УДК 316

Тенденции развития системы российского образования на современном этапе

Чернышёва Ольга Валериевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Аннотация: В статье представлены направления модернизации и тенденции развития системы российского образования на современном этапе. Показано, что Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, опираясь на педагогическое сообщество, стремится обеспечить реализацию принципов деятельности системы образования. Обозначено, что развитие частных учебных заведений, являющихся дополнением к государственной системе образования, создает дискуссионную обстановку в педагогическом сообществе по поводу достоинств и недостатков частного образования и качества знаний современных школьников.

Ключевые слова: система образования, модернизация системы образования, приоритетные направления образования, рынок образовательных услуг.

Система образования России сегодня находится на сложном этапе реформ. Работу образовательных учреждений дестабилизирует целых ряд факторов, включая социальную и экономическую нестабильность, нехватку финансовых средств из-за кризисного экономического положения. Законодательная база, которая регулирует сферу образования, не отличается полнотой и совершенством, но и имеющиеся законы систематически нарушаются.

Минобрнауки РФ с опорой на педагогическое сообщество пытается обеспечить условия для реализации в новых условиях принципов деятельности образовательной системы, которые изложены в ФЗ №273. Стартовой точкой в этом процессе является четкое понимание того, какое значение имеет образование на текущем этапе развития человечества. Еще 29 августа 2001 года в своем выступлении на заседании Госсовета РФ Президент РФ В. В. Путин отметил, что образованию отдается приоритетная роль в мировой экономике. Именно оно является самым дорогим и ценным товаром, поэтому средний уровень образования граждан, а не ресурсы, определяет устойчивое развитие страны. Поэтому государственная политика России базируется на бесплатности образования [1].

Вокруг провозглашенной еще в 2000 году модернизацией системы образования в России до сих пор разгораются ожесточенные дискуссии. Сегодня все реже спорят о содержании образования, а вот проблемы организационных и экономических реформ по-прежнему остаются остроактуальными.

Особенно жаркие споры ведутся вокруг проблемы долевого развития платного и бесплатного образования, вопросов согласования их содержания.

По мнению исследователя Ф. И. Минюшева, в свете развития частных учебных заведений, которые дополняют государственную систему образования, в педагогическом сообществе стали возникать острые дискуссии по поводу плюсов и минусов частного образования. Его главным недостатком стоит считать то, что платная основа делает образование недоступным для малообеспеченных граждан, тем самым ведя к усилению социального неравенства. Также немаловажен и тот факт, что в частных школах невозможно осуществлять неусыпный государственный контроль за содержанием образования и качеством обучения. Часто в платном образовании ситуативные интересы и текущая выгода вытесняют фундаментальную подготовку в подготовке кадров. Но есть и плюсы. Частые школы создают на рынке образовательных услуг конкуренцию, это повышает качество обучения, привлекает в сферу образования дополнительные материальные средства, расширяет свободу выбора учебного заведения, открывает более множество перспектив для внедрения инноваций в систему образования [2].

За рубежом доля учащихся в частных учебных заведениях общей системы образования варьируется от 10 % до 20 %. Все шире становится перечень платных услуг в области дополнительного образования[3].

Становится тревожно, если анализировать качество знаний сегодняшних школьников. И. Евсин провел среди учащихся старших классов ряда престижных рязанских школ опрос и по его результатам описал ситуацию в сфере образования и воспитания современных подростков. Исследователь отметил у старшеклассников низкий уровень образованности. Дети смогли назвать среди героев Великой Отечественной войны лишь Жукова. Опрос показал, что современные школьники понятия не имеют о подвигах Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Александра Покрышкина, Виктора Талалихина, Олега Кошевого.

Если посмотреть в учебник истории, все проясняется. Упоминания об этих героях в книге отсутствуют. Информация о маршале Г. К. Жукове, хоть и небольшая и неполная, есть, а о других значимых фигурах забыли. Великая Отечественная война подается школьникам как нечто теоретическое – это просто перечень данных о стратегии и тактике наступлений и отступлений советских войск.

Также в опросе И. Евсина был вопрос о том, за счет чего Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне. Оказалось, что старшеклассники имеют об этом весьма смутное представление. Они не только не могут ответить, кем было поднято знамя над Рейхстагом, но и указать даты начала и окончания войны! Опрос также выявил, что школьники практически ничего не знают об Александре Невском, Дмитрии Донском, А. В. Суворове, М. И. Кутузове. Дети смутно представляют себе большинство знаменитых русских ученых, путешественников, мореплавателей, деятелей культуры и искусства. Впрочем, чему здесь удивляться? «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» определяет приоритетными направлениями школьного образования формирование толерантности, правового правосознания, способности активно адаптироваться на рынке труда. Задача современной школы была сформулирована бывшим министром образования А. Фурсенко как воспитание потребителя вместо творца, которого создавала советская школа. Получается, что сегодня российская школа работает в рамках материалистической идеологии, свойственной западному миру, и официальный представитель государства это напрямую подтверждает [4].

Мы считаем, что государство должно больше способствовать тому, чтобы образовательная деятельность учебных заведений соответствовала запросам общества и личности. Отношение социума и государства к образованию должно измениться – важно увеличить объемы финансовой поддержки, больше заботится о научных и педагогических кадрах, создать условия для применения интеллектуального потенциала образованных людей, сделать образование ценностью в глазах социума.

В связи с этим нужно уже в ближайшее время развивать следующие приоритетные направления в отечественном образовании:

  • повышать в структуре ВВП долю бюджетных расходов, идущих на образовательную деятельность;
  • обеспечить условия, при которых затраты на образование будут расти опережающими темпами в сравнении с другими сферами, финансируемыми из бюджета;
  • повышать конкурентоспособность образованных людей на рынке труда;
  • существенно повысить заработную плату работникам учреждений образования;
  • усиленно стимулировать педагогов, которые работают качественно и результативно.

Список литературы

  1. Аргументы «за» и «против» платного образования // Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М., 2003. – С. 344-345.
  2. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М. : Инфра, 2003. – 381 с.
  3. Евсин И. В. Почему не хватает патриотизма // Благовест, № 9 (237), сентябрь 2013.
  4. Минюшев Ф.И. Социология культуры: учебное пособие. – М.: КДУ, 2009. – 254 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: