УДК 37

Использование нейросети в обучении студентов художественных специальностей

Горская Евгения Викторовна – старший преподаватель Государственного института кино и телевидения

Аннотация: В статье рассмотрены основные плюсы и минусы использования нейросетей в обучении студентов художественных профессий. Рассматривается история возникновения данного вида технологий и перспективы их развития, а также этика использования данной технологии. Так же обсуждаются пути улучшения и модернизации нейросетей для достижения наилучшего результата в обучения студентов творческих специальностей и о том, могут ли нейросети полностью заменить художников. В конце автора приходит к выводу что в процессе художественного образования следует делать больший упор именно на творческой составляющей обучения студентов, нежели на технической.

Ключевые слова: нейронная сеть, стилизация изображений, генерация художественного произведения, атрибуция картин, индентификация автора; искусственный интеллект; творчество; искусство.

Введение

Нейронные сети*- класс алгоритмов машинного обучения, имитирующих процессы, происходящие в человеческом мозге. Их используют для решения широкого круга задач, включая распознание образов, обработку языковой информации, а также, машинный перевод.

За последнее время нейронные сети стали широко использоваться в образовательных процессах, связанных с художественными профессиям. Нейросети помогают студентам освоить основы рисунка, живописи, дизайна и других дисциплин, кроме того, развить творческое и креативного мышления и навыков самовыражения.

Первая математическая модель биологического нейрона была разработана 1943 г. в трудах нейропсихолога У. Мак-Каллока и нейролингвиста У. Питтса [1]. Основными направлениями применения нейронных сетей (НС) являются моделирование, классификация, прогнозирование, распознавание образов и принятие решений [2]. В 2015 г. публикация исходного кода нейронной сети DeepDream, которую Google [3] использует для анализа и классификации графических файлов, подняла в интернете* волну интереса любителей искусства, к применению этого алгоритма для генерации художественных работ. У данного метода обучения сразу появились сторонники, но также и те, кто категорически отрицает возможность использования нейросетей в обучении студентов- художников, да и принципе считает их губительными для творчества.

В данной статье хотеть бы коснуться основных плюсов и минусов использование нейросетей для обучения студентов художественных профессий, а также понять, можно ли с пользой использовать данный инструмент в образовании?

*Нейронная сеть — это метод в искусственном интеллекте, который учит компьютеры обрабатывать данные таким же способом, как и человеческий мозг. Это тип процесса машинного обучения, называемый глубоким обучением, который использует взаимосвязанные узлы или нейроны в слоистой структуре, напоминающей человеческий мозг.

Примеры использования нейросетей в обучении художественным профессиям:

Обучение основам рисунка и живописи

Нейронные сети могут использоваться для создания интерактивных обучающих программ, которые помогают студентам освоить основы рисунка и живописи. Такие программы могут включать в себя упражнения на рисование линий, форм, предметов и т.д., а также советы и рекомендации от опытных художников.

Развитие творческого мышления

Нейронные сети могут использоваться для создания инструментов и приложений, которые помогают студентам развивать творческое мышление. Такие инструменты могут включать в себя генераторы идей, генераторы образов и т.д.

Обучение дизайну

Нейронные сети хорошо зарекомендовали себя в создания программ обучения, помогающих нам знающим специалистам освоить основы дизайна. Такие программы могут состоять из упражнений на создание логотипов, веб-сайтов, мобильных приложений и т.д.

Основные плюсы использования нейросетей в образовательном процессе для художественных профессий:

Индивидуализация обучения

Нейронные сети – это гибкий инструмент с индивидуальными подходом.Он  адаптируется  к потребностям каждого студента индивидуально, и п предоставляет ему индивидуализированные упражнения и задачи. Это помогает учащимся быстрее прогрессировать и достигать своих целей.

Обучение на больших объемах данных

Нейронные сети могут обучаться на огромных массивах изображений, рисунков и других творческих проектов. Это позволяет им быстро и точно усваивать новые знания и навыки.

Точность и эффективность

Нейронные сети могут выполнять сложные задачи, связанные с искусством, с высокой точностью и эффективностью. Это позволяет студентам сосредоточиться на творчестве и самовыражения, а не на рутинных технических аспектах.

Нейросети могут адаптироваться к потребностям каждого студента, предлагая ему персонализированные упражнения и задания. Это помогает учащимся быстрее прогрессировать и достигать своих целей.

Вот некоторые направления развития нейросетей в обучении художественным профессиям:

Развитие нейросетей, которые могут создавать искусство, неотличимое от человеческого. Такие нейросети смогут использоваться для создания новых произведений искусства, а также для обучения студентов основам искусства.

Развитие нейросетей, которые могут помогать студентам в создании индивидуальных художественных произведений. Такие нейросети смогут учитывать уникальные навыки и предпочтения каждого студента, помогая ему создавать произведения, которые отражают его личность и индивидуальность.

К несомненным плюсам использования нейросетей в искусстве и творческих профессиях можно отнести возможность сгенерировать реалистичное изображение в короткий срок.

Данные генерации могут быть применены в анимационных и игровых фильмах, рекламном дизайне, игровой индустрии и т.д.

Нейросети могут выдавать очень нестандартные решения стандартных задач. Они создают компиляцию из многих и многих образов, создавая нечто новое, неожиданным образом смешивая различные визуальные образы. Такое искусство может стать источником вдохновения для более значительных авторских проектов.

Искусственный интеллект постоянно развивается и там постоянно появляются новые инструменты и возможности. И может существенно упростить и ускорить решение технических и рутинных задач в процессе создания творческого произведения. С помощью нейросетей можно создавать дизайн, анимацию, логотип, иллюстрации и видео. Развитие нейросетей, помогающих студентам в развитии творческого мышления. Такие нейросети смогут генерировать новые идеи и образы, помогая студентам выйти за рамки своих привычек и создать что-то новое и оригинальное.

Главным минусом использования нейросетей в обучении творческим профессиям можно назвать отсутствие человеческих эмоций и некое отсутствие авторского взгляда. Иногда это является преимуществом, но при создании художественного произведения авторский взгляд является определяющим.

Искусственный интеллект имеет ограниченное количество обучающих наборов данных. Из этого может возникать некая шаблонность и однотипность. Без постоянной модернизации и обучения на новых датасетах генерируемые изображения начнут повторяться и потеряют уникальность.

Творческий процесс нейросетей нельзя контролировать, что, несомненно, так же является минусом. После обучения алгоритм выведет результат на основе установленных весов, и, если результат не оправдывает ожидания, модель придется переобучать.

Самым большим минусом использования нейросетей для решения творческих задач являются этические вопросы. Разработчики не могут в полной мере контролировать распространение и применение произведений, созданных помощью нейросети. Алгоритмы нельзя контролировать, но также нельзя считать авторами произведений.

Ответственность за некорректное применение произведений, созданных с помощью ИИ несут создатели, но, при этом, “творческий процесс” запущенный нейросетью они контролировать не могут.

За счет доступности технологии злоумышленники могут с помощью нейросетей создавать изображения для обмана людей, краж их личных данных и распространения языка ненависти.

Перспективы развития нейросетей в обучении художественным профессиям.

В будущем нейросети станут еще более мощными и универсальными. Они смогут помочь студентам в освоении самых сложных художественных дисциплин, а также в развитии их творческого потенциала.

Нейронные сети также смогут использоваться для создания новых форм искусства, которые невозможно создать без помощи искусственного интеллекта.

Смогут ли нейросети заменить художников?

Когда-то новым веянием творчества считалась фотография. Спустя почти 200 лет существования она не заменила художников и деятелей искусства, а заставила их развиваться и приспосабливаться.

Это создало новое поколение творческих людей. Художники и фотографы начали вместе создавать произведения, способные удивить, привлечь и натолкнуть на мысли о красоте.

Искусство, в какой бы форме оно не проявлялось, заставляет людей чувствовать. И есть много места для новых художественных граней, способных вызвать ранее неизвестные ощущения.

Создатели генеративного ИИ могут немного сместить существующие формы творчества, но не уничтожат их.

Инструменты вроде DALL-E 2, Stable Diffusion и Midjourney, вероятно, продолжат трансформироваться в очень сложные художественные движки и помогут деятелям искусства дополнять свои работы.

При достаточном и постоянном развитии нейросетей люди смогут регулярно использовать технологию для вдохновения и расширения своих идейных возможностей.

Заключение

Нейронные сети уже сейчас оказывают значительное влияние на художественное образование. В дальнейшем данный инструмент станет еще более важным. С помощью него студенты смогут развивать свои творческие способности и достичь своих целей в области искусства.

Стилизация изображений при помощи НС способна дать представление о процессе создания уникальных произведений искусства, приподнять завесу над тайной творчества [4]

Основные выводы

Нейронные сети обладают рядом плюсов, которые делают их перспективным инструментом для обучения художественным профессиям.

Нейронные сети могут использоваться для индивидуализации обучения, обучения на больших объемах данных и выполнения сложных задач с высокой точностью и эффективностью.

В будущем нейросети станут еще более мощными и универсальными, что позволит им помочь студентам в освоении самых сложных художественных дисциплин и развитии их творческого потенциала.

Если оставлять в системе художественного образования и творчества автора-человека, то между техническим воплощением и новаторством, идеей, эмоциональным откликом, не следует слепо выбирать техническое воплощение. В техничности генеративная нейросеть скорее будет превосходить автора-человека. Так, в процессе художественного образования следует делать упор на личностно-ориентированном обучении, способности к творческому и абстрактному мышлению, воспитании у учащихся внутренней рефлексии и утончению художественного и эмоционального восприятия [4].

Рекомендации

Для дальнейшего развития нейросетей в обучении художественным профессиям необходимо проводить исследования в следующих направлениях:

  • Разработка нейросетей, которые могут создавать искусство, неотличимое от человеческого.
  • Разработка нейросетей, которые могут помогать студентам в создании авторских художественных произведений.
  • Разработка нейросетей, которые помогут учащимся в развитии творческого мышления.

Для внедрения нейросетей в обучение художественным профессиям необходимо разработать соответствующие образовательные программы и инструменты.

Список литературы

  1. McCulloch W. S., Pitts W. A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity // Bulletin of Mathematical Biophysics. 1943. Vol. 5. P. 115-
  2. Хайкин С. Нейронные сети. Полный курс. 2-е изд. М. : Вильямс, 2006. 1104 с.
  3. DeepDream – a code example for visualizing Neural Networks // Google Research Blog. 2015. 01 July. URL: https://research.googleblog.com/2015/07/ deepdream-code-example-for-visualizing. Html.
  4. Жданова В.А.Нейронные сети в искусстве: между имитацией и верификацией
  5. Роботы научились писать стихи и рисовать. Это искусство? // Meduza. 1.08.2016. URL: https://meduza. io/cards/roboty-nauchilis-pisat-stihi-i-risovat-eto-iskusstvo
  6. Что такое нейронная сеть?//https://aws.amazon.com URL: https://aws.amazon.com/ru/what-is/neural-network/
  7. Булыгина А.О. Роль генеративных нейросетей в обучении искусствам студентов художественно-графических факультетов.

Интересная статья? Поделись ей с другими: