УДК 37

Трилогия «Город» как способ культурно-нравственного воспитания подростков и молодежи

Кузнецова Виктория Олеговна – студент Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва

Олимжонова Карина Улугбековна – студент Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва

Ливак Наталия Степановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос патриотического воспитания подростков и молодежи, их включенность в процесс культурно-нравственного воспитания в целом. Рассматривается культурно-просветительский проект «Трилогия: ГОРОД», который реализуется через игровые технологии и проектную деятельность.

Ключевые слова: культурно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, подростки, молодежь, игровые технологии, проектная деятельность.

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Но как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда. В настоящее время, идея патриотического воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Одной из самых популярных целей патриотического воспитания является - формирование любви к Родине. Сильное «чувство любви», невозможно привить или развить у человека, тем более, школьного возраста. Таким образом, в рамках нашей работы, цель патриотического воспитания приравнивается к культурно-нравственному, т.к. чувство патриотизма включает в себя высокий уровень социальной активности, гражданской ответственности и способности проявить себя.

Государство в настоящее время пытается восстанавливать, утраченное в гражданах страны, чувство патриотизма и гражданственности. Как отметил Президент России В.В. Путин: «Любовь к Родине является основой жизни россиян, на это чувство опирается вся история страны.  Патриотизм начинается с любви к своей земле, городу, региону, с любви к малой родине». Также стоит отметить и другие слова глава главы нашего государства: «Если мы хотим видеть Россию великой державой, имея в виду не только уровень благосостояния и удовлетворения материальных потребностей личности, но ее духовное величие, то нам надо, в первую очередь, подумать о духовно-нравственном возрождении общества, поисках нравственных ориентиров для России».

Возникает необходимость, в рамках современной системы образования, создания пространства, которое будет сфокусировано на культурно-нравственном воспитании подростков и молодежи, формируя чувство патриотизма в том числе.

Как отмечают отечественные ученые Д.В. Григорьев и П.В. Степнов, результат работы воспитания должен быть деятельностным, т.е. осознанное, мотивированное участие в различных культурно-просветительских, патриотических мероприятиях.

Красноярск – удивительный и красивый город со своей неповторимой историей, но не все хорошо знакомы с его историей. Сейчас люди все меньше задумываются о названии улиц, по которым они передвигаются ежедневно. Не каждый человек знает в честь кого или чего названа улица, на которой он проживает, какие знаковые здания, памятники, места, учебные заведения и организации есть в нашем городе.

Таким образом, нами был разработан культурно-просветительский проект «Трилогия: ГОРОД» для школьников, который реализуется через игровые технологии, творчество, проектную деятельность. Проект представляет собой комплекс мероприятий, расширяющих представления о городе, знание исторических личностей, оставивших яркий след в истории города, знаковых мест и учебных заведений. Воспитывая любовь к своему городу, мы подводим к пониманию, что наш город – частица Родины.

Цель проекта: повышение уровня гражданско-патриотического воспитания и культурно-исторического просвещения через применение игровых технологий, а также содействие развитию активной социальной и гражданской позиции.

Задачи проекта:

  • создание полноценной мотивационной основы для формирования активной социальной и гражданской позиции;
  • актуализация способностей участников к системному действию в симуляции игровой ситуации, проектной деятельности;
  • изучение истории своего города;
  • изучение истории образовательных учреждений, промышленных предприятий.

Стоит упомянуть, что игровые технологии и проектная деятельность в современном образовании играет немаловажную роль и набирают большую популярность, как способ передачи знаний, формирование навыков и т.д.

Проектная деятельность представляет собой один из способов, позволяющих современному молодому человеку самоопределиться и проявить социальную активность, личностные качества, развить творческий потенциал, научиться руководить и организовывать своих сослуживцев для достижения намеченных планов. Именно к развитию проектной деятельности Правительство Российской Федерации оказывает огромное внимание, проводя различные слеты, конференции, конкурсы, форумы.

Игровые технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Игра позволяет ослабить трудности в восприятии будущих ролей, которые возникают из-за отсутствия знаний и навыков прикладного и практического уровней. Игровой подход дает право быть причастным к функционированию изучаемого явления.

Нами был проведен социологический опрос, результаты которого показали, что лишь малая часть подростков знает историю названия своей улицы.  Как и люди, улицы имеют судьбы. Если каждый житель города со школьных лет будет интересоваться историей своего города, и передавать её из поколения в поколения, то есть шанс, что это привьет любовь и интерес к своей малой Родине и сохранит память о её героях.

Таким образом, наш проект – не только про историю улиц, он про историю всего нашего города.  Проект «Трилогия: Город» это возможность для школьников прикоснуться к прошлому, совсем по-другому посмотреть на город, на его историю и может быть даже заглянуть в собственное будущее.

«Трилогия: Город» направлен не только на культурно-нравственное воспитание подростков и молодежи, предоставление им возможности познакомиться с историей своего города, но и на формирование у будущих педагогов-психологов профессиональных компетенций посредством сопровождения учащихся образовательных учреждений при разработке собственных проектов.

Проект состоит из трёх частей. Первая – «Город – Место Силы». Данная часть была реализована в 2022 году. Старшеклассники из 5 школ и Дом-лицей им. Совмен города Красноярск разрабатывали собственные проекты, которые успешно защищали перед компетентным жюри, в состав которого вошли заместитель главы администрации центрального района г. Красноярск, председатель совета ветеранов г. Красноярск, писатели, историки и преподаватели Сибирского государственного университета им. М. Ф. Решетнева..

На данном этапе участники знакомились с уникальной историей своего города. Здесь они узнали малоизвестные факты. Для этого они работали с городскими архивами, для них были организованы экскурсии в библиотеки, велись обширные самостоятельные поиски интересных фактов. Далее перед командами стояла задача в игровой форме представить результаты исследования: квест-игра, исторический квиз, виртуальная экскурсия по городу с познавательной викториной.

У каждой команды был свой куратор, который консультировал ребят по разным вопросам, также были организованы чаты для работы. Результатом этапа стали готовые проектные решения для каждой команды, а самое главное желание изучать историю родного города.

Весной 2023 года была реализована вторая часть проекта – «Город – Точка Роста». Данный этап предполагал изучение истории учебных заведений города, в которых обучаются или в будущем предстоит обучаться нынешним школьникам. Например, кто такой академик Михаил Фёдорович Решетнев и почему в его честь назван Опорный университет Красноярского края.

В данном этапе приняли участие 7 школ и Дом-лицей им. Совмен г. Красноярск. Увеличение количества участников свидетельствует о заинтересованности современной молодежи в получении культурно-нравственного воспитания.

В 2024 году планируется реализация третьей части проекта – «Город – PROдвижение», где школьники познакомятся с историей промышленных предприятий, каждое из которых имеет своих свою историю.

Результатом проекта будет настольная игра «Трилогия: ГОРОД», в которую, мы надеемся, будут с удовольствие играть как дети, так и взрослые. Ведь знание своего города, своей малой Родины, это дань уважения нашим предкам – людям, которые участвовали в его развитии. Всё начинается с малого.

Подводя итоги, стоит отметить, что стимулом к созданию культурно-просветительского проекта «Трилогия: Город» послужила слабая культурная грамотность молодого населения. Об этом свидетельствует слабое посещение культурных учреждений, что в свою очередь ведет к проблемам существования самих этих учреждений. Основными причинами этого являются: низкий уровень культурного сознания молодежи, нежелания познавать исторические и культурные истоки не только мира, но даже собственного города даже если кто и участвует в каких-либо культурных движениях, то, как правило, хватает только верхушки этой культуры.

Важным проявлением в ходе реализации проекта, на наш взгляд, является воспитание в молодежи управленческих качеств, таких как: − коммуникабельность и толерантность; − в стрессовых ситуациях умение оперативно принимать правильное решение; − стремление к достижению поставленной цели; − умение находить оптимальные решения поставленным задачам. При этом самым важным все же является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Без прошлого, нет будущего, а будущее нашего города – это мы сами и сейчас мы создаем историю нашего города. Город – прежде всего, люди, которые жили, живут и будут в нем жить.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что культурно-нравственное, патриотическое воспитание необходимы для современных подростков и молодежи. Культурно-просветительский проект «Трилогия: ГОРОД», включающий в себя игровые и проектные технологии, является одним из доступных и эффективных средств повышения социальной, культурно-нравственной активности молодежи.

Список литературы

  1. Алегушина, Е.А. Методы и средства оценивания образовательных результатов студенов вуза/Е. А. Алегушина. – Текст: электронный .// Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. - С. 13-16
  2. Аниконова, Т.Г. Молодежные развлечения как проблема / Т.Г. Аниконова. - Текст: электронный. // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций (23 мая 2001) : вып. 3. – Белгород, 2001. – С. 10 -13.
  3. Голобородько, А.Ю. Культурное просветительство в контексте инструментария государственной культурной политики /А. Ю. Голобородько. - Текст: непосредственный. // Научный журнал Социально-гуманитарные знания. − 2015. − №7. − С. 183−189.
  4. Лоренц, В.В. Социально-культурный и культурно-просветительский проект как возможность для формирования активной гражданской позиции школьника / В.В. Лоренц- Текст: электронный.
  5. Лысенкова, М.В. Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения /М.В. Лысенкова. - Текст: электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф.. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 28-30.
  6. Мангер, Т. Э. Проектная деятельность как средство развития социально-культурной активности молодежи / Т.Э. Мангер, С.В. Дюкова - Текст: электронный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 862-867
  7. Поляков, С. Д. О проблемах патриотического воспитания/C.Д. Поляков. - Текст: электронный// Отечественная и зарубежная педагогика. - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» - 2011. - С.56-56.

Интересная статья? Поделись ей с другими: