УДК 37

Анализ дидактического потенциала цифровых образовательных ресурсов в контексте подготовки к ОГЭ по английскому языку

Чайка Оксана Валерьевна – студентка магистратуры Московской международной академии

Фаддеева Екатерина Анатольевна – учитель английского языка Средней общеобразовательной школы № 35 в Санкт-Петербурге

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов в контексте подготовки к ОГЭ по английскому языку в 9 классе. Исследуются основные преимущества и методы использования цифровых образовательных ресурсов в ходе подготовки к ОГЭ по английскому языку. Рассматриваются перспективы применения цифровых электронных ресурсов при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Ключевые слова: ОГЭ, английский язык, экзамен, образование, иностранный язык.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подготовка обучающихся к ОГЭ по английскому языку в традиционном формате, когда педагог выступает в качестве главного носителя информации, далеко не всегда является эффективной. Это вызвано тем, что обучающиеся должны постоянно быть сосредоточенными и концентрировать свое внимание на учителе, а это довольно сложно даже для старшеклассников. При этом в современных условиях обучающиеся должны усваивать большой объем учебной информации, и уменьшить его не получится. Для того, чтобы школьники легче усваивали материал, при подготовке к ОГЭ необходимо использовать современные информационные технологии [1].

Ценность цифровых образовательных ресурсов в контексте подготовки к ОГЭ по английскому языку заключается в том, что при помощи цифровых образовательных ресурсов представить информацию в более привлекательной для детей форме - насыщенной анимацией, текстом, диаграммами, с интересным дизайном, графиками и рисунками. Преимущество такого подхода заключается в том, что учебный материал более наглядно и доступно объясняется по сравнению с устной формой преподавания. Исключительно важным фактором на таких занятиях является возможность индивидуальной работы ученика, позволяющей ему двигаться вперед в своем темпе и возвращаться к непонятным моментам при необходимости [2].

Основная цель применения цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ОГЭ по английскому языку заключается в том, чтобы повысить качество подготовки школьников, а также для того, чтобы мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка, развивать у школьников коммуникативную компетенцию, развивать лингвистическую и межкультурную компетенцию.  При помощи цифровых образовательных ресурсов можно успешно реализовать принцип индивидуального и дифференцированного подхода при организации подготовки обучающихся, а также развивать креативный потенциал школьников [3].

В ходе анализа цифровых образовательных ресурсов, применяемых современными педагогами на уроках английского языка, все цифровые образовательные ресурсы были классифицированы в зависимости от выполняемой ими функции:

  1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
  2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.);
  3. Источник учебного материала (разработка задания для самостоятельной работы учащегося, электронный учебник, электронная рабочая тетрадь).

Большинство цифровых образовательных ресурсов, применяемых для изучения иностранных языков и подготовки к соответствующим экзаменам, имеют модульную структуру. Учитель, используя цифровые образовательные ресурсы, может не только применять в образовательном процессе готовые модули с материалом. Он может также создавать новые модули, используя конструктор [2].

У использования цифровых образовательных ресурсов в ходе подготовки к ОГЭ имеется много преимуществ. В первую очередь, это доступность и способность педагога расширить поток учебной информации. Кроме этого, при помощи цифровых образовательных ресурсов можно включить в урок работу с интерактивной доской и мультимедийными презентациями. Грамотное использование цифровых образовательных ресурсов позволяет увеличить объем самостоятельной работы обучающихся и способствует реализации принципа интерактивности и наглядности в образовательном процессе. Применение цифровых образовательных ресурсов способствует также реализации принципа индивидуальности обучения [5].

Когда педагог использует цифровые образовательные ресурсы в ходе подготовки школьников к ОГЭ, он может более точно оценить реальные возможности обучающихся, а также может оперативно корректировать актуальные результаты учебной деятельности детей и оперативно выявлять пробелы в знаниях школьников. Результат своей деятельности школьники получают сразу после того, как будет выполнено то или иное задание. Используя цифровые образовательные ресурсы, обучающиеся могут проверить себя сами, а это значительно экономит рабочее время учителя.

Использование цифровых образовательных ресурсов в ходе обучения говорению на уроках английского языка при подготовке к ОГЭ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • с помощью интерактивного диалогового гипертекста обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятий;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности – залог выполнения в будущем успешных самостоятельных проектов [4].

Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ОГЭ в ходе обучения говорению позволяет представить учебный материал в более наглядном и понятном виде, чем при устном обучении. Очень важно также, что школьники могут работать в классе индивидуально, продвигаясь в понимании нового материала в своем собственном темпе и, при необходимости, возвращаясь  к непонятным местам или предупреждая их возникновение с помощью учителя или самостоятельно [1].

При этом необходимо понимать, что использовать цифровые образовательные ресурсы эффективно педагог может только в том случае, если он обладает профессиональными компетенциями, необходимыми для работы с данным типом образовательных ресурсов. В современных электронных учебно-методических комплексах имеются дидактические материалы для педагога; при помощи этих материалов учителя сами учатся грамотно применять  цифровые образовательные ресурсы и максимально полно использовать их дидактический потенциал в образовательном процессе.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием  цифровых образовательных ресурсов может решить проблему  эффективной подготовки  к ОГЭ. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся [3].

Таким образом, современные  цифровые образовательные ресурсы обладают большим потенциалом для проведения мотивирующих, эмоциональных и информативных уроков, посвященных подготовке к ОГЭ. Для того, чтобы использование данного типа ресурсов при подготовке к ОГЭ было максимально эффективным, содержание цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать текущему уровню языковой подготовки обучающихся, а также должно соответствовать интересам обучающихся, в соответствии с их возрастом. Все эти факторы должен учитывать педагог английского языка, подбирая  цифровые образовательные ресурсы для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Список литературы

  1. Бондина О.Н. Социально-антропологический подход к организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Академический вестник. – 2018. – № 2 (31). – С. 113-118.
  2. Буримская Д.В. Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 1. – С. 60-70.
  3. Bennett N. and Dunne, E. How Children Learn, Implications for Practice. In B. Moon and A. Shelton Mayes (eds.) Teaching and Learning in the Secondary School, 2018. pp. 50-56.
  4. Freeman D. and Anderson, M. Teaching and principles in language teaching. Oxford University Press. Oxford. 2021.
  5. Gonen M. The relationship between FL listening anxiety and FL listening strategies: The case of Turkish EFL learners. Proceedings  of  the  5th  WSEAS/IASM  //  International  Conference  on  Educational Technologies, 2019. – 44-49 р.

Интересная статья? Поделись ей с другими: