УДК 37.064.1

Основные направления работы по повышению уровня взаимного доверия семьи и школы

Котельникова Раиса Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.

Симачкова Елизавета Алексеевна – магистрант Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.

Аннотация: В статье рассматриваются способы повышения уровня взаимного доверия семьи и школы. Обоснована актуальность и выявлена проблематика специфики общения сотрудников образовательной организации и родителей обучающихся, рассмотрены основные направления стратегии образовательной организации по повышению уровня доверия между семьей и школой.

Ключевые слова: воспитание, семья, взаимное доверие семьи и школы, семейное воспитание, образовательная среда, родительское сообщество, родительские встречи, социальные сети, родительский клуб.

Повышение уровня доверия между семьей и школой является важной задачей, которая содействует качественному образованию и воспитанию детей. Когда родители и педагоги работают в тесном сотрудничестве, ученики получают больше поддержки и мотивации для достижения поставленных целей. В данной статье рассмотрим несколько способов, которые помогут укрепить взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

Во-первых, открытая и прозрачная коммуникация является основой для установления доверительных отношений. Родители и педагоги должны регулярно обмениваться информацией о прогрессе ученика, его академических достижениях и поведении. Школа может проводить родительские встречи, на которых родители получают информацию о программе обучения и могут задать вопросы. Также важно, чтобы педагоги были доступны для общения с родителями по телефону или электронной почте [3].

Во-вторых, сотрудничество между семьей и школой может быть укреплено через участие родителей в образовательном процессе. Родители могут принимать участие в школьных мероприятиях. Это позволяет родителям лучше понять, как проходит обучение и какие навыки развиваются у их ребенка. В свою очередь, педагоги могут оценить поддержку и вовлеченность родителей в образовательный процесс.

Родительское участие в школьных мероприятиях может иметь множество форм. Некоторые родители предпочитают помогать организовывать мероприятия, другие - участвовать в них как зрители или помощники. Независимо от формы участия, родительское участие может помочь улучшить коммуникацию между родителями и учителями, а также повысить уровень доверия между ними. Одним из примеров родительского участия является помощь в организации школьных мероприятий, таких как спортивные соревнования, концерты или ярмарки. Такие мероприятия могут быть веселыми и интересными для всей семьи, а также могут помочь родителям лучше понять, как школа функционирует.

Другим примером родительского участия является волонтерство в школе. Они могут помочь учителям с организацией занятий и подготовкой материалов, а также побыть в роли организатора волонтерской акции или проекта. Таким образом с помощью привлечения родительского сообщества можно обратить внимание детей к проблемам общества.

Родительское участие также может включать в себя участие в родительских конференциях. Это может быть возможностью для родителей выразить свои мысли и ожидания относительно обучения своих детей, а также для учителей лучше понять потребности и ожидания родителей. Родители могут задавать вопросы, выражать свои опасения и делиться своими мыслями о том, как улучшить качество обучения.

Третий способ повышения доверия - это уважение и признание роли каждой стороны. Родители должны доверять опыту и профессионализму педагогов, а педагоги должны уважать знания и опыт родителей в воспитании и развитии детей. Важно помнить, что обе стороны имеют общую цель - обеспечить наилучшее образование для ребенка. Общение между родителями и педагогами является важным фактором для успешного образования детей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил наилучшее образование, а каждый учитель стремится помочь своим ученикам достичь успеха. Однако, для того чтобы эти цели были достигнуты, необходимо соблюдать определенные принципы общения: уважение сторон, открытость, четкость в высказываниях, честность, понимание, сотрудничество.

Современные технологии позволяют образовательным организациям использовать социальные сети и сайты для улучшения коммуникации с родителями и повышения уровня доверия к образовательной организации. Это может быть полезным для решения различных проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.

Один из главных преимуществ использования социальных сетей и сайтов - это возможность быстрого и эффективного обмена информацией между образовательной организацией и родителями. Например, на сайте можно размещать расписание занятий, информацию о мероприятиях, новости и другие полезные материалы. Также можно создать форум или чат для общения родителей и учителей.

Социальные сети также могут быть полезны для создания сообщества родителей, где они могут общаться между собой и делиться опытом. Это поможет создать более дружественную атмосферу и повысить уровень доверия к образовательной организации.

Кроме того, использование социальных сетей и сайтов может помочь образовательной организации лучше понимать потребности и ожидания родителей. Например, можно провести опрос среди родителей, чтобы узнать их мнение о качестве обучения и воспитания в образовательной организации. Это поможет учителям и администрации организации лучше понимать, какие изменения нужно внести для улучшения качества обучения.

Однако использование социальных сетей и сайтов также может иметь некоторые недостатки. Например, некоторые родители могут не иметь доступа к интернету или не уметь пользоваться социальными сетями. Поэтому, важно помнить, что интернет-ресурсы являются хорошим подспорьем в вопросах коммуникации, но они не должны полностью заменять «живое» общение между участниками образовательного процесса, а лишь дополнять его.

Еще одним не менее эффективным способом повышения уровня взаимного доверия между семьей и школой является создание родительского клуба – пространства, в котором родительское сообщество всегда найдет ответы на вопросы, возникающие в ходе воспитания детей. Родительский – клуб это еще и площадка для самореализации родителей, ведь в ходе его работы, желающие законные представители могут выступать в роле спикеров, организаторов, экспертов.

По мнению Л.А. Никитиной, родительский клуб может стать ценным инструментом для повышения уровня доверия между семьей и школой. Он может помочь создать более дружественную атмосферу и улучшить коммуникацию между родителями и учителями. Л.А. Никитина также отмечает, что родительский клуб может помочь лучше понимать потребности и ожидания родителей, что в свою очередь поможет улучшить качество обучения.

Результаты исследования Н.В. Овчинниковой подтверждают, что родительский клуб может быть эффективным инструментом для повышения уровня взаимного доверия между семьей и школой. Исследование показало, что участие в родительском клубе приводит к положительному отношению родителей к школе и учителям, а также к более активному участию родителей в жизни школы и их детей. Автор отмечает, что родители, которые участвуют в жизни школы, лучше понимают потребности своих детей и могут помочь им в достижении успеха. Кроме того, родительский клуб может помочь школе лучше понимать потребности и ожидания родителей [2].

Повышение уровня доверия между семьей и школой требует усилий и активного взаимодействия. Однако, это инвестиция, которая принесет плоды в виде лучшего образования и благополучия детей. Когда семья и школа работают вместе, дети получают поддержку, стимул и возможность развиваться в полной мере.

Список литературы

  1. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.
  2. Овчинникова, Н. В. Семейный клуб – одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы / Н. В. Овчинникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 27 (131). – С. 702-705.
  3. Э.Н. Петлякова. Инновационные родительские собрания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 256 с.
  4. С.Е. Матушкина. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. – М.: Учитель, 2015. – 128 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: