УДК 373.2

Характеристика системы дошкольного образования Санкт-Петербурга

Босенко Валерия Ремовна – магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры «Высшая школа административного управления» Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Научный руководитель Калмыкова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы административного управления

Аннотация: В статье рассматривается система дошкольного образования Санкт-Петербурга, второго по значимости мегаполиса Российской Федерации. Предметом исследования является дошкольное образование. Объектом исследования является система дошкольного образования Санкт-Петербурга. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образование является одним из показателей экономического благополучия города.  Санкт-Петербург занимает лидирующую позицию в сфере образования РФ. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге является центром инновационных педагогических идей и является одним из лучших в РФ.

Ключевые слова: дошкольное образование, научно-методическая поддержка, образовательная программа, педагогическое сообщество, инновационная деятельность.

История развития структуры дошкольного образования в Санкт-Петербурге началась с появления во второй половине XIX века первого детского сада на Васильевском острове. Это был самый первый в России детский сад, а датой его официального открытия стало 27 сентября 1863 года, поэтому позже 27 сентября сделали профессиональным праздником – «Днем дошкольного работника». Таким образом, в юбилейном 2023 году отмечалось уже 160 лет с даты зарождения российской дошкольной системы. Первый детский сад предназначался для детей рабочих, а няни (так в то время называли воспитателей) не занимались детским образованием, в их функции входил лишь уход и привитие нравственных ценностей. Однако за более чем полтора столетия в Санкт-Петербурге сформировалась эффективная и разноплановая система образования дошкольников, которая считается одной из лучших в нашей стране.

Во многих случаях именно вторая столица России становилась первооткрывателем различных образовательных возможностей для детей в возрасте от трех до семи лет. Такую тенденцию определило и уникальное культурно-историческое пространство, и инновационная экспериментальная деятельность местных дошкольных учреждений.

Санкт-Петербург – второй по численности населения российский мегаполис. Система дошкольного образования здесь должна соответствовать требованиям быстроменяющегося спроса населения и вызовам времени. Мобильность санкт-петербургской системы образования была доказана во времена пандемии, когда большая часть детских садов быстро сориентировалась и перешла на дистанционную форму обучения. В дистанционном режиме проводились праздники, конкурсы, занятия и прочие онлайн-мероприятия для дошкольников. Опыт работы петербургской системы дошкольного образования освещался на межрегиональном семинаре «Обучение в период пандемии и после нее», который состоялся 27 апреля 2021 года.

На современном этапе сфера дошкольного образования Санкт-Петербурга развивается в соответствии со стратегией социально-экономического развития города на период до 2035 года [5].

Сегодня в Санкт-Петербурге формируется вариативная сеть образовательных организаций для дошкольников. Наряду с детскими садами открываются новые учреждения для дополнительного образования старших дошкольников, на базе некоторых ДОУ функционируют консультационные центры для тех родителей, чьи дети по какой-либо причине не ходят в обычный детский сад. В подобный центр может обратиться любой родитель либо законный представитель дошкольника и проконсультироваться по поводу поиска наилучших путей воспитания и образования конкретного ребенка, в том числе можно пообщаться со специалистами (психологами и педагогами) вместе с ребенком. Консультационные центры сформированы согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга №1384-Р от 28 апреля 2018 года «Об организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» [4]. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеются так называемые ППМС-центры, в которых оказывают социальную, медицинскую и психолого-педагогическую помощь дошкольникам. Здесь специалисты ведут занятия с детьми и консультируют их родителей по соответствующим вопросам. В городе на Неве существует даже Академия постдипломного образования для специалистов-педагогов, осуществляющая научную и методическую поддержку дошкольных учреждений.

Согласно статистике 2023 года, в Санкт-Петербурге функционирует 1197 образовательных организаций по работе с детьми дошкольного возраста [1].

Ниже, на рисунке 1, наглядно представлено распределение разных типов дошкольных учреждений:

image001

Рисунок 1. Сеть дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Количество воспитанников ДОУ Санкт-Петербурга насчитывает около 283 тысяч человек, большинство детей числится в дошкольных государственных учреждениях. Главной задачей развития санкт-петербургской структуры дошкольного образования считают достижение всеобщей доступности образования и раннего развития дошкольников, поскольку востребованность жителей мегаполиса в этом все более возрастает.  На рисунке 2 представлены аспекты, формирующие такую востребованность:

image002

Рисунок 2. Индикаторы востребованности дошкольного образования в Санкт-Петербурге.

Разработана госпрограмма «Развитие образования в Санкт-Петербурге», в ходе реализации которой создаются дополнительные места в учреждениях для дошкольников. Только в 2022 году в нескольких районах Санкт-Петербурга открыто 27 новых дошкольных образовательных центров, за счет этого создано 2500 мест дополнительно, из них 800 мест – для детей младшего дошкольного возраста до трех лет [3].

Внушительное количество новых образовательных учреждений удается открывать за счет работы в разных направлениях: строительства новых зданий, возвращения в систему ДОУ зданий, которые раньше принадлежали ей, приобретения в частную и государственную собственность сооружений под образовательные цели.  Активно развиваются различные вариативные формы образования дошкольников: центры игрового развития, группы кратковременного пребывания, семейные клубы, группы ухода и присмотра за детьми, консультативные пункты с поддержкой психологов и педагогов, сопровождающих семьи с детьми дошкольного возраста. Но, несмотря на все принятые меры, до сих пор в городе не достигнут стопроцентный охват всех нуждающихся дошкольным образованием. Актуальные показатели охвата дошкольников находятся в пределах 95 процентов для детей от трех до шести лет и в пределах всего 26 процентов для воспитанников от двух месяцев до трех лет.

Поэтому сеть дошкольных учреждений продолжает развиваться и расширяться. Особенно эффективно этот процесс идет в вариативной дошкольно-образовательной сфере, быстро растет количество частных семейных клубов и групп кратковременного пребывания малышей. Данная тенденция отвечает стратегическому пути поддержки дошкольного образования, намеченному до 2030 года и предполагающему увеличение охвата дошкольников при помощи расширения частного дошкольно-образовательного сектора.

Другая важная задача системы ДОУ Санкт-Петербурга – повышение качества образования и раннего развития, разработка инновационных практик в рамках ФГОС (федерального стандарта) дошкольного образования и развития федеральной образовательной программы (ФОП ДО). В ходе реализации инновационных программ коллективы ГБДОУ № 25 и Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова Центрального района города разработали четкий алгоритм планирования структуры и содержательной части образования детей дошкольного возраста. Сотрудники ГБДОУ № 25 предложили ввести обновленную модель описания образовательных этапов. Подобные разработки позволяют создать образовательную программу, которая ориентирована на позитивную социализацию и индивидуальный подход к образованию дошкольников, высокую вариативность, учитывающую личностные особенности детей и осознанный выбор педагогов. В ГБДОУ № 25 был создан уникальный инфопродукт в виде сайта под названием «Навигатор по образовательной программе дошкольного образования», осуществляющего информационную, консультационную и методическую поддержку педагогического состава во время разработки и планирования образовательных программ.

Еще одним видом инновационной практики, поддерживающей идею уникальности и самобытности личности ребенка, выступил опыт проектирования ВОМ - вариативных образовательных маршрутов, который реализуют специалисты ГБДОУ № 22 Санкт-Петербурга. Коллектив авторов предложил оригинальную технологию «Кейс-ВОМ» с подробным описанием возможного использования ВОМ трех разновидностей («ВОМ поддержки», «ВОМ помощи», «ВОМ содействия развитию способностей»), которые ориентированы на детей дошкольного возраста с разным уровнем и типом восприятия и образовательных потребностей. Такие вариативные образовательные маршруты обеспечивают самореализацию детей в деятельности по преобладающим склонностям, способностям и интересам.

Вышеописанная технология способна заметно улучшить процесс дошкольного образования, создавая условия для позитивного детского развития на базе так называемого «дизайн-увлечения», сдвигающего акценты с формализованного обучения в направлении творческого освоения и отражения окружающего мира. В рассматриваемых инновационных разработках детализировано раскрываются предпочтительные формы работы с детьми, обосновывается их тематика, структура и потенциал, даются методические рекомендации по путям и логике применения дизайн-проектов, закономерностям организации и правилам сопровождения детских активностей. Кроме того, продемонстрированы «паспорта» проектов для разных дошкольных возрастов, уже прошедших апробацию; представлен список необходимого предметного оснащения; фотографии и рисунки с возможными вариантами оформления пространства; а также материалы для диагностики способностей и направленности личности ребенка (анкеты, задания, формы протоколов).

Одновременно с актуальными инновационными продуктами в профессиональном сообществе педагогов дошкольного образования Санкт-Петербурга востребованы образовательные и методические проектные материалы следующих дошкольных образовательных организаций (ДОО):

  • ДОО №116 Невского района «Новая территория детского чтения: современная литература в библиотеке детского сада»;
  • ДОО «Радуга» Центрального района «Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»;
  • ДОО №81 Фрунзенского района «Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа»;
  • ДОО №35 Фрунзенского района «Музей как интегратор. Технология создания интерактивного музейно-педагогического пространства ДОО».

Помимо того, к созданию и практической реализации новейших образовательных проектов и программ ДОО активно подключаются сообщества родителей, и они же оценивают качество выполнения экспериментальных программ.

Необходимо заметить, что в городе на Неве всегда уделялось значительное внимание вопросам доступного дошкольного образования для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). В ДОУ принимают всех детей без исключения, нет ограничений для детей со сложными органическими и физическими дефектами, с нарушениями развития и заболеваниями различной степени тяжести.

Дошкольные образовательные организации города включают более двух тысяч групп компенсирующей и комбинированной направленности, объединяющие около 35 тысяч детей [1]. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге насчитывается 440 дошкольных учреждений, которые ведут коррекционные и развивающие занятия с детьми-инвалидами и детьми с диагнозом ОВЗ. Для таких категорий воспитанников создаются специальные службы помощи и центры сопровождения семей, где растет ребенок-инвалид либо ребенок с ОВЗ.

Точно так же, как и в других российских регионах, в Санкт-Петербурге большое значение имеет задача качества подготовки педагогических кадров. Активное развитие и расширение сети дошкольных организаций, стабильный рост разновозрастного и разностороннего контингента воспитанников делают вакансии специалистов по работе с дошкольниками одними из самых востребованных. Их подготовку ведут как вузы, так и учреждения среднего профессионального образования.

Данные последних лет, полученные путем мониторинга деятельности средних специальных учебных заведений, говорят о том, что специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» становится все более популярной среди выпускников средних школ [2]. Работников по данной специализации готовят несколько педагогических коллед­жей Санкт-Петербурга. С повышением качества такого образования повышается и престиж профессии, и уровень взаимодействия с действующими сегодня ДОУ.

В вузах Петербурга программы подготовки специалистов дошкольного образования также пользуются постоянным интересом со стороны потенциальных студентов. Мы с полной уверенностью можем говорить, что развивающие и образовательные учреждения современного Санкт-Петербурга соответствуют требованиям времени и запросам социума в области дошкольного образования, реализуя лучшие его проекты и практики.

Список литературы

  1. Постановление от 4 июня 2014 года N453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге»» (с изменениями на 17 октября 2023 года) // [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/822403530
  2. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 №1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34898). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118580/
  3. Публичный доклад Комитета по образованию по итогам 2022/2023 учебного года // Электронный ресурс] URL: https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2023/10/26/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf
  4. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.04.2018 №1384-Р «Об организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» // [Электронный ресурс] URL: https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2019/01/16/3-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%9E-1384.pdf
  5. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: