми можно столкнуться в школе, дома, в городе, на природе. Понимает необходимость безопасного поведения.

Отлично

(11-12 баллов)

Хороший

Знает правила безопасного поведения в некоторых повседневных ситуациях. Может назвать основные опасности, но не всегда осознает значимость безопасного поведения. Допускает ошибки при выборе правильного варианта поведения, иногда отдавая предпочтение более рискованному, если он более быстрый.

Хорошо

(9-10 баллов)

Низкий

Допускает ошибки при определении правил безопасного поведения в повседневных ситуациях. Может назвать некоторые опасности, но затрудняется объяснить важность выбора безопасного типа поведения.

Удовлетворительно

(7-8 баллов)

Недостаточный

Затрудняется объяснить, для чего нужны правила безопасного поведения и почему их следует придерживаться. Затрудняется назвать опасные ситуации повседневной жизни и способы выхода из них.

Неудовлетворительно

(0-6 баллов)

Затем для наглядности мы представили результаты в виде гистограммы (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Уровень осведомленности обучающихся о правилах безопасного поведения в повседневной жизни.

Из гистограммы видно, что больше всего учащихся продемонстрировали низкий (42 %) и хороший (35 %) уровень знаний. Частично это можно объяснить тем, что занятия по предмету ОБЖ ведутся только один раз в неделю, и учащиеся быстро забывают материал, а также, возможно не всегда могут связать полученные знания с практикой. Можно сделать вывод, что необходима дополнительная работа по актуализации знаний учащихся и формированию у них навыков безопасного поведения.

Далее мы попросили учащихся ответить на вопросы психологической методики А. Г. Шмелева «Исследование склонности к риску» [32, с. 496]. Предварительно мы обсудили методику со школьным педагогом-психологом и получили разрешение на ее проведение под руководством педагога-психолога, который также помогал интерпретировать результаты. Дело в том, что пренебрежение правилами безопасного поведения может быть следствием такой склонности.

Известно, что риску присущи стимулирующая и защитная функции. Стимулирующая функция имеет конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств) и деструктивный (авантюризм, волюнтаризм) аспекты. Анализ склонности к риску как черты характера имеет большое значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску. Однако высокий показатель не всегда говорит о решительности человека. Он может указывать на склонность к авантюризму.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы методики. Всего 50 вопросов, отвечать нужно «да» или «нет», не раздумывая над ответом. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл, затем подсчитывается сумма баллов, исходя из которой, определяется уровень склонности подростка к риску.

Результаты проведения методики показаны на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Распределение уровня склонности обучающихся к риску (по методике А. Г. Шмелева).

Мы видим, что низкий уровень склонности к риску показали только четверть обучающихся, а 35 % склонны к совершению рискованных действий и пренебрежению безопасным поведением. Такие результаты отражают одну из особенностей подросткового возраста. Подростки часто считают, что взрослые слишком осторожны, тревожатся по пустякам. Многим подросткам свойственны бесшабашность и легкомысленное отношение к ситуациям даже к тем, которые потенциально опасны. Для подростка риск – это способ утвердиться в компании друзей; доказать родителям, что он «взрослый». Обычно рискованные действия подростки совершают из-за возможности получить положительные эмоции, снять стресс или же получить дозу адреналина для нового опыта, знакомства, отношений. При этом вполне возможно, что склонные к риску подростки знакомы с правилами безопасного поведения, но не осознают их значимости и не действуют в соответствии с ними в жизни.

В целом, по результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся в вопросах безопасного поведения невысок (средний балл класса за тест 3,6). К тому же часть учеников может пренебрегать правилами безопасности из-за склонности к рискованному поведению. Полученные результаты следует учитывать при составлении программы, направленной на формирования безопасного поведения в повседневной жизни. Получается, что не всегда пренебрежение мерами безопасности связано с их незнанием. Помимо информации нужны занятия, которые помогут подросткам научиться адекватно оценивать риски и сознательно выбирать безопасный способ действий, так как, обеспечение сохранения здоровья и жизни подрастающего поколения является главной задачей общества. В современном мире количество источников опасности не только не снижается, но, наоборот, возрастает. В связи с этим, жизненной необходимостью является ознакомление детей и подростков с правилами безопасного поведения в повседневной жизни и формирование навыков реализации такого поведения. Это особенно важно потому, что родители и педагоги не могут предложить ребятам алгоритмы безопасного поведения на каждую потенциально опасную ситуацию. Если оградить детей и подростков от всех опасностей невозможно, то следует целенаправленно учить их предвидеть и преодолевать опасные ситуации, стремиться, чтобы безопасность стала приоритетом в их системе ценностей.

Также следует учитывать возрастные психологические особенности подростков, вследствие которых они зачастую сознательно выбирают рискованный вариант поведения. Это вовсе не означает, что они не усвоили правила безопасного поведения. Просто в данный момент у них появляются очень веские, на их взгляд, причины для риска, связанные с возможностью повысить свой авторитет в глазах сверстников, продемонстрировать свою «взрослость». Одной из задач школьного обучения является формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности. Это понятие подразумевает не просто передачу знаний, но также выработку у обучающихся осознания важности безопасного поведения для жизни и здоровья, формирование соответствующих навыков и готовности их применять.

Список литературы

  1. Безопасность / Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / Gufo.me: сайт. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/безопасность (дата обращения 02.12.2023). 5
  2. Бессчетнова О.В. Готовность к обучению как психолого -педагогическая категория //Современные гуманитарные исследования № 4(17) 2007 г. С.267-270.
  3. Бессчетнова О.В. Формирование безопасного поведения у студентов к действиям в опасных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика : материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (28 ноября 2015 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров; под ред.: И. Г. Минервина, В. В. Моисеева. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2016. – С.29-30.
  4. Климашин А. Г. Понятие безопасности: проблемы интерпретации // Социологический альманах. 2019. №10. С. 290–296. ISSN: 2077-9674. 12
  5. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Авт.-сост: Н. Ю. Марчук, И. В. Пестова, И. Р. Дельмиева. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с. 19
  6. Основы психологии безопасности: учеб. метод. пособие / сост. Д. Р. Мерзлякова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 83 с. ISBN 3-7641-0636-7. 20
  7. Сорокина Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в современной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 70–74. ISSN: 2306-8310. 26
  8. Терницкая С. В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35). С. 90-94. ISSN1995-0861. 28
  9. Фролова Ю. Г. Психология здоровья: пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2014. 255 с. ISBN 978-985-06-2352-2. 29
  10. Хоффман Ф. Гибридная война и ее вызовы // Мировойна. Все против всех: новейшая концепция боевых действий англосаксов / Сост., введ., заключ. Е. С. Ларина, В. С. Овчинский. М. : Кн. мир, 2015. С. 182–190. ISBN: 978-5-8041-0788-9. 30
  11. Шумарин Н.А., Бессчетнова О.В. Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения посредством технологии модульного обучения / Н.А. Шумарин, О. В. Бессчётнова, // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.В. Бессчетновой, Л.В. Кашицыной. – Саратов : Саратовский источник, 2022. – С. 258-261.

Интересная статья? Поделись ей с другими: