УДК 376.3

Методы и приемы развития коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР

Аблямитова Зарина Расимовна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Аспекты формирования коммуникативных компетенций – важный этап социализации и интеграции ребенка с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Исходя из этого, в данной статье пойдет речь о формировании коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР посредством различных методов и приемов.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие, обучение, воспитание, методы, приемы, дошкольники.

На сегодняшний день число детей, имеющих нарушение речевого развития неуклонно растет. В связи с этим проблема развития речевого, коммуникативного и познавательного аспекта формирования личности является актуальной. Повышение эффективности логопедической работы в контексте речевых проблем является теоретическим, практическим и социально-значимым направлением логопедической работы.

Под общим недоразвитием речи в научных трудах Р.Е. Левиной понимается такое отклонение, при котором у детей с нормальным слухом, зрением и сохранным интеллектом наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы в целом, как звуковой, так и смысловой стороны.

Проблемами коммуникативного развития дошкольников с ОНР занимались такие отечественные исследователи как: Л.С. Выготский, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, В. И. Селиверстов и др Отклонения в развитии речи негативно сказываются на формировании личности и ее психическом развитии. Исходя из этого, нарушенными являются такие процессы как: коммуникация, потребности в общении, эмоции, что препятствует полноценному развитию ребенка [3, с. 20].

Так, М.Н. Ромусик отмечает, что с целью адекватного становления речевой деятельности необходимы некие условия психического развития:

  • Зрелость структур головного мозга;
  • Координированная работа голосовых и дыхательных систем;
  • Координированная работа органов артикуляции;
  • Развитие двигательных навыков;
  • Развитие эмоций;
  • Развитие потребности в общении. [3, с. 20]

 В исследованиях Л.Г. Соловьевой отмечается два типа нарушений коммуникативного взаимодействия дошкольников с ОНР: первый тип характеризуется слабой активностью детей в процессе диалога присутствуют односложные ответы, реплики малоинициативны в связи с чем диалог носит односторонний характер. Дети этого уровня коммуникации стеснительны, сованы и предпочитают молчать [1, с. 92].

Второй тип коммуникативного взаимодействия по данным исследователя прямо противоположен первому. Дошкольники активны, предпочитают позицию говорящего, однако вследствие своей импульсивности часто невнимательны к слушателю и допускают множество смысловых ошибок. Активность детей в данном случае влечет за собой неадекватность общения, что становится следствием нарушения структуры диалога.

Диалогическая речь дошкольников с ОНР характеризуется:

  • неумением правильно строить предложения;
  • неумением слушать собеседника;
  • частая отвлекаемость от первостепенно заданных задач;
  • неумением задавать вопросы;
  • неумением давать реплики [1, с. 91]

Недостаточная информативность, нарушение логики последовательности и взаимосвязанности высказываний не позволяют таким детям полноценно овладевать диалогическими умениями.

Коррекционная работа, развивающая коммуникативные навыки у детей с ОНР, включает в себя такие методы как: занятия физической культурой, беседы с логопедом, зарядки на артикуляцию, игровые методы. Наиболее актуальным методом развития коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР является игра.

Существует множество классификаций игр использующихся в контексте детей с общим недоразвитием речи. Одна из них включает в себя:

  1. Театрализованные игры. Позволяют развивать речевые навыки посредством невербальных форм общения.
  2. Сюжетно-ролевые игры. В такой игре развитие коммуникативных навыков происходит посредством взаимодействий с остальными участниками.
  3. Дидактическая игра. Такая игра представляет из себя проведение учебных занятий в игровой форме
  4. Подвижная игра. В игре данного типа происходит комментирование каждого действия
  5. Ролевая игра. В такой игре посредством ких-либо действий используются лингвистические средства [1, с. 117].

Одним из распространенных методов развития коммуникативных навыков является диалоговый метод. Он может раскрываться в аспекте интервью, обычной диалоговой беседы, интерактивной беседы [2, с. 11].

С целью развития коммуникативных навыков детей с ОНР используются проективные методы по типу «сюжетные картинки». В методиках такого плана ребенку предлагается расставить картинки по порядку их действий с проговариванием изображенного.

Актуальными методами развития коммуникативных навыков детей с ОНР в групповой форме являются:

  1. Дискуссия
  2. Мозговой штурм
  3. Моделирование ситуаций
  4. Психогимнастика
  5. Релаксация [2, с. 11]

Психологическое изучение речи детей с общим недоразвитием речи базируется на определенных принципах:

  1. Системный принцип. Данный принцип подразумевает исследование имеющихся первичных речевых нарушений на основе продуктов речевой деятельности.
  2. Принцип единства методологии и диагностики. Данный метод обозначает необходимость тесной связи между теоретическими позициями использованием конкретных средств.
  3. Принцип структурно-динамической целостности. Данный принцип изучения предполагает целостность сторон психической деятельности и отвергает ее изолированность.
  4. Принцип минимизации затрат. Обозначает, что обследование ребенка с ОНР должно быть минимизировано по времени и затратам силы ребенка.
  5. Принцип стереоскопичности оценки. Данный принцип означает, что результаты одной методики должны подтвердится еще и другими [1, с. 109].

Таким образом, существуют разнообразные методы и приемы обучения и развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Детская логопсихология : учебник / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова, В. Н. Поникарова. – Москва : Владос, 2015. – 159 с. – ISBN 978-5-691-02124-4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/60500 (дата обращения: 29.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Психология образования: сопровождение развития способностей и одаренности обучающихся: материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 нояб. 2022 г : материалы конференции / ответственный редактор С. В. Истомина. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 238 с. – ISBN 978-5-87818-680-3. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/359027 (дата обращения: 29.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Ромусик, М. Н. Технологии коммуникативного и личностного развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : монография / М. Н. Ромусик. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2023. – 180 с. – ISBN 978-5-9765-5203-6. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/292565 (дата обращения: 29.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: