УДК 378

Апробация методики диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования

Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Шахвердова Елена Олеговна – доцент кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Шахвердова Ольга Дмитриевна – студент Педагогического института Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье приводится анализ результатов педагогической диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных учебных заведений высшей школы.

Ключевые слова: военная образовательная организация, курсанты, мотив, мотивация, мотивационные потенциал.

Предлагаемая статья является продолжением серии исследований авторов [1,2], связанных с изучением мотивационных возможностей обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО).

В предыдущих работах было установлено значение терминов, употребляющихся в рамках проводимого исследования, таких как: мотивационный потенциал обучающегося [1]; мотивация обучающегося (совокупность стойких побуждений, определяющих характер, направленность и содержание деятельности личности); мотив (сложное психологическое образование, совокупность побуждений и стимулов, заставляющая личность действовать и совершать поступки); внутренний мотив (связанный с личностными диспозициями: эмоциями и стремлениями, интересами и потребностями, идеалами и установками) и внешний мотив (обусловленный условиями, факторами, обстоятельствами, воздействующими извне). [3, с.67]

Авторами была совершена апробация методики диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования, с ее результатами предлагается ознакомиться в данной статье. Педагогический эксперимент осуществлялся в соответствии со следующими этапами:

  1. «подготовка» (определение основных мотивов обучающихся к поступлению в военный ВУЗ);
  2. «разработка» (конструирование методики оценивания мотивационного потенциала курсантов);
  3. «внедрение» и «рефлексия» (апробация разработанной методики и анализ результатов); описанию этого этапа и посвящена данная статья.

При разработке анкеты для диагностики мотивационного потенциала авторами были определены шесть ведущих мотивов (далее – категории мотивов):

  • «воинская честь и долг»;
  • «династический»;
  • «получение специальности»;
  • «престиж и комфорт»;
  • «самосовершенствование»;
  • «воинское братство».

Каждая категория была исследована с позиций внешней и внутренней мотивации, которые интерпретировались для внутренней мотивации как мотивы избегания или достижения, а для внешней – как положительный или отрицательный мотивы.

На рисунке 1 приведена схема, на основе которой составлена структура анкеты для диагностики мотивационного потенциала.

1

Рисунок 1. Структурная модель мотива в педагогической диагностике мотивационного потенциала обучающихся военной образовательной организации высшего образования.

Для диагностики мотивационного потенциала обучающихся ВООВО авторами было проведено анкетирование 92 курсантов Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

В исследовании, проводимом методом опроса, приняли участие обучающиеся двух возрастных групп: юноши 18-20 лет (абитуриенты, поступившие на учебу в ВООВО сразу после школы) и юноши 25-27 лет (осваивающие образовательную программу после службы в армии). Опросный лист, используемый при исследовании, представлен в работе [2].

Для выявления уровня сформированности мотивационного потенциала было вычислено количество утверждений, относительно которых респондент выразил свое согласие. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о недостаточной сформированности мотивации обучающихся – количество утвердительных ответов составило лишь 38%.

Дальнейший анализ результатов анкетирования определил ведущую категорию мотивов обучающихся – «воинская честь и долг» (30% опрошенных). Далее категории мотивов распределены по убыванию: «династический» (18%), «получение специальности» (17%), «престиж и комфорт» (16%), «самосовершенствование» (11%), «воинское братство» (9%).

Преобладание мотива «воинская честь и долг» у обучающихся военной образовательной организации говорит о том, что убеждения, ценности и установки курсантов в целом соотносятся с их выбором ВУЗа.

2

Рисунок 2. Соотношение категорий мотивов обучающихся.

Исследование полученных результатов, рассматриваемых с позиций внутренних и внешних мотивов показало, что внутренние мотивы у обучающихся преобладают над внешними: 54% и 46% опрошенных соответственно (рисунок 2). Однако, следует отметить, что среди внутренних мотивов мотив-достижение преобладает над мотивом-избегание (29% и 25% соответственно).

3

Рисунок 3. Распределение видов мотивов по результатам анкетирования обучающихся.

Далее рассмотрим распределение внутренних и внешних мотивов обучающихся в рамках отдельных категорий.

На рисунках 4-9 столбец 1 обозначает уровень внутреннего мотива-достижение, столбец 2 – уровень внутреннего мотива-избегание, столбец 3 – уровень внешнего положительного мотива, столбец 4 – уровень внешнего отрицательного мотива.

В категории мотивов «воинская честь и долг» интегрально преобладают внешние мотивы, однако, показатель внутреннего мотива достижение находится практически на таком же уровне (рисунок 4).

4

Рисунок 4. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Воинская честь и долг» (%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что внешние мотивы, формируемые обществом, окружением, семьей, подпитывают внутренний мотив-достижение курсанта.

В категории «династический» преобладают внутренние мотивы, причем среди них выделяется мотив-достижение (рисунок 5).

5

Рисунок 5. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Династический» (%).

Можно предположить, что эти результаты говорят о том, что у многих курсантов в семьях есть родственники-военные, и юноши с детства стремятся к этой профессии, чувствуют на этом пути уверенность и перспективу.

Аналогичным образом внутренние мотивы преобладают и в категории «получение специальности», причем значения показателей мотив-избегание и мотив-достижение находятся приблизительно на одном уровне (рисунок 6).

6

Рисунок 6. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Получение специальности» (%).

Такая картина свидетельствует о том, что многие курсанты выбрали направление своего обучения, опираясь на свои способности и таланты; а также по той причине, что им было проще поступить в военный ВУЗ, чем гражданский.

В категории «престиж и комфорт» преобладают внешние мотивы, положительный и отрицательный мотив находятся на одном уровне (рисунок 7).

7

Рисунок 7. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Престиж и комфорт» (%).

Такие результаты показывают, что большая часть курсантов поступила и продолжает учиться в военном ВУЗе под воздействием установки со стороны семьи и окружения, причем половина из них считает, что карьера военного обеспечит им карьеру и комфортное будущее, а вторая, напротив, что гражданский ВУЗ не может обеспечить вышеупомянутое.

В категории «самосовершенствование» преобладают внутренний мотив-достижение и внешний положительный мотив (рисунок 8).

8

Рисунок 8. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Самосовершенствование» (%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что курсанты видят в карьере военного возможности для развития личности и дисциплины; а также находят подтверждение своих убеждений у семьи и окружения.

Внутренний мотив-избегание преобладает и в категории «воинское братство», причем оценки значений остальных мотивов значительно ниже этого уровня (рисунок 9).

9

Рисунок 9. Распределение видов мотивов обучающихся в категории «Воинское братство» (%).

Предполагаем, что такие результаты могут быть связаны с тем, что для многих курсантов учебные группы ощущаются скорее как искусственно созданный круг общения, однако, в условиях дефицита общения с «внешним» миром, такие коллективы помогают поддерживать мотивацию к обучению.

Для более полного представления полученных результатов ниже приведем распределение видов мотивов обучающихся по выделенным категориям (таблица 1).

Таблица 1. Распределение видов мотивов обучающихся по категориям (%).

Категория

 

Вид

Внутренний мотив

Внешний мотив

достижение

избегание

положительный

отрицательный

Воинская честь и долг

27

15

29

29

Династический

48

33

15

4

Получение специальности

32

31

25

12

Престиж и комфорт

19

24

28

29

Самосовершенствование

35

10

30

25

Воинское братство

16

49

23

12

Заключение

Таким образом, в результате проведенного педагогического эксперимента по апробации авторской методики диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования были получены следующие результаты:

  • установлены наиболее значимые мотивы для целевой аудитории;
  • определено место различных групп мотивов в общей системе мотивации обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования;
  • показано, что ведущая категория мотивов курсантов – «воинская честь и долг»;
  • выявлено, что внутренние мотивы у обучающихся преобладают над внешними.

Список литературы

  1. Жукова Л.А., Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Педагогическая диагностика мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования //Научный аспект. 2023. Т. 10. № 5. С. 1239-1248.
  2. Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Методика диагностики мотивационного потенциала обучающихся российских военных образовательных организаций высшего образования //Научный аспект. 2023. Т. 9. № 6. С. 1107-1114.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: