УДК 37:51

Развитие функциональной грамотности младших школьников при изучении темы «площадь»

Дугарцыренова Екатерина Александровна – студент Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Научный руководитель Лубсанова Любовь Батоевна – Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Данная статья исследует важность развития функциональной грамотности младших школьников в контексте изучения темы «площадь». В статье рассматриваются различные методы и подходы, которые помогают детям понять, измерять и применять понятие площади. Также подчеркивает значимость применения понятия площади в реальной жизни. Описываются практические примеры, такие как измерение площади скамейки или гаража, чтобы помочь детям увидеть реальное применение изучаемых концепций. Игровые ситуации также предлагаются для практического применения понятий площади и решения задач.

Ключевые слова: младшие школьники, функциональная грамотность, развитие функциональной грамотности, начальная школа, изучение площади, образование, уроки математики, педагогические приемы, образовательная среда.

Современная общеобразовательная школа стремится готовить учащихся к будущей реальности и рынку труда, учитывая изменения и тенденции, которые будут актуальными через несколько лет. Растущий спрос на специалистов, осуществляющих не рутинную высокоинтеллектуальную работу и готовых к непрерывному обучению на протяжении всей жизни, указывает на изменение в значимости профессиональных компетенций.

Согласно концепции государственных образовательных стандартов, кроме общей грамотности, важным становится формирование умения учиться как компетенции, которая обеспечивает освоение новых компетенций и включает решение значимых задач, а также развитие личности, социальных навыков, познавательных способностей и коммуникативных умений.

Обучение общим учебным предметам на уровне, доступном младшим школьникам, развивает организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения. Компетентностный подход подчеркивает значение не только знаний, но и умения их использовать. В итоге, современная школа должна сосредоточиться не только на обеспечении обширного объема знаний, но и на развитии функциональной грамотности у учащихся. Такой подход поможет им успешно адаптироваться к меняющимся требованиям и быстро осваивать новые технологии и навыки, необходимые для профессионального успеха в будущем.

Понятие функциональной грамотности является комплексным и относится к уровню грамматических, лексических и коммуникативных навыков, необходимых для эффективного использования языка в реальных ситуациях общения. Она охватывает не только знание правил языка, но и способность применять их на практике с учетом контекста и коммуникативных целей.

Функциональная грамотность включает умение свободно и грамматически правильно выражать свои мысли и идеи, понимать и интерпретировать сообщения других людей, участвовать в различных видах общения (устном и письменном), адаптироваться к различным ситуациям и аудиториям, использовать язык для достижения своих целей [1, с. 25].

Ключевые элементы функциональной грамотности включают умение строить правильные предложения, выбирать подходящую лексику и грамматические конструкции, улавливать и передавать нюансы смысла, использовать различные речевые стратегии и жанры в зависимости от ситуации.

Развитие функциональной грамотности требует не только изучения грамматических правил и словарного запаса, но и практического применения языка в реальных общительных ситуациях. Важно развивать навыки аудирования, говорения, чтения и письма, а также способность адаптироваться к разным контекстам и стилям общения.

Повышение функциональной грамотности способствует более эффективному и успешному использованию языка в различных сферах жизни, включая образование, работу, социальные взаимодействия и культурную адаптацию.

Одним из способов развития функциональной грамотности младших школьников является изучение темы «площадь» на уроке математики. Данная тема позволяет учащимся развивать навыки анализа, решения проблем, логического и критического мышления, помогает им разбираться в комплексных математических концепциях, применять их на практике и делать информированные решения в различных сферах жизни [1, с. 27].

Развитие функциональной грамотности младших школьников при изучении темы «площадь» может быть достигнуто через различные теоретические аспекты, которые помогут детям понять и применить концепции площади:

  1. Введение понятия площади: в начале изучения темы площади необходимо ввести само понятие площади и объяснить его значение. Младшие школьники могут понять площадь как количество поверхности, занимаемое фигурой или объектом.
  2. Измерение площади: детям нужно предложить различные задачи и упражнения, где они могут измерять площадь различных фигур. Это может включать использование единиц измерения, таких как квадратные сантиметры или квадратные единицы сетки.
  3. Сравнение площадей: чтобы развить понимание относительных значений площадей, детям можно предложить сравнивать площади разных фигур и определять, какая из них больше или меньше. Это поможет им развить представление о масштабе и отношении между различными площадями.
  4. Разложение фигур: младшим школьникам можно предложить разложить фигуры на более простые составляющие, такие как квадраты или прямоугольники, и затем определить общую площадь, суммируя площади каждой составляющей части. Это поможет им понять, как вычислять площадь сложных фигур [8, с. 45].
  5. Применение площади в реальной жизни: важно показать младшим школьникам, как понятие площади применяется в реальной жизни. Например, можно обсудить, как измерять площадь комнаты, поля или огорода. Также можно провести игровые ситуации, где дети должны использовать понятие площади для решения задач.

