УДК 331.108
Роль руководителя органа, организации, подразделения МВД России в системе подготовки кадров для органов внутренних дел
Ходякова Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент кафедры Психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
Физиков Мусса Мухамедович – слушатель факультета №2 Академии управления МВД России.
Аннотация: Статья посвящена содержанию и этапам педагогической деятельности руководителя органов, организаций, подразделений МВД России по подготовке кадров.
Автор раскрывает основные задачи руководителя, органа, организации, подразделения МВД России. Указывается, что координация правоохранительной деятельности, управление сотрудниками, находящимися в подчинении, возлагается на руководителя подразделения. В процессе службы постоянно возникает необходимость в обучении, наставничестве, воспитании, переподготовке сотрудников. Эти педагогические задачи являются необходимой частью управленческой деятельности руководителя, органа, организации, подразделения МВД России.
Ключевые слова: органы внутренних дел, подготовка, обучение, личный состав, роль руководителя.
Одной из основных задач руководителя, органа, организации, подразделения МВД России является координация правоохранительной деятельности, управление сотрудниками, находящимися под его руководством. В процессе службы постоянно возникает необходимость в обучении, наставничестве, воспитании, переподготовке сотрудников. Эти педагогические задачи являются необходимой частью управленческой деятельности руководителя, органа, организации, подразделения МВД России.
Содержание педагогической деятельности руководителей органов, организаций, подразделений МВД России можно разделить на концептуальную и процессуальную части. Концептуальная часть определяет его педагогическую стратегию, процессуальная – способы реализации этой стратегии [1].
Содержание деятельности по обучению и воспитанию кадров руководителями органа, организации, подразделения МВД России включает следующие аспекты:
- Разработка и утверждение образовательных программ и планов обучения, которые соответствуют современным требованиям правоохранительной деятельности. Руководитель должен определить основные цели и задачи образовательного процесса, а также выбрать методы и формы обучения, наиболее эффективные для достижения этих целей.
- Организация учебно-методической работы, которая включает разработку учебных пособий, методических материалов, проведение семинаров, тренингов и других форм обмена опытом между сотрудниками. Руководитель должен создавать условия для повышения квалификации и профессионального развития сотрудников.
- Организация практической подготовки и стажировок сотрудников в органах внутренних дел. Руководитель должен обеспечить возможность для сотрудников применять полученные знания и навыки на практике, а также осуществлять контроль и оценку результатов практической деятельности.
- Установление партнерских отношений с другими организациями и учебными заведениями, сотрудничество с ними в разработке и совершенствовании образовательных стандартов и программ. Руководитель должен активно взаимодействовать с профильными учебными заведениями, обмениваться опытом и передавать новейшие технологии и методы обучения.
- Организация систематического контроля и оценки эффективности образовательного процесса. Руководитель должен проводить анализ результатов обучения, определять достигнутые результаты и выявлять проблемные моменты, а также вносить корректировки в образовательную программу для ее улучшения.
- Поддержка самообразования и профессионального развития сотрудников. Руководитель должен создать условия для самостоятельного изучения новых технологий, законодательства и методологии работы, а также поддерживать сотрудников в их стремлении к профессиональному развитию.
- Организация системы мотивации и стимулирования сотрудников к повышению своей квалификации и профессиональному росту. Руководитель должен создать систему поощрений и премирования, которая будет стимулировать сотрудников к саморазвитию и достижению высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Все эти аспекты педагогической деятельности руководителя направлены на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки и развития сотрудников органов внутренних дел, что позволяет им эффективно выполнять задачи правоохранительной деятельности.
Для достижения эффективных результатов в процессе обучения будущих сотрудников, руководитель должен выработать свою педагогическую стратегию, то есть определенную систему действий для достижений поставленных целей.
Педагогическая стратегия руководителя основана на выработке системных представлений о том, какие именно категории сотрудников, в каких направлениях и в каких областях нуждаются в подготовке (обучении и воспитании). Это также представление о том, какой уровень профессиональной подготовки коллектив или отдельный сотрудник должен достичь в установленный промежуток времени и в определенных условиях [3].
Т.е. необходимо системное определение реальных характеристик сотрудников с сопоставлением имеющихся положительных качеств, реального потенциала развития и, конечно же, определение расхождений и противоречий между поставленной целью и реальным уровнем коллектива сотрудников [4].
Рассматривая педагогическую стратегию как многоуровневую систему, можно выделить следующие этапы:
- Анализ комплекса внешних факторов, которые могут оказать влияние на формирование профессиональных качеств сотрудника, а именно
- социально-экономическая ситуация в регионе, где находится орган, организация, подразделение МВД России;
- степень доверия населения органам внутренних дел;
- уровень преступности;
- степень взаимодействия органов внутренних дел с представителями органов государственной власти, местного самоуправления [5, С.118];
- степень взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с общественными организациями [2];
- Конечно, не все эти факторы могут быть подконтрольны руководителю, но их анализ способствует более эффективному решению педагогических задач руководителем.
- Анализ педагогической ситуации, т.е. системы факторов, непосредственно оказывающих влияние на состояние сотрудников, а именно
- служебные и личные проблемы сотрудников, напрямую влияющие на эффективность их профессиональной деятельности;
- индивидуальные профессиональные затруднения;
- воздействие особенностей оперативно-служебной деятельности на сотрудников (рабочее время, рабочая нагрузка и т. д.) [6];
- уровень внутренней сплоченности в коллективе сотрудников органа, организации, подразделения, состояние деловых и межличностных отношений внутри коллектива, способность сотрудников коллективно решать оперативно-служебные задачи [5, С.96];
- уровень социальной, профессиональной и психологической защищенности сотрудников;
- соответствия выбранного руководителем метода педагогической деятельности уровню развития сотрудников;
- степень взаимодействия руководителей органов, организаций, подразделений МВД;
Здесь указаны только основные факторы, влияющие на сотрудников органов внутренних дел. Если подчиненные сотрудники разной национальности, то при анализе их межличностных отношений также добавляется национальный компонент. [7]
- Анализ средств и ресурсов для решения педагогических задач, в том числе
- наличие материально-технических ресурсов для решения педагогических задач;
- объективные возможности руководителя по личному участию в обучении и воспитании сотрудников;
- образовательный потенциал сотрудников;
- педагогические способности и компетентность самого руководителя.
- Конкретизация цели путем формулирования ряда педагогических задач [7]
Раскрывая данный этап деятельности руководителя можно определить конкретные задачи для определения конкретной педагогической цели:
- определения положения деятельности по профессиональной подготовке сотрудников в системе управленческой деятельности;
- оценка условий работы в области подготовки кадров;
- определить основополагающие задачи в работе по профессиональной подготовке сотрудников;
- мобилизовать силы и ресурсы на подготовку персонала и просветительскую работу;
- деятельность по контролю за разработкой программ обучения сотрудников;
- деятельность по корректировке программ, в случае необходимости;
- участие в индивидуальных мероприятиях по обучению персонала.
- Реализация программы (фактическое обучение и воспитательная работа)
Педагогическая деятельность руководителя органа внутренних дел оказывает целенаправленное воздействие на слушателей. Эффект достигается за счет разработки программы, включающий комплекс организационно-педагогических задач, решаемых педагогом для обеспечения оптимального развития личности слушателя, выбора форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и процессом их реализации.
Программа реализуется непосредственно посредством фактического обучения и воспитательной работы.
В обучении, проводимом руководителем, основной упор делается на организационную деятельность, в ходе которой он реализует целый комплекс смежных задач: постановку целей, планирование, координацию, анализ эффективности и т.д.
Реализация воспитательной работы является необходимой частью педагогической программы руководителя, ее основным компонентом. Реализация воспитательной работы ведется по следующим основным направлениям:
- патриотическое воспитание, формирующее и развивающее в трудовом коллективе личностные качества патриотичного гражданина, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества;
- профессионально-нравственная воспитание, развивающая у сотрудников представления о моральных устоях службы в органах внутренних дел, знание профессионально-этических требований к поведению на службе и вне служебной деятельности;
- правовое воспитание, оказывающее целенаправленное систематическое воздействие на сознание сотрудников с целью формирования в нем глубоких и устойчивых правовых знаний, точек зрения и идей.
- Оценка результатов и дальнейшая поддержка кадров
Этот этап должен быть реализован до, во время и после подготовки. Способ оценки заключается в изучении следующих критериев:
- реакция сотрудников (независимо от того, они сочли программу полезной, понравилась ли она им или они не порекомендовали бы ее другим людям);
- результативность обучения (приобрели ли сотрудники желаемые навыки и усвоили ли информацию, которую руководитель хотел, чтобы они усвоили);
- поведение на службе и в быту (произошли ли изменения после того, как с сотрудниками осуществлялась воспитательная работа);
- организационные характеристики (повышение уровня производительности труда, улучшение качества выполнения служебных задач);
- степень достижения педагогической цели (оценка итогов реализации программ обучения и воспитания для цели организации).
Таким образом, педагогическая деятельность руководителя органов, организаций, подразделений МВД России по подготовке кадров является многогранным и сложным процессом, требующим системного подхода и постоянного совершенствования. Исследования и методические рекомендации, представленные в библиографическом списке, могут быть полезны для руководителей в совершенствовании своей педагогической деятельности и повышении эффективности подготовки кадров в органах, организациях и подразделениях МВД России.
Список литературы
- Гук А. И. Интеграция науки и образования в системе МВД России (теоретико-прикладные и правовые проблемы) // Монография / М.: 2014. С. 76.
- Кикотя В.Я. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. М.: ЦОКР МВД РФ, 2010 г. С. 79.
- Колонтаевская, И. Ф. Профессиональное образование кадров полиции (педагогический аспект): Монография /: Академия управления МВД России. 2016. С. 78.
- Кожевников, В. В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 60
- Стрельцов В. В. Особенности анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России // Бизнес в законе. 2015.№ 3.
- Туравец, Н. Р., Филимонов, Р. Н. Современные требования к профессионально-управленческой компетенции сотрудника полиции //Общество и право. 2017. № 2. С. 94.
- Эрдниев А. С. Построение системы нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4. С. 62.