Все эти аспекты должны сочетаться с практическими заданиями, чтобы младшие школьники могли активно участвовать в процессе обучения и применять свои знания о площади на практике. Примерами таких заданий могут являться следующие задачи на вычисление площади для младших школьников:

 Задача № 1

Вокруг квадрата поставили забор. Сторона квадрата равна 4 метра. Найди площадь забора.

Решение: Площадь забора равна сумме площадей всех его сторон. У квадрата все стороны равны, поэтому одна сторона забора равна 4 метра. Чтобы найти площадь забора, умножим длину одной стороны на количество сторон. Так как у квадрата 4 стороны, площадь забора будет равна 4 * 4 = 16 квадратных метров.

Ответ: площадь забора составляет 16 квадратных метров [5, с. 16].

Задача № 2

 У тебя есть прямоугольник длиной 5 см и шириной 3 см. Найди его площадь.

Решение: Площадь прямоугольника вычисляется как произведение его длины на ширину. Длина прямоугольника равна 5 см, а ширина равна 3 см. Умножим эти два числа: 5 * 3 = 15.

Ответ: площадь прямоугольника составляет 15 квадратных сантиметров.

Задача № 3

 У тебя есть треугольник высотой 6 см и основанием 8 см. Найди его площадь.

Решение: Площадь треугольника вычисляется как половина произведения его высоты на основание. Высота треугольника равна 6 см, а основание равно 8 см. Умножим эти два числа и разделим полученный результат на 2: (6 * 8) / 2 = 24.

Ответ: площадь треугольника составляет 24 квадратных сантиметра [3, с. 8].

Задача №4

 У тебя есть скамейка в форме прямоугольника с длиной 1 м и шириной 0,5 м. Найди площадь этой скамейки.

Решение: Площадь прямоугольника вычисляется путем умножения его длины на ширину. В данном случае, длина скамейки равна 1 м, а ширина - 0,5 м. Умножим 1 на 0,5: 1 * 0,5 = 0,5.

Ответ: площадь скамейки составляет 0,5 квадратных метра.

Задача № 5

У тебя есть гараж в форме прямоугольника с длиной 4 м и шириной 3 м. Найди площадь этого гаража.

Решение: Площадь прямоугольника вычисляется путем умножения его длины на ширину. В данном случае, длина гаража равна 4 м, а ширина - 3 м. Умножим 4 на 3: 4 * 3 = 12.

Ответ: площадь гаража составляет 12 квадратных метров.

Задача № 6

У тебя есть огород в форме прямоугольника с длиной 6 м и шириной 2 м, а также треугольником с основанием 3 м и высотой 4 м. Найди общую площадь огорода.

Решение: Общая площадь огорода состоит из площади прямоугольника и площади треугольника. Площадь прямоугольника равна 6 м * 2 м = 12 квадратных метров. Площадь треугольника можно вычислить по формуле: (основание * высота) / 2 = (3 м * 4 м) / 2 = 12 квадратных метров. Суммируем площади прямоугольника и треугольника: 12 квадратных метров + 12 квадратных метров = 24 квадратных метра.

Ответ: общая площадь огорода составляет 24 квадратных метра [6, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что Развитие функциональной грамотности младших школьников при изучении темы «Площадь» является важной и актуальной задачей. В современном мире, где информационные технологии и высокие требования к аналитическим и проблемно-ориентированным навыкам становятся все более значимыми, функциональная грамотность играет ключевую роль в подготовке учащихся к реальной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Изучение темы «Площадь» не только развивает математические навыки учащихся, но также способствует развитию ряда других важных компетенций. Решение задач на вычисление площади требует умения анализировать и интерпретировать информацию, применять математические знания и методы для решения конкретных практических задач. Это способствует развитию логического мышления, абстрактного и пространственного мышления, умению формулировать и решать проблемы.

Кроме того, изучение понятия «Площадь» помогает учащимся развивать умение работать с единицами измерения, проводить точные измерения и оценивать результаты. Это развивает навыки точности и аккуратности, которые необходимы не только в математике, но и во многих других областях жизни.Начало формыКонец формыНачало фонармы

Список литературы

  1. Губанова М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/ М.И. Губанова // Концепт. – 2019. – № 2. – С. 25 – 35.
  2. Истомина, Н.Б. Учимся решать комбинаторные задачи / Н.Б. Истомина. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 135 с.
  3. Жигалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике / Т.К. Жигалкина // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 1–9.
  4. Мацкевич, В.С. Функциональная грамотность младших школьников / В.С. Мацкевич. – Москва : Изд-во АСТ, 2019. – 125 с.
  5. Лавриенко, Е.В. Задачи по математике для младших школьников / Е.В. Лавриенко // Наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 16–22.
  6. Рубилкина, Р.А. Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / Р.А. Рубилкина // Концепт. – 2014. – № 10. – С. 1–11.
  7. Русанов, Г.У. Развитие математической грамотности младших школьников / Г.У. Русанов. – Москва : Изд-во АТРИУМ, 2014 – 215 с.
  8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской. – Москва : Изд-во Юрайт, 2023. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